Можете ли вы сказать, чем занимались, скажем, лет пять назад? Скорее всего, да. А вот вспомните ли вы свою жизнь, когда вам было года полтора‑два? Это уже невыполнимая задача.
Психолог Кэролин Рови‑Колльер проводила серии Why You Can’t Remember Being Born: A Look at ‘Infantile Amnesia’ — Scientific American, чтобы проверить, как у маленьких детей обстоят дела с памятью. И экспериментальным путём она обнаружила, что младенцы могут с самого раннего возраста формировать воспоминания. Например, они C. K. Rovee‑Collier, H. Hayne, M. Colombo. The Development of Implicit and Explicit Memory удерживать в голове лица знакомых людей — прежде всего матери — и улыбаться им.
Кроме того, Рови‑Колльер C. K. Rovee‑Collier, H. Hayne, M. Colombo. The Development of Implicit and Explicit Memory, как долго младенцы могут сохранять информацию. Шестимесячных детей в течение минуты учили дёргать за рычаг, чтобы ускорять движение игрушечной машины. И на следующий день они помнили, как это работает, но позже выбрасывали сведения из головы. Однако чем старше становились дети, тем дольше они хранили информацию.
Итак, если люди способны формировать воспоминания начиная с самых первых месяцев своей жизни, почему мы не помним себя младенцами? На самом деле, для учёных это до сих пор загадка. Эта особенность человеческого мозга C. M. Alberini. Infantile Amnesia: A Critical Period of Learning to Learn and Remember / Journal of Neuroscience «инфантильная амнезия». И есть несколько гипотез, в чём её причина.
1. Гипотеза самоощущения. Чтобы формировать автобиографические воспоминания, вы должны обладать чувством самосознания, чётко отделяя себя от других. Исследователи M. Lewis. Embarrassment: The emotion of self‑exposure and evaluation, что у младенцев до 18 месяцев с этим проблемы: если им намазать нос краской, а затем дать посмотреть в зеркало, то они не поймут, кто в отражении. Дети же от 18 до 24 месяцев пытаются краску стереть.
К этому возрасту у них уже появляется самосознание и даже некоторое чувство собственного достоинства. А значит, и воспоминания о себе могут сформироваться.
2. Гипотеза языка. Если вы попытаетесь вспомнить что‑нибудь, то, скорее всего, будете восстанавливать в голове произошедшие события с помощью слов. То есть выстраивать внутренний монолог. А у маленьких детей с прокручиванием в мозгу разговоров с самим собой большие проблемы: они ещё Speech and Language Developmental Milestones / NIDCD язык настолько хорошо, чтобы говорить. И позже они G. Simcock, H. Hayne. Breaking the Barrier? Children Fail to Translate Their Preverbal Memories into Language / Psychological Science свои довербальные воспоминания, потому что не могли вовремя подкрепить их внутренней речью.
3. Гипотеза гиппокампа. Довольно простая The extended trajectory of hippocampal development: Implications for early memory development and disorder — ScienceDirect: маленькие дети не могут запомнить раннего периода своей жизни просто потому, что их гиппокамп — область мозга, участвующая в переносе информации из кратковременной памяти в долговременную, — ещё не полностью развит. Когда он достаточно прокачается (обычно к 18–24 месяцам), дети смогут сформировать длительные воспоминания.
4. Гипотеза защиты. Ещё один Г. Ю. Грищенко. Некоторые аспекты инфантильной амнезии / Журнал практической психологии и психоанализа: инфантильная амнезия позволяет оберегать молодой, растущий организм от связанных с младенчеством неприятных воспоминаний, которые могут негативно повлиять на развитие психики.
Дело в том, что дети — создания весьма хрупкие и неспособные себя защитить. Они уязвимы к болезням, и им легко могут навредить взрослые — даже их собственные родители. Ведь не так давно, по эволюционным меркам, детоубийство считалось вполне нормальным способом контролировать рождаемость.
В общем, младенчество — та пора, когда человек наиболее беспомощен и никак не способен повлиять на свою судьбу. И некоторые учёные Г. Ю. Грищенко. Некоторые аспекты инфантильной амнезии / Журнал практической психологии и психоанализа, что, если бы мы всё время прокручивали у себя в голове своё тяжкое житие в ту пору, то сошли бы с ума.
И мудрая мать‑природа поставила в мозг соответствующие предохранители, чтобы мы не вспоминали слишком часто о своей уязвимости и не думали с ужасом: «Чуть не подавился тогда соской… Как же я пережил этот кошмар?!»