За что Франклин любил списки или как заставить to-do работать

Списки породила культура. Куда ни глянь – всюду списки. Умберто Эко

Недавно мы на Лайфхакере выясняли, почему to-do-листы не всегда работают. Сегодня познакомимся с системой использования списков Бенджамина Франклина, а также узнаем 4 секрета, как заставить to-do работать.

✨ В телеграм-канале «Дофамин» рассказываем о том, как жить свою лучшую жизнь.

Итальянский философ и писатель Умберто Эко очень любит списки. И вот почему:

«Списки породила культура. Они часть истории искусства и литературы. Чего хочет культура? Постичь непостижимое… Как человечеству сделать это? Как прикоснуться к бесконечности? Через списки».

В одном из интервью Эко заметил, что списки зачастую ошибочно воспринимаются как рудименты, свойственные «первобытным» народам, а не современным культурным цивилизациям. Тем не менее, списки не умирают, они возвращаются в обиход людей снова и снова.

Всякий раз, когда мы хотим выразить себя, мы используем списки. По мнению Эко они помогают нам разобраться в себе и окружающем мире. Ведь мы составляем списки мест, где мечтаем побывать, определяя свои культурные интересы; составляем списки покупок, выделяя тем самым продукты, которые любим.

Но главное, мы делаем списки задач, расставляя жизненные приоритеты. Так мы приводим в порядок свою хаотичную жизнь. И поэтому to-do – это отличный способ стать счастливее. Ведь одна из составляющих счастья – это осознанность.

Списки являются признаками высокоразвитого культурного общества, потому что позволяют подвергать сомнению фундаментальные ценности.

Бенджамин Франклин – праотец to-do-планирования

Поскольку ты не уверен даже в одной минуте, не трать попусту ни одного часа.

Франклин – не только отец-основатель американской демократии, но и один из первых приверженцев to-do-листов. Он является прекрасным примером того, как списки помогают в самоорганизации.

В 1726 году, во время 80-дневного плавания из Лондона в Филадельфию, Франклин составил письменный план «13 добродетелей». Он планировал за 13 недель развить в себе 13 положительных качеств – молчаливость, трудолюбие, чистоплотность и другие.

Так как намерением моим было сделать все эти добродетели привычными, я решил не рассеивать моего внимания, пытаясь овладеть всеми сразу, но сосредоточивать его одновременно лишь на одной; овладев же ею, переходить к следующей и так далее вплоть до тринадцатой.

Для этого Франклин составил подробнейший to-do-список с жестким распорядком дня.

Я смастерил книжечку, в которой отвел по странице для каждой добродетели. Каждую страницу я разлиновал красными чернилами на семь столбцов, обозначив их начальными буквами дней недели. А поперек этих столбцов провел тринадцать красных линий, расположив в начале каждой из них первую букву одной из добродетелей, с тем чтобы в нужной клетке отмечать черной точкой все случаи, когда при проверке окажется, что в такой-то день я погрешил против такой-то добродетели.

To-do-система Бенджамина Франклина

Этот список на протяжении долгого времени помогал Франклину соблюдать самодисциплину и эффективно планировать свои дела.

Я принялся выполнять свой план самопроверки и занимался этим довольно долго, с редкими перерывами. Меня удивило, что грехов у меня куда больше, чем я думал; но я с удовлетворением отмечал, что их становится меньше. Чтобы избавить себя от труда заводить новую книжечку взамен старой, которая вся продырявилась, когда я стирал и соскабливал с бумаги отметки о старых проступках, освобождая место для новых отметок, я перенес мои таблицы и наставления на пластинки слоновой кости, разлинованные прочными красными чернилами, а пометки делал черным карандашом, и они по мере надобности легко стирались мокрой губкой.

Как заставить to-do-лист работать

Но, к сожалению, далеко не все из нас обладают целеустремленностью Бенджамина Франклина. Составить список – легко. Гораздо сложнее следовать намеченному.

Перед вами 4 «секрета», которые помогут составлять эффективные to-do-листы:

  1. Эффект Зейгарник. Так в психологии называется феномен, открытый Блюмой Зейгарник. Суть заключается в том, что начало выполнения любой задачи создает напряжение в памяти, которое не проходит до тех пор, пока дело не будет сделано. Человек инстинктивно постоянно стремится к самореализации. Это стремление влияет на его память и поведение. Отсюда наша удовлетворенность от выполненной (вычеркнутой из списка) задачи. Таким образом, «секрет» №1 – всегда доводите дело до конца. Если это невозможно единовременно, то разбивайте крупную задачу на более мелкие.
  2. Безжалостная приоритетность. Однажды на одном из семинаров, посвященных управлению временем, психолог попросил слушателей составить стратегический план своей жизни, используя не более 25 слов. С заданием справились немногие. Но, когда одну из «отличниц» спросили, как ей это удалось, она ответила: «Я просто написала список, а потом расставила в нем пункты в порядке приоритетности – 1, 2, 3…и так до 25». Второй «секрет» эффективного to-do-планирования заключается в умении расставлять приоритеты и отметать все лишнее.
  3. Предусмотрительность. Чарльз Майкл Шваб, некогда президент компании Bethlehem Steel, очень любил порядок. Поэтому пригласил Айви Ли (известный журналист, а в то время еще и специалист в области организации труда), чтобы тот улучшил его бизнес. Одна из рекомендаций Ли – каждый вечер составлять список дел из шести пунктов, которые необходимо сделать в течение следующего дня. Через три месяца Шваб отправил Ли чек на $25 000 – его компания еще никогда не была так эффективна. «Секрет» № 3 – это заблаговременное планирование. Составляйте to-do-лист задолго ДО того, как начать действовать.
  4. Реализм. Франклин неукоснительно придерживался своего плана «13 добродетелей», пока однажды не поймал себя на мысли, что стремление к бережливости («Позволяй себе только те расходы, что принесут пользу другим или тебе самому; ничего не растрачивай попусту») не позволяет ему жить так, как хочется. Он тратит много времени на готовку, а мог бы заниматься государственно важными делами. Франклин был вынужден скорректировать этот пункт. Будьте и вы реалистами – адаптируйте свои задачи под обстоятельства. Это «секрет» № 4.

А какие «секреты» есть у вас? Что помогает вам следовать to-do списку?

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Vrabii Evghenii
15.11.13 11:23
Это очень эффективно, когда планирование и приоритетность делаются заблаговременно. Хотя бы за неделю. Естественно, пункт 4 реализм вносит свои изменения, но они будут минимальны, если заранее подготовиться.
Виталий И. Иванов
16.11.13 01:27
Человек, относящийся к времени своей жизни как к банковскому счёту, превращает свою жизнь в хозяйственное общество.
Азад Наджафов
05.03.14 20:37
Составить списки, в самом деле, легко. Сделать же так, чтобы они работали (то есть выполнять их) дано не каждому, и зависит от индивидуальных особенностей человека. Отъявленному прокрастинатору никакие списки не помогут - его "лечить" надо. Для вдохновленных и захваченных какой-то одной идеей - эти списки ни к чему. Он и не видит ничего, кроме захватившей его идеи. Но для большинства людей это очень удобный инструмент, конечно, если пользоваться им грамотно.