Казалось бы, исторических фильмов о любых эпохах сейчас выходит очень много. Среди них есть как жестокие и откровенные сюжеты, так и романтические мелодрамы и даже комедии.

Но Йоргос Лантимос сумел показать историю в уникальном авторском ключе, и потому «Фаворитку» логичнее ставить в один ряд не с традиционными костюмированными драмами, а с предыдущими работами режиссёра.

Нестандартный взгляд на эпоху

Раньше Лантимос не касался сюжетов из прошлого, предпочитая либо реалистичные, либо почти фантастические картины. Например, в фильме «Клык» он показал историю семьи, живущей только на территории собственного дома, практически не соприкасаясь с внешним миром.

В «Лобстере» режиссёр представил антиутопию, где одиноким людям необходимо в кратчайший срок находить себе пару, иначе их превращают в животных. А в «Убийстве священного оленя» завязка кажется простой семейной драмой, но потом всё действие приобретает мистический оттенок.

В «Фаворитке» же Лантимос решил показать изнанку эпохи красивых костюмов и балов, предлагая всем романтично настроенным людям взглянуть, как на самом деле протекала жизнь в XVIII веке.

Так, одна из главных героинь Эбигейл (Эмма Стоун) появляется во дворце вся перемазанная в грязи: её вытолкнул из кареты игриво настроенный попутчик. Прислугу здесь насилуют, совершенно не стесняясь посторонних, а болезни совершенно не умеют лечить.

«Фаворитка» Йоргоса Лантимоса: Королева

И в центре всего почти обезумевшая и уже не способная передвигаться без посторонней помощи королева Анна. Формально она ещё правит государством, но на самом деле решения давно принимает её фаворитка леди Сара (Рэйчел Вайс). Сама же королева выглядит просто жалкой.

Оливия Колман потрясающе вжилась в образ монарха. Если вдуматься, её героиня должна вызывать неприязнь. Но отличная актёрская игра заставляет сочувствовать больному человеку, который просто не замечает, что вокруг все лгут. Точно так же она не понимает, что Эбигейл сближается с ней только чтобы получить место при дворе.

Эпоха, которую привыкли изображать красивой и изящной, в фильме Лантимоса показана временем грязи, подлости и интриг. Фаворитки насмерть грызутся за место поближе к королеве, не забывая о романах на стороне, политики думают лишь о своей выгоде и используют личные связи. А сама Анна, словно символ увядающей власти, смотрит на происходящее взглядом глупого ребёнка.

Нестандартные съёмки

«Фаворитка» Йоргоса Лантимоса: Фаворитка

Визуально фильмы Йоргоса Лантимоса невозможно спутать с работами других постановщиков. В эпоху компьютерных эффектов и сложной обработки он продолжает придерживаться принципа максимального натурализма.

В ранних фильмах это можно объяснить небольшими бюджетами: у независимого греческого режиссёра просто не было возможности снимать иначе. Но автор не изменил своему подходу и в «Лобстере», где появились известные голливудские актёры.

В итоге большая часть фильма снята при естественном освещении, а исполнителей главных ролей не гримировали, чтобы показать, как они выглядят на самом деле.

Лантимос также дал актёрам возможность самостоятельно додумывать свои образы. Так у Колина Фаррелла и появились его странные усы и причёска.

«Фаворитка» воплощает ровно тот же подход, что опять-таки необычно для исторического фильма, который чаще делают максимально ярким. Но Лантимос и ночные сцены снимает в реальной темноте. Свет дают только факелы и свечи, которые можно увидеть в кадре.

Иногда это делает картинку трудночитаемой, но зато позволяет понять, как всё выглядело на самом деле. И падение одной из героинь с края дороги отлично иллюстрирует реальность.

Такой подход сказался на съёмках внутри помещения. Чтобы правдиво передать обстановку дворца, фильм снимали в реальной усадьбе Хэтфилд-хаус, где когда-то жили Эдуард VI и Елизавета I.

Но если чуть разобраться в технологии съёмок, то становится ясно: ширина коридоров реальной усадьбы заставила бы режиссёра снимать только очень короткие кадры, чтобы камера следовала за идущими людьми. Поэтому в павильонах помещения делают значительно шире, чем нужно.

Однако Лантимос и здесь идёт другим путём. Он, как и раньше, снимает длинными кадрами, просто используя широкоугольный объектив. Из-за этого при резких поворотах камеры в большом зале можно почувствовать головокружение: искажение по краям создаёт сильное мелькание.

«Фаворитка» Йоргоса Лантимоса: Образ эпохи

Звуковое сопровождение либо на самом деле звучит в самом сюжете — например, кто-то сидит за клавесином или в саду играет оркестр — либо сведено к монотонному минимализму. Автор не забивает действие звуком, добавляя его лишь в самые необходимые моменты.

Но не нужно думать, что «Фаворитка» из-за этого теряет всю красоту исторической эпохи. Отдельными кадрами из фильма можно долго любоваться. Красивые костюмы и гобелены дополнены изящными образами актрис, лишённых при этом яркого грима. Лицо Эммы Стоун выглядит намного естественнее, чем во многих других фильмах.

А когда одна из героинь получает шрам, на её лице появляется красивая лента. Лантимос умеет находить прекрасное в отвратительном. И наоборот, может добавить неприятного реализма в эстетичные кадры.

Нестандартные взаимоотношения

«Фаворитка» Йоргоса Лантимоса: Кадр из фильма «Клык»
«Клык»

В своих фильмах Йоргос Лантимос часто показывает очень нестандартные человеческие взаимоотношения, и иногда они на грани допустимого. В картине «Альпы» он рассказывал о людях, которые за плату «подменяют» в семьях погибших родственников: общаются на обычные темы, ужинают, ходят вместе в кино.

В «Лобстере» персонажи пытались найти себе пару, при этом избавляясь от сексуального влечения. Но, пожалуй, наиболее провокационно выглядел «Клык», где в обособленной семье родители вызывали сыну проститутку, а потом даже настаивали на инцесте.

Чтобы избежать обвинений в аморальности, режиссёр помещает своих героев в вымышленные миры и декорации. Точно так же он относится и к историческим фильмам. Лантимос осознанно обратился к истории не самой популярной королевы, чтобы оставить себе простор для фантазии.

«Фаворитка» — не совсем историческое кино. Это художественный вымысел, который создан на основе реальных событий, но не претендует на их дословный пересказ.

«Фаворитка» Йоргоса Лантимоса: Интриги

Лантимос поставил в центр сюжета не только отношения Анны и её любовниц, но и эпоху патриархата, в которой королева смогла окружить себя сильными женщинами. Дело не исчерпывается близостью наивной правительницы с фаворитками.

Взаимоотношения героинь развиваются очень сложно. Ведь сначала ко двору бедную Эбигейл приводит именно Сара — герцогиня Мальборо. Муж последней в это время отправился на войну, а сама она делит постель с королевой и принимает политические решения. Эбигейл же, заигрывая с Анной, не забывает строить собственное будущее и подыскивает удачный брачный союз.

Это не любовный треугольник, а гораздо более сложная фигура с немалым количеством участников. Как в танцах на балу они регулярно меняются местами, а потом и сами начинают путаться, куда же им двигаться.

Нестандартное смешение жанров

«Фаворитка» Йоргоса Лантимоса: Любовь

Необычный визуальный стиль связан и с самой подачей. «Фаворитка», как и предыдущие фильмы Лантимоса, при просмотре вызывает множество разных эмоций.

Он не снимает чистую жестокость или боди-хоррор, где зрителю приходится всё время морщиться от неприятных кадров. И точно так же не склоняется к мелодраме или романтической комедии, которые вызывают лишь слёзы и улыбку.

Всё тот же «Лобстер» при мрачном сюжете попадал в списки лучших комедий. И в нём действительно есть над чем посмеяться: странная антиутопия выглядит абсурдно-нелепой, а персонажи совершают глупые поступки. Из предыдущих работ полностью лишено юмора разве что «Убийство священного оленя».

«Фаворитка» продолжает подобную тенденцию. В этом фильме много смешного. Здесь есть и текстовые шутки — соперницы часто подкалывают друг друга. А есть и моменты откровенного фарса, вплоть до банального падения в грязь и удара между ног неудачливому кавалеру.

«Фаворитка» Йоргоса Лантимоса: Грязь

Сексуальность и откровенные сцены у Лантимоса показаны с нарочитой реалистичностью, почти всегда лишённой изящества. Это не даёт действию уклониться в ненужный эротизм и снова напоминает о реалиях эпохи.

И даже не всегда можно заметить, как забавное переходит в неприятное, которое, в свою очередь, сменяется драмой и трагедией. Так, сцена, где в голого толстяка бросаются фруктами, смонтирована параллельно с очень мрачным моментом.

И подобное происходит на протяжении всей картины: смешное сменяется мрачным, красивое — отталкивающим. Такой подход отражает и неоднозначность характеров. Здесь нет разделения на добрых и злых, просто каждый делает то, что считает правильным.

Поэтому после просмотра «Фаворитка» оставляет очень странные впечатления. В ней много юмора, и фильм можно воспринимать как развлекательный. При этом неплохо и откровенно показана историческая эпоха со всеми её недостатками.

А под всем этим запрятаны глубокие личные драмы. И, в первую очередь, история слабой королевы, искренне верившей, что хоть кто-то её любит честно и бескорыстно.