Интервью с автором DaisyDisk

В марте этого года мы рассказывали о программе DaisyDisk, которая визуализирует смонтированные диски в виде наглядной секторной диаграммы. С помощью приложения пользователь наконец узнает, куда исчезает свободное дисковое пространство.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

С момента первой публикации прошло немало времени, DaisyDisk стала известной за рубежом (были публикации в TUAW, Mac App Storm и др. популярных мак-блогах), а недавно стала доступной бета-версия DaisyDisk 1.4. Хороший повод поговорить с Тарасом Бризицким, одним из авторов программы.

Расскажите немного о себе

Зовут меня Тарас, живу я в небольшом городке Саров (бывший Арзамас-16), что в Нижегородской области, уже лет 7 занимаюсь проектированием интерфейсов.

Как родилась идея создания DaisyDisk? Была потребность в такой утилите у вас лично или кто-то из знакомых подсказал идею? Рассматривались ли какие-то другие варианты (очередная скриншотилка или менеджер задач, коих уже немало). В общем, с чего начался проект?

С домашней фонотеки :)

Так уж случилось, что моя музыкальная/видео коллекция за многие года разрослась в объеме и постепенно перекочевала с CD/DVD дисков на винчестеры, объем свободного места на которых начал снижаться катастрофически быстро. То есть сотни гигабайт внезапно оказывались забиты образами виртуальных машин, старыми рипами DVD фильмов, подкастами или же кочующими с компьютера на компьютер архивами/бэкапами. Отделить зерна от плевел в подобной ситуации бывает непросто: например, в папке Downloads нередко находятся десятки гигабайт мусора вперемешку с нужными данными, не удалять же ее целиком… Finder здесь если и помогает, то не сильно. Найти адекватный инструмент для решения задачи «надо быстро освободить 10 гигабайт» не удалось

Расскажите о процессе создания программы? Сколько потребовалось времени? Сталкивались ли вы с какими-то сложностями или, может быть, интересными моментами?

Разработка фактически началась в самом конце 2008 года с небольшого эскиза, на котором я попытался объяснить Олегу (программисту) основные идеи будущего приложения. Через несколько недель у нас уже была куча полурабочих прототипов, а в марте 2009 мы выпустили версию 1.0. Концепция приложения несколько раз менялась, мы довольно много экспериментировали с графикой (не всегда удачно), но к моменту релиза DaisyDisk, который мы тогда звали DiskSpace, уже здорово походил на то, что вы видите сейчас. Я бы отметил и то, что последние доступные версии гораздо быстрее, удобнее и стабильнее тех, что мы выпустили в начале года :)

Первая сборка DaisyDisk

Сложности действительно были. Например, над созданием анимации Олегу пришлось довольно долго поломать голову, решая кучу геометрических задачек, число которых только увеличилось к версии 2.0 (которую мы планируем выпустить к середине 2010)…

Тарас, расскажи о процессе проектирования интерфейса. У тебя, надеюсь, сохранились ранние наброски. Интересно было бы показать читателям тот путь, которые проделали :)

На Flickr я выложил целую пачку ранних скриншотов и набросков Daisy, по которым можно проследить развитие ранних версий приложения, в которых внешние изменения были наиболее заметными.

Что же до проектирования, то тут все просто: двигаясь вперед небольшими шагами мы постоянно улучшали продукт, шлифуя его внешний вид и поведение. Не обошлось и без явных ляпов: значительную часть литературы по использованию sunburst (секторной диаграммы, которую мы используем) я «осилил» только к моменту релиза, так что несколько раз пришлось изобретать велосипед. Правда, за счет того, что время итерации (с момента окончания обсуждения до появления готового билда) обычно составляло не более суток (нередко и вовсе десять минут) мы довольно быстро двигались вперед, отбрасывая явно нежизнеспособные идеи.

DaisyDisk 1.4 Beta

Вы решили делать приложение для Mac OS X, а не Windows, хотя рынок маков не такой большой. Почему выбрали яблочный путь?

Изначально Олег предлагал писать приложение под Windows, однако мне удалось объяснить ему достоинства разработки под Mac. Например, Mac-пользователи больше привыкли покупать софт, нежели использовать «альтернативные лицензии», да и графические возможности OS X гораздо выше, чем у Windows. Немалым плюсом стала бесплатность XCode и высокое качество библиотек и инструментов разработки. Плюс имея за плечами опыт проектирования Windows приложений хотелось попробовать сделать что-нибудь и под Mac, пользователи которых известны своей любовью к хорошим интерфейсам.

DaisyDisk — shareware-программа, т.е. после тестого периода за дальнейшее использование приложения надо заплатить. Не боялись, что на рынке уже есть бесплатные аналоги?

Нет. Более того, это была часть эксперимента: нам хотелось проверить, сможет ли грамотно спроектированное приложение продаваться в подобных условиях.

«Бесплатные аналоги» примечательны не только нулевой ценой, но и нулевым же качеством, так что каждый выбирает сам: мучаться с очередной студенческой поделкой (заброшенной несколько лет назад) или же воспользоваться удобным качественным инструментом. В отличие от WhatSize, например, мы не налагаем никаких функциональных ограничений на демо-версию, так что пользователь как минимум ничего не теряет.

DaisyDisk за достаточно короткое время удалось стать популярной и очень известной утилитой. О вашей разработке писали TUAW, Mac App Storm и др. Можно предположить, что было много откликов от пользователей. А была ли польза? Предлагали ли интересные идеи?

Польза, конечно, была. Если бы не отзывы, мы бы вряд ли предположили что DaisyDisk может использоваться, например, телекомпаниями или системными администраторами больших компаний. Плюс часть усовершенствований в последних версиях DaisyDisk появилась именно благодаря просьбам пользователей.

DaisyDisk включали в списки самых красивых приложений. Поэтому вопрос к Тарасу, как автору UI, — почему в России довольно неважно обстоят дела с пользовательским интерейсом приложений? Даже крупные компании выпускают продукты, которыми невозможно пользоваться. Как исправить положение?

Я бы не сказал, что в России все так уж плохо. У нас полно хороших специалистов, создающих отличные интерфейсы. Посмотрите, например, на сервисы Яндекса, на FineReader (не тот, который под Mac :), работы студии Горбунова, UIDesign Group, UI Modeling…
Другое дело, что и откровенной халтуры, вроде парагоновского SlovoEd хватает. Тут уже вряд ли что-то изменится до тех пор, пока руководители некоторых компаний отойдут от принципа «пипл хавает». Здесь не стоит недооценивать возможность голосования рублем :)

Спасибо за ответы. :) В конце, если можно добавь пожелание читателям перед НГ. :)

Удачи в новом году! Читайте макрадар :)

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий