Закройте ноутбуки и возьмите ручки!

Процесс обучения в том виде, в котором мы видели его сотни лет, доживает последние годы. Сегодня студенты могут учиться прямо из дома, сегодня учителя потеряли монополию на знания, сегодня совершенно нет необходимости вести эти толстые конспекты лекций. Всё берёт на себя наш милый друг — компьютер. Однако так ли это хорошо на самом деле?

Ещё совсем недавно ведение конспектов было непосредственной обязанностью каждого студента. Умение быстро, аккуратно и разборчиво писать ценилось не менее, а может, даже и более, чем аналитический ум или хорошая память. Потом появились ноутбуки, смартфоны, планшеты, и необходимость в ведении конспекта вроде бы отпала. Действительно, зачем плодить эти смешные каракули на бумаге, когда у тебя имеется доступ ко всем знаниям мира?

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Однако не всё так просто. В бочке мёда современных образовательных технологий скрывается и большая ложка дёгтя. И чем дальше, тем её вкус становится ощутимее. Например, недавнее канадское исследование говорит о том, что в тех учебных заведениях, где перестали использовать бумагу и ручки, знания учащихся стали гораздо ниже.

В процессе эксперимента были проведены две одинаковые лекции. Слушатели первой активно использовали ноутбуки и получали дополнительные задания по поиску в интернете связанной с предметом информации. На второй лекции учащиеся использовали только ручки и тетрадки для записи основных тезисов.

Студенты, использующие ноутбуки и работающие в режиме многозадачности, показали на 11% более низкие результаты, и их оценки изменились с B+ на B-.

Но ещё более интересные результаты были получены в смешанном классе, одна часть учащихся которого использовала ноутбуки, а другая — традиционные конспекты. В этом случае успеваемость учеников с тетрадками снизилась на целых 17%! Выходит, ноутбуки не только не помогают своим владельцам, но и мешают окружающим?

l i g h t p o e t/Shutterstock

Солидарны с канадскими исследователями и их коллеги из Принстонского университета. В их эксперименте проверялось запоминание материала студентами, использующими для конспектирования ноутбуки, и тех, кто обходится без них. Хотя в первом случае учащиеся, как правило, записывали быстрее, в памяти у них оставалось гораздо меньше.

Независимо от того, когда проводилось тестирование — сразу после занятия или через неделю, студенты, делающие записи от руки, справлялись с заданием гораздо лучше.

Учёные объясняют это тем, что при наборе текста на ноутбуке студент совершает, в общем-то, механическую работу, выполняя, по сути, роль машинистки. В то время как его однокурсники с карандашом в руках имеют гораздо больше пространства для творчества и абстракции. Они могут делать зарисовки, добавлять комментарии на полях, вводить свою собственную систему обозначений и так далее. Таким образом, в то время как у одних работают в основном пальцы, у других в процесс конспектирования включены и мозги.

Эти и другие подобные исследования показывают примерно одинаковые результаты. Поэтому сегодня уже ни у кого не вызывает удивления распространяющаяся среди преподавателей тенденция к запрету использования ноутбуков и планшетов на своих лекциях.

Закройте ноутбуки и возьмите ручки!

Марк Бауэрляйн

Именно такую фразу произносит в начале каждой своей лекции Марк Бауэрляйн (Mark Bauerlein), профессор Университета Эмори, автор книги «Самое тупое поколение: как цифровая эпоха ставит под угрозу наше будущее». По его мнению, запись лекций от руки является гораздо более трудоёмким процессом, поэтому студентам приходится более глубоко анализировать материал и записывать только то, что действительно важно и необходимо. В своей статье он призывает своих коллег по мере возможности запрещать студентам использование ноутбуков и планшетов во время лекций.

Да, это идёт вразрез с общей тенденцией на повсеместное внедрение высоких технологий в процесс обучения и выглядит несколько консервативно. Да, некоторые студенты будут негодовать, потому что это может быть медленно и трудно. Но в результате это поможет им получить более глубокие знания и легче сдавать экзамены.

Марк Бауэрляйн

А как вы относитесь к подобным запретам? Помогают, по вашему мнению, цифровые гаджеты в учёбе или мешают?

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Aleksandr Barmin
23.01.15 07:46
Склонен согласиться с коллегой. С другой стороны, наблюдается полнейшее неумение современных студентов пользоваться вычислительной техникой. Да, на западе многие имеют карманные компьютеры, ноутбуки и планшеты. То же самое есть и у наших студентов, только используют они это не для структурирования своих знаний, совместного написания конспектов или обмена лекциями, а тупо для того, чтобы играть в ферму и сидеть в ВК - на большее мозг студента не способен. С другой стороны, современные образовательные стандарты практически обязывают вести лекции с применением ИКТ, например, сопровождать рассказ презентацией. С одной стороны, студенты должны использовать два канала восприятия информации, с другой стороны, это выливается в вопрос в начале курса: "Где лекции скачать можно?". На этом, собственно, и посещение лекций заканчивается, и интерес студента к предмету. Так что, не все так однозначно. Я считаю, что наши студенты пока не готовы к тому, чтобы использовать планшет/ноутбук в повседневной учебе.
Катерина Бобруцкова
23.01.15 18:33
Абсолютно не согласна. С того момента, как я начала печатать лекции на планшете, мои результаты улучшились, теперь у меня есть ВСЕ лекции, а не то, что я еле-еле успела записать за скороговорками преподавателей. Готовиться к экзаменам стало гораздо проще, распечатал и сиди учи. Одногруппники, пишущие лекции от руки обычно готовятся по материалам тех, кто печатал. Так что я считаю, что инструмент, с помощью которого ты делаешь записи - будь то ноутбук, планшет или тетрадь с ручкой - не имеет никакого значения.
Stepan Berdinskih
27.01.15 11:56
С нетбуком мне было гораздо удобнее, когда я в колледже учился (:smile:) Тетрадь в сравнение даже не идет, это прошлый век. Поставил OneNote, настроил копирование резервное и все - лекции никуда не пропадут, и поиск информации по ним в десятки раз быстрее
Виктория Пузанова
23.06.17 12:45
А подсоединить графический планшет к ноутбуку не судьба?
Читать все комментарии