Куртка с солнечными батареями и брюки из пластика. 9 классных трендов в моде, которые помогают планете и людям

Современные бренды всё чаще задумываются об экологии и внедряют в производство новые технологии. Вместе с Coca-Cola в России рассказываем о тенденциях, которые меняют сферу потребления.

1. Устойчивая мода

Люди потребляют на 50% больше природных ресурсов, чем может восполнить Земля. Если так пойдёт и дальше, то в будущем нам потребуется несколько планет, чтобы удовлетворить все потребности. Проблема в том, что ни одного запасного места для жизни у человечества сейчас нет. Поэтому передовые компании берут курс на устойчивую моду.

Бренды, работающие по такому принципу, стараются производить одежду с бережным использованием ресурсов и минимальным вредом для окружающей среды. Так, они выбирают переработанные материалы или натуральные ткани — например, из органического хлопка, льна и бамбука. Предпочтение отдают растительному сырью, которое не требует много воды и химических удобрений. Кстати, использование красителей и нанесение химических составов на уже готовые ткани тоже ограничено. Если речь идёт о материалах животного происхождения вроде шерсти или шёлка, то особое внимание уделяется этичному содержанию зверей.

Кроме того, компании отказываются от использования низкооплачиваемого и детского труда в развивающихся странах. И во время производства стараются применять восполняемые источники энергии, вроде солнца и ветра.

Вклад в развитие устойчивой моды могут вносить и потребители. Для этого стоит:

  • по возможности отказаться от бесполезных покупок на распродажах;
  • отдавать предпочтение базовым и качественно сшитым вещам, которые прослужат долго;
  • посещать секонд‑хенды, аутлеты и винтажные магазины;
  • шить одежду на заказ, не поощряя быструю моду;
  • сдавать вышедшие из употребления вещи на переработку.

2. Переработка и утилизация

Выброшенная в мусорный бак одежда, обувь и аксессуары попадут на свалку, где их ждёт два пути: либо они будут долго лежать и разлагаться, либо будут сожжены. И тот и другой вариант для природы не очень‑то полезны. Вместо этого у вещей есть шанс получить вторую жизнь. Если они вам просто наскучили, их можно отдать друзьям или родственникам, продать онлайн или отнести в центры сбора вещей для нуждающихся.

Одежду, которая совсем износилась, можно сдать на переработку в специальные сервисы по сбору вторсырья или в магазины масс‑маркет. Дальше у вещей вновь два пути. Первый — стать строительным материалом, обтирочной ветошью, утеплителем, шумоизоляцией или шариковой ручкой, второй — превратиться в новую футболку или пальто и снова попасть на полки магазинов. Второй вариант подходит, если вещь сделана из материалов без примесей — например, из чистого полиэстера (его можно переплавить в полноценное новое волокно) или хлопка (переработанные волокна обязательно смешивают с новыми, чтобы ткань была прочной). Со смешанными тканями сложнее: отделить волокна разного происхождения друг от друга — непростая задача. Но технологии по их переработке в новый текстиль существуют и уже применяются.

Ещё для производства одежды из вторсырья используются пластиковые бутылки и даже океанический мусор. Из переработанного пластика делают, например, одежду для спорта и отдыха, применяют для создания тёплых флисовых брюк и курток, делают футболки. Отличить вторичный материал от первичного можно по маркировке на бирке — на ней будет значок переработки или надпись «Made from recycled polyester/cotton», обычно с указанием процента используемого вторсырья.

Подарить вторую жизнь можно даже вещам, которые многие из нас привыкли просто выбрасывать, — например, пластиковым бутылкам из‑под газировки. Coca‑Cola в России превращает отслуживший своё пластик в стильные вещи — в сентябре этого года у компании вышла коллекция одежды из переработанных материалов. Так, чтобы сделать трендовый бомбер (осенью такой вам точно пригодится) или вместительный рюкзак на все случаи жизни, понадобилось помимо прочих материалов пять пластиковых бутылок, а на яркий лонгслив или поясную сумку ушло по три бутылки. Эти вещи можно приобрести за специальные баллы: чтобы получить их, покупайте Coca‑Cola, Fanta или Sprite в «Пятёрочке» и регистрируйте чеки на сайте акции.

Чем больше чеков, тем больше баллов. Например, за 10 баллов вы получите шанс выиграть целый комплект одежды из лимитированной коллекции. А если накопите 15 баллов, примете участие в розыгрыше главного приза — экотура на Алтай. И да, не выбрасывайте пустые бутылки вместе с остальным мусором — лучше отдайте их на переработку. Если не знаете, как правильно разделять отходы, Coca‑Cola объяснит, что нужно делать. Для студентов компания разместит в университетах Москвы, Санкт‑Петербурга и Нижнего Новгорода контейнеры и информационные стенды c QR‑кодом, при переходе по которому можно будет получить информацию о раздельном сборе отходов. Ещё Coca‑Cola проведёт в университетах лекции от профессионалов экосферы, а все желающие смогут найти необходимую информацию о переработке на сайте проекта.

3. Секонд‑хенд

Уже в этом десятилетии секонд‑хенд может обогнать индустрию быстрой моды. Его растущая популярность обусловлена как экологической повесткой, так и желанием людей носить люксовую одежду, но не платить за неё полную цену. К тому же в секонд‑хендах можно найти по‑настоящему уникальные вещи, которые подчеркнут стиль владельца.

Покупать подержанную одежду не стыдятся даже знаменитости. Байер Канье Уэста Грег Росс вспоминал, что в 2018 году полетел на склад секонд‑хенда в Сиэтле и купил там старую армейскую одежду на 1 000 долларов. Эти вещи вошли в мудборд коллекции Yeezy.

Бояться покупать или даже просто примерять вещи из секонд‑хендов из‑за того, что они когда‑то принадлежали другим людям, не стоит. Прежде чем попасть на рейлы или полки, одежда, обувь и аксессуары проходят не просто очистку, а дезинфекцию: вероятность сохранения на вещах вирусов или паразитов мизерная. Кстати, именно из‑за этой процедуры у одежды из секонд‑хенда появляется специфический запах: чтобы устранить его, можно постирать покупку с кондиционером или сдать в химчистку, если вещь из деликатных материалов.

А если вы всё равно не готовы отправляться на шопинг в секонд‑хенды, попробуйте аутлеты и сток‑центры. Там с большими скидками представлены вещи из старых коллекций, которые по каким‑то причинам не были раскуплены в сезон и завалялись на складах брендов. Если бы не аутлеты, эта одежда могла отправиться на свалку или в печь.

4. Techwear

Иллюстрация: Nastyaofly / Shutterstock

Технологичная одежда (она же techwear или теквир) создаётся из специальных материалов, которые обеспечивают водонепроницаемость, подвижность и комфорт. Для её изготовления используют флис, микрофибру, мембранные ткани, особо прочные материалы (например, Dyneema и кевлар), рипстоп, а также графен, за разработку которого российские учёные получили Нобелевскую премию.

Если раньше подобные вещи использовали альпинисты и скалолазы, то сейчас они стали неотъемлемым элементом стритстайла. В такой одежде не страшно попасть под дождь, она хорошо пропускает воздух и предусматривает много карманов и съёмных элементов для хранения вещей. Идея techwear в том, чтобы сделать вещи максимально комфортными. Для этого, например, в местах повышенного потоотделения используются сетчатые вставки, а при разработке кроя одежды и формы обуви дизайнеры учитывают эргономические свойства, чтобы вещи не сковывали движения.

В этой одежде также могут использоваться дополнительные технологии, повышающие комфорт. Например, нагревательные элементы, позволяющие заменить объёмный пуховик на лёгкую тонкую куртку с подогревом, или встроенные гаджеты: пауэрбанк в рюкзаке, фонарь на бомбере или даже целая мультимедиа‑система на куртке — подобную вещь в начале нулевых выпускал бренд Levi's в коллаборации с Philips.

5. Биоматериалы

В последнее время на рынке нет недостатка в необычных материалах. Появляются они, в первую очередь, чтобы минимизировать урон окружающей среде: так можно снизить объёмы воды, необходимой для производства одежды, сохранить популяции насекомых и уменьшить использование материалов животного происхождения.

Так, вместо птичьего пуха для набивки тёплой одежды некоторые бренды используют пушистые венчики семян ваточника. Из лепестков роз делают ткань, напоминающую шёлк, а заменитель вискозы производят из апельсиновой мякоти, которая остаётся после выжимки сока. Для этих же целей подходят и отходы других растений, в том числе банановая кожура и жмых сахарного тростника. Искусственную кожу тоже порой делают из растений: ананасовых листьев, кактуса, виноградных семян и кожицы, остающихся в процессе производства вина. Для производства гибкой подошвы используются водоросли.

Создание классических материалов, например хлопка, также стараются сделать более экологичным и органическим, то есть без применения химикатов, а значит, без загрязнения почвы и воздуха. Ещё одно направление в развитии биоматериалов — использование натуральных красителей. Например, оттенки бежевого и коричневого создают с помощью кофе, а для окрашивания тканей в другие цвета используют микс из пигментов и переработанного пластика. Также для этих целей планируют применять бактерии.

Пока такие материалы стоят дороже привычных, но прогресс не стоит на месте. Предметы одежды из биотканей можно встретить и в масс‑маркете.

6. Носимые технологии

Умные часы и фитнес‑браслеты прошли путь от гаджетов до модных аксессуаров, которые органично смотрятся и со спортивным костюмом, и с вечерним платьем. Но ими носимые технологии не ограничены. Например, бренд Tommy Hilfiger в 2014 году выпускал куртку с солнечными батареями, с помощью которой на ходу можно было зарядить телефон.

Возможно, в будущем мы сможем носить одежду, которая меняет цвет в зависимости от окружающей среды и сама по себе имеет встроенные датчики, измеряющие биометрические данные. Ещё в 2013 году собирали деньги на запуск умной спортивной одежды, которая меняла бы цвет в зависимости от температуры кожи и показывала, какие мышцы уже разогреты, но сейчас о проекте ничего не слышно.

Носимые технологии могут использоваться не для пользы, а для красоты. Так, спрятанные между слоями ткани светодиоды делают классическое вечернее платье более эффектным. Такое Кэти Перри, например, надевала на MET Gala ещё в 2010 году. В платьях с подсветкой на балу также появлялись Клэр Дэйнс в 2016 году и Зендея в 2019 году.

Ещё один красивый технологичный тренд — одежда и обувь, напечатанные на 3D‑принтере. Дизайнер из Нидерландов Айрис ван Херпен несколько раз таким образом создавала кутюрные коллекции.

7. Самоочищающаяся одежда

Кажется, в будущем мы сможем не стирать одежду — по крайней мере, попытки изобрести ткань, которую невозможно испачкать, уже есть. Например, британский стартап Unhouse производит толстовки с системой самоочищения. На них не страшно пролить кофе — одежда всё равно останется чистой и сухой.

В России самоочищающуюся ткань планируют использовать для производства медицинской одежды и масок. Материал пропитан наночастицами диоксида титана. Под воздействием ультрафиолета такая ткань способна очищаться не только от грязи, но и от бактерий и вирусных частиц.

Другой подход к созданию ткани, устойчивой к загрязнениям, придумали учёные СПбГУ: они использовали покрытие из интерференционных пигментов — наночастиц на основе оксидов титана, железа, алюминия и других металлов. Ткань с таким покрытием сама очищается под воздействием солнечных лучей или дождя.

8. Цифровая мода

Мода стремится к удобству, и это выражается не только в комфортной одежде. Сегодня многие покупатели не хотят тратить время на поход в магазин, а предпочитают заказывать онлайн. Так, в России по итогам 2020 года объём онлайн‑продаж в рублях увеличился на 35% по сравнению с 2019 годом.

Облегчить покупателям выбор помогают виртуальные примерочные. Клиент может отсканировать свою фигуру при помощи камеры смартфона, чтобы представить, как на нём будет смотреться одежда и обувь, а также выбрать нужный размер.

Но и этим дело не ограничивается — сами вещи тоже становятся виртуальными. В диджитал‑наряде на улицу, конечно, не выйдешь, зато можно создавать эффектные фото или видео и выкладывать их в соцсети. Особенность виртуальной одежды в её необычности. Голографические принты, воздушные силуэты, идеально глянцевые ткани без портящих картину заломов: в цифровом варианте фантазию дизайнера не ограничивают ни свойства материалов, ни законы физики.

Правда, поносить такой наряд можно лишь раз, да и самостоятельно примерить аутфит без владения графическим редактором не получится. Нужно отправить дизайнеру свою фотографию в полный рост, а он уже «наденет» изделие на изображение покупателя и подгонит его по фигуре. В будущем диджитал‑одежда может принести ощутимую пользу устойчивой моде: бренды смогут показывать всю коллекцию в виртуальном формате, а отшивать для продажи только популярные вещи или модели по запросу.

9. Осознанное потребление

Иллюстрация: Andrii Zastrozhnov / Shutterstock

Модная индустрия — второй крупнейший загрязнитель планеты после нефтяной промышленности. Воздействие на окружающую среду усугубило распространение быстрой моды, основанной на массовом производстве и низких ценах. Дешёвые вещи часто делают из некачественных тканей, поэтому они теряют форму после пары стирок и отправляются на свалку.

В противовес быстрой моде пришло осознанное потребление. Его сторонники предлагают покупать только действительно нужные вещи из качественных материалов. Предполагается, что такие покупки будут радовать вас годами, а не лежать на полке мёртвым грузом.

Перейти на осознанное потребление помогут несколько правил:

  1. Разбирайте гардероб перед шопингом. Не отправляйтесь в магазин с целью «купить хоть что‑нибудь», а заранее выясните, каких вещей вам не хватает.
  2. Не покупайте вещь только потому, что она дешёвая. Скорее всего, придётся платить дважды. Обращайте внимание на качество ткани, фурнитуры и швов — чем они лучше, тем дольше вещь продержится в вашем гардеробе.
  3. Отдавайте предпочтение базовым вещам. Каждый сезон полностью обновлять гардероб в соответствии с последним словом моды не только затратно, но и вредно для природы. Зато если есть универсальный набор базовой одежды, его легко освежить парой‑тройкой трендовых вещей.
  4. Отказывайтесь от пакетов. Заведите многоразовый шопер и складывайте всё, что купили, в него.

Осознанное потребление — это не только отказ от лишних покупок. Внести свой вклад в чистоту планеты проще, чем кажется: например, возьмите за правило рационально расходовать электричество и закрывать кран, чтобы вода не лилась впустую. Наконец, попробуйте сортировать отходы: так, пластик и стекло можно отправить в переработку, поэтому утилизировать их лучше отдельно от органики.

Чтобы помочь планете, в 2018 году The Coca‑Cola Company запустила глобальную инициативу «Мир без отходов». К 2025 году компания хочет перейти на полностью перерабатываемую упаковку, а ещё через пять лет — собирать и отправлять на переработку всю тару, которую выпускает. Использованные бутылки снова пойдут в дело: в Coca‑Cola собираются довести содержание переработанного сырья в упаковке до 50%. В России с 2016 года действует программа «Разделяй с нами» — это часть инициативы «Мир без отходов». В рамках программы в городах проводят различные образовательные мероприятия (например, экоуроки), устанавливают контейнеры для раздельного сбора отходов, очищают от мусора береговые линии водоёмов. Всего на переработку уже отправлено 90 000 тонн отходов упаковки.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Air Images / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Владимир Калинин
10.10.21 17:29
Сделали фото хлопка и совсем не сказали, что производство хлопка - очень большой загрязнитель планеты и намного экологичнее покупать вещи из синтетики чем из хлопка