Учёба, наука и бизнес сконцентрированы в одном месте
Кампус — это «город знаний»: пары, лаборатории, жильё и партнёры находятся рядом. Здесь проще находить людей, ресурсы и время, чтобы доводить задумки до дела. Подобные пространства создаются сейчас в России. Кампусы задумываются как инфраструктура нового типа: здесь выстраивается «короткая связь» между образованием, исследованием и практикой. По планам к 2030 году должно появиться 25 университетских кампусов, а к 2036 году их станет 40. Уже полностью построен кампус МГТУ им. Н. Э. Баумана, а также некоторые объекты в Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге, Уфе и других городах.
Кроме кампусов при вузах создаются передовые инженерные школы (ПИШ). Их сейчас 50 в 23 регионах России, а к 2030 году будет 100. Они также работают в партнёрстве с высокотехнологичными компаниями. Обучение проводится по разным направлениям: от транспорта и приборостроения до архитектуры и искусственного интеллекта. В ПИШ студенты создают инновационные разработки для реального сектора экономики. Кроме того, они могут найти практику и стажировку в компаниях, повысить свою квалификацию и пройти обучение по программам дополнительного профессионального образования.
Студенты практикуются на реальном оборудовании
Теория крепнет, когда в руках есть реальный инструмент. В современных лабораториях студенты сразу работают на том, что стоит на реальном производстве. Это сокращает разрыв между учебной задачей и реальным процессом: появляются отточенные навыки работы с установками и понимание техники безопасности.
К примеру, на базе Мурманского арктического университета (МАУ) запущен учебно‑тренировочный комплекс по борьбе за живучесть судна. Это полигон с модулями для отработки чрезвычайных ситуаций — пожаров или затоплений, который стал первым объектом будущего кампуса МАУ. В специальном «дымовом лабиринте» воссоздаются экстремальные условия низкой видимости, а в «пенном отсеке» установлены десятки имитаторов различных повреждений: от трещин в корпусе и рваных пробоин до повреждений трубопроводов, паропроводов, горловин цистерн и иллюминаторов. Тренировки максимально реалистичны: задаются сценарии аварий, уровни освещённости, шумовые эффекты и конфигурации лабиринта. В этом центре могут тренироваться не только студенты, но и действующие моряки, сотрудники МЧС и пожарные.
Ещё пример — Новосибирск. В Институте медицины и медицинских технологий НГУ работает лаборатория биосенсорных технологий. Она была создана по программе «Приоритет-2030». Команда развивает исследования для отечественных реагентов CAR‑T терапии. Это современный способ для лечения онкологических заболеваний. В нём используют собственные иммунные клетки пациента — Т‑клетки (или Т‑лимфоциты), чтобы генетически изменить их и направить на борьбу с раком.
Суть простая: из крови пациента берут Т‑клетки. Затем вставляют в эти клетки новый ген. Этот ген создаёт CAR — химерный антиген-рецептор. Изменённые Т‑клетки находят опухоль благодаря этому рецептору и уничтожают её. Кроме того, эти клетки активно размножаются — то есть их количество в крови растёт во время лечения, как будто «лекарство» само увеличивает свою дозу.
Развитая и удобная среда для жизни
Кампус — это не только аудитории. Жилые корпуса, спортзалы, пространства для сообществ и кружков создают комфортную среду, в которой проще учиться, заниматься наукой и запускать совместные проекты. Введённые и планируемые к вводу объекты — от Калининграда до Владивостока — формируют целые городские кварталы с понятной логистикой, безопасной средой и возможностями досуга. Такая инфраструктура помогает развиваться талантам в регионе: появляется больше причин остаться после выпуска — работа в лабораториях и компаниях партнёров, собственные стартапы, участие в консорциумах и проектных офисах.
Современные студенческие кампусы — это удобные общежития, спортивные площадки, коворкинги, кафе, лаборатории, мастерские, библиотеки и прогулочные зоны. Такие студенческие городки создаются по всей стране по национальному проекту «Молодёжь и дети», чтобы образование, наука и бизнес работали вместе и быстрее. К 2030 году таких кампусов будет 25, к 2036-му — 40.
Уже открыты кампус МГТУ им. Баумана, первые объекты в Новосибирске, Уфе, Калининграде, Челябинске и других городах. Параллельно по нацпроекту строят и обновляют 800 студенческих общежитий. Всё это для того, чтобы учиться было удобно, а первые результаты проявились уже во время обучения.
Кроме того, развитию университетов помогает программа «Приоритет-2030». Её цель — сконцентрировать ресурсы университетов на достижении национальных целей, усилить научный и образовательный потенциал вузов, а также сделать их активными участниками развития регионов. Ещё по программе вузы получают гранты на реализацию собственных программ развития, талантливые студенты создают технологические проекты и проводят научные исследования.
К 2030 году в России должны появиться более 100 прогрессивных современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.