Как «Во все тяжкие» изменил сериалы

Во многом именно из-за проекта Винса Гиллигана сериалы теперь ценятся не меньше, чем фильмы.

Привил любовь к антигероям

К середине нулевых американское телевидение постепенно смещало акцент на антигероев. Добрые персонажи, спасающие мир и успокаивающие зрителя, приелись. Первые попытки были во многом компромиссными. Например, сценаристы «Сопрано» (1999–2007) представили мафиози в качестве главного героя, однако он был довольно человечным и симпатичным аудитории. Нечто похожее сделали и в «Декстере» (2006–2013). Настоящее зло всегда оставалось на вторых ролях.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Сериал «Во все тяжкие» встал во главе авангарда и показал, что история, которая разворачивается вокруг преступника, может быть куда более интересной. Уолтер Уайт добрый и хороший на протяжении первых 30 минут. В дальнейшем и он, и Джесси Пинкман, и второстепенные действующие лица — антигерои. Проекты десятых активно подхватили этот тренд, в итоге положительных персонажей теперь в целом не так много.

Показал меняющихся персонажей

Для телесериалов девяностых и нулевых нормой считались понятные и стабильные образы. Если зритель полюбил главного героя в первом сезоне, то симпатизировал и в десятом — больших изменений никто не планировал. Можно вспомнить «Секретные материалы» (1993–2002), «Друзей» (1994–2004), «Доктора Хауса» (2004–2012) и любой другой культовый проект того времени, чтобы в этом убедиться.

Кадр из сериала «Во все тяжкие»

Шоу «Во все тяжкие» делало всё с точностью до наоборот. Скучный семьянин Уолтер Уайт к концу сериала превращался в монстра, в то время как мелкий преступник Джесси Пинкман заслуживал всё больше сочувствия. Изменение героя — привычный приём для кино, однако в многосерийных проектах его почти не использовали. «Во все тяжкие» проломил эту стену.

Пересмотрел отношение к визуальному ряду

С первых же эпизодов шоу «Во все тяжкие» не выглядело как типичный сериал. Постепенно, с увеличением бюджета, Винс Гиллиган и его команда начали творить форменное безобразие с камерой, которое практически никогда не применялось на телевидении. Устройство крепили на лопату, им изображали муху. Операторы практически отказались от скучных «восьмёрок» — приём, когда двух разговаривающих людей снимают по очереди с одинаковым ракурсом, разворачивая камеру на 180 градусов. Героев показывали снизу, сверху, сзади, издали, оживляя довольно простые сцены.

Кадр из сериала «Во все тяжкие»

Сериалы, вышедшие после появления проекта «Во все тяжкие», начали обращать больше внимания на эстетику кадра. В условиях ограниченного бюджета (они стали дорогими совсем недавно) картинка часто отдаётся на откуп операторам, которым разрешают творить. В итоге мы получили десятки телешоу, где визуальный ряд намного интереснее содержания, вроде «Мистера Робота» (2015–2019) и «Возвращения домой» (2018–2020).

Изменил темп

«Во все тяжкие» считали чересчур медленным сериалом на фоне конкурентов. Стоит отметить, что он выходил в старом формате — эпизод в неделю. При этом проект был слишком интересным, чтобы терять зрителей из-за своей неторопливости. Завершение шоу совпало с изменениями в структуре Netflix — возник стриминговый сервис, готовый выпускать сезоны целиком. В итоге у сценаристов появилась возможность экспериментировать с форматом, отказываться от обязательных клиффхэнгеров в конце каждого эпизода и варьировать общий темп. Неудивительно, что именно «Во все тяжкие» превратился в эталон и объект для подражания.

Если посмотреть на хиты Netflix, вышедшие в последние 10 лет, то в них можно разглядеть всё то, за что любят историю про Уолтера Уайта. Медленные и тягучие изменения героев, неторопливое развитие сюжета, абсолютная свобода в переключении сюжетных линий.

Кадр из сериала «Во все тяжкие»

Можно с уверенностью сказать, что в сериале нулевых просто невозможен эпизод «Муха». Для тех, кто не знает: в нём Уолтер Уайт 40 минут пытается поймать насекомое, летающее по лаборатории. Зритель просто не мог ждать такое неделю, это нонсенс. Однако «Во все тяжкие» проигнорировал неписаные правила, в итоге сделав одну из самых ярких серий за все сезоны. Кстати, режиссировал её Райан Джонсон — сейчас он известен как автор франшизы «Достать ножи».

Для любого современного сериала подобное решение уже не кажется чем-то странным. Мы можем увидеть отдельный, не вписывающийся в общую концепцию эпизод в «Атланте» (2016–2022), максимально медленные серии «Любви» (2016–2018) и так далее.

Привлёк звёзд

В нулевых в сериалах снимались либо малоизвестные актёры, либо утратившие былую славу. Светиться в телепроектах было стыдно, как и создавать их. «Во все тяжкие» продемонстрировал, что при качественной съёмочной бригаде и хорошем сценарии артист способен проявить себя в полной мере. Прошлые телехиты («Твин Пикс» — 1990–1991, «Прослушка» — 2002–2008, «Сопрано») редко меняли карьеры. Шоу «Во все тяжкие» продвинуло Брайана Крэнстона, Аарона Пола, Боба Оденкёрка, Джанкарло Эспозито, помогло Джесси Племонсу и Кристен Риттер.

Стартовавшая в 2011-м «Игра престолов» продолжила этот тренд, помогая актёрам перезапускать карьеры. Вышедшие в 2014-м «Настоящий детектив» и «Фарго» козыряли суперзвёздами в главных ролях.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала "Во все тяжкие"
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Давлет В.
09.04.23 21:09
На мой взгляд, lost задал этот тренд . Потом герои, побег из тюрьмы, сопрано, во все тяжкие... У всех одна беда- последние сезоны, когда пора бы заканчивать, но желание заработать или порадовать зрителя заставляет делать кучу лишнего материала, но это проблема и фильмов.
Alex Ponomar
09.04.23 23:58
Сопрано вышел в 1999, и у него проблем с лишним материалом не замечено. Как и у Breaking Bad
Давлет В.
10.04.23 06:57
Лучше звоните Солу на шесть сезонов материала
Давлет В.
10.04.23 07:08
Думал сопрано позже вышел, по ТВ шел)