«Заклятие-3: По воле дьявола» слабее предыдущих частей. Но всё-таки может напугать

Вас опять ждёт реальная основа, жуткий ребёнок и трогательная семейная история.

10 июня на российские экраны выйдет третья часть серии ужастиков «Заклятие». Первые картины этой франшизы снимал знаменитый Джеймс Ван. Потом история разрослась в целую киновселенную: появилось три части «Проклятия Аннабель», а также «Проклятие монахини» и «Проклятие плачущей».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Новый фильм продолжает историю главных героев «Заклятия» Эда и Лоррейн Уорренов. Правда из‑за занятости Джеймса Вана режиссёром стал Майкл Чавес. Он дебютировал под надзором Вана в спин‑оффе «Проклятие плачущей», после чего тот доверил новичку третью часть основной серии.

Такая перемена отчасти повлияла на целостность картины и визуальный ряд. Но новое «Заклятие» достойно продолжает идеи первых фильмов, а иногда действительно пугает.

Вымышленные события с реальными персонажами

В 1981 году Эд (Патрик Уилсон) и Лоррейн (Вера Фармига) Уоррены проводили обряд экзорцизма над восьмилетним мальчиком. Во время процедуры зло, сидевшее в ребёнке, чуть не убило одного из героев. Но потом в дело вмешался Арне Джонсон (Руаири О’Коннор), который предложил демону перебраться в его тело.

Спустя несколько месяцев Арне в приступе одержимости убивает работодателя своей девушки. Пока юноша ожидает суда, Эд и Лоррейн решают помочь следствию и доказать, что на преступление подозреваемого толкнул дьявол.

Одна из самых удивительных составляющих фильмов серии «Заклятие» — это реальная основа этих историй. Конечно, в современном мире уже мало кто верит в одержимость демонами или проклятые предметы. А уж деятельность Уорренов и вовсе называют исключительно мошенничеством.

Но и Перроны из первой части, и Ходжсоны из второй существовали в реальности. А убийства в Амитивилле и проклятая игрушка Аннабель стали легендами задолго до киновселенной «Заклятия». Кстати, в действительности кукла выглядит не так страшно, как в экранизации.

Кадр из фильма «Заклятие‑3: По воле дьявола»

Точно так же реально и очень известно дело Арне Джонсона. Сейчас оно интересно, как минимум, с позиции его защиты в суде. Адвокат действительно пытался доказать следствию, что обвиняемый совершил преступление, будучи одержимым дьяволом. И, похоже, это отчасти повлияло на присяжных.

Однако в новом «Заклятии» эту историю отодвигают на второй план. Сюжет больше концентрируется на событиях, которые придумали непосредственно сценаристы. А именно на поисках Уорренами таинственного культа, который призвал демона. Это отличает фильм от предыдущих частей: кажется, что сама одержимость здесь вторична.

Кадр из фильма «Заклятие‑3: По воле дьявола»

С другой стороны, сюжет в отдельных моментах выглядит даже интереснее. Первые два «Заклятия» строились одинаково: Уоррены приезжают в проклятый дом и пытаются разобраться с духами. Здесь же история подана в виде мистического детектива: герои пытаются вычислить связь между различными преступлениями и найти первопричину проблемы.

История о людях, а не о духах

Как и в первых фильмах, значительная часть действия посвящена не столько войне со злом, сколько отношениям самих Уорренов. В этом плане Патрик Уилсон и Вера Фармига ещё на старте франшизы были её главным достоинством. Именно актёры сделали историю более личной и трогательной, сыграв не просто экзорцистов, а любящую семейную пару. Недаром Джеймс Ван потом брал Уилсона чуть ли не в каждый свой фильм. А краткое появление героев в третьем «Проклятии Аннабель» обеспечило половину успеха картины.

Кадр из фильма «Заклятие‑3: По воле дьявола»

В новом «Заклятии» Уилсон и Фармига выглядят ещё более трогательно. Между их персонажами на экране чувствуется искренняя забота друг о друге. Эд боится за супругу и просит её прекратить опасную деятельность. Но при этом он понимает, что никто другой не справится с подобной ношей. А та после травмы мужа в начале фильма хочет оградить его от опасностей. Можно сказать, что в жанре семейного кино «Заклятие» работает даже лучше, чем в виде ужасов.

Единственная странность, которая смутит фанатов, — дочь главных героев Джуди. В первых двух частях её сыграла Стерлинг Джеринс. В третьем «Проклятии Аннабель» актрису сменили на Маккенну Грейс. А теперь вернули обратно Джеринс. Это пытались объяснить возрастом исполнительниц, но всё равно путаница осталась.

Кадр из фильма «Заклятие‑3: По воле дьявола»

В целом сюжет новой картины посвящён людям, а не призракам. Линия Арне Джонсона делает акцент на его отношениях с девушкой. И даже развязка рассказывает скорее о человеческих страданиях, а не о вторжении духов. Такой подход обеспечивает большую вовлечённость зрителей. Ведь пугать спецэффектами не слишком сложно, а вот заставить их полюбить персонажей ужастика получится не у каждого.

Стандартная, но ещё работающая подача

Третья часть «Заклятия» построена по той же структуре, что и первые два фильма. Действие начинается со второстепенного дела, которое даёт толчок дальнейшим событиям и влияет на жизнь и страхи самих Уорренов. И здесь уже каждый сам решит: обвинять ли авторов в самоповторах или придерживаться идеи «не нужно менять то, что работает». Можно сколько угодно вспоминать, что ребёнка с неестественно выломанными суставами показывали ещё в «Изгоняющем дьявола». Но эта сцена всё равно впечатляет и пугает.

Кадр из фильма «Заклятие‑3: По воле дьявола»

А вот визуальный ряд нового «Заклятия» отличается от предыдущих частей. Это вполне ожидаемо, ведь Джеймс Ван — настоящий мастер эстетичных ужасов. Он создал ещё и «Пилу» и «Астрал». С приходом на пост режиссёра Майкла Чавеса подача стала более прямолинейной, а саспенс уступил место простым скримерам.

Вместо неоднократно работавшего с Ваном оскаровского номинанта Дона Бёрджесса — его менее опытный сын Майкл, снимавший «Проклятие плачущей» и третью «Аннабель». Поэтому в постановке почти пропали долгие кадры, помогавшие почувствовать объём помещения. Подобные приёмы Ван и старший Бёрджесс использовали и в «Заклятии‑2», и даже в «Аквамене».

Кадр из фильма «Заклятие‑3: По воле дьявола»

При этом нельзя сказать, что визуальный ряд новой картины слабый и тем более плохой. Он просто другой, чуть проще. В фильме много съёмок субъективной ручной камерой, что помогает лучше погрузиться в действие. Кроме того, часто мелькают красивые планы природы и отлично передана атмосфера начала восьмидесятых.

А ещё создатели явно пытались выстроить цветокоррекцию так же, как в первых частях. Именно этого не хватало Чавесу и Бёрджессу‑младшему в «Проклятии плачущей». Переход из обычного мира в мистический сразу заметен по холодной палитре. В сценах в лесу и морге одним только монтажом и цветовой гаммой создают тревожные ощущения. Поэтому фильм, возможно, выглядит не настолько эстетично, но свою главную задачу выполняет: погружает зрителя в мир демонов и заставляет периодически вжиматься в кресло.

Кадр из фильма «Заклятие‑3: По воле дьявола»

После ухода Джеймса Вана с поста режиссёра миру «Заклятия» точно понадобятся более яркие и запоминающиеся примеры, чтобы интерес к франшизе не угас. Но «Заклятие 3: По воле дьявола» можно назвать достойной частью киновселенной. Лента проигрывает в качестве постановки первым фильмам, но выглядит значительно лучше «Проклятия Аннабель» или «Проклятия плачущей». В картине есть отлично работающие скримеры и трогательная эмоциональная история. Для разового просмотра этого вполне достаточно.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Заклятие-3: По воле дьявола»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий