Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Что такое метод «Зеттелькастен»
«Зеттелькастен» — это способ ведения заметок, который помогает структурировать информацию для её лучшего запоминания и более эффективного использования. Материалы, организованные с его помощью, представляют собой сеть знаний, отдельные факты в которых связаны с помощью ссылок и тегов.
Каждая заметка здесь содержит только одну мысль, сформулированную кратко и лаконично. Также внутри указывается источник информации и путь к другим, близким по содержанию или каким-то образом относящимся к ней записям.
Организовано это может быть как в цифровом, так и в аналоговом виде. К примеру, автор метода, социолог Николас Луман, изначально использовал шкаф с карточками, на каждой из которых фиксировалась какая-то мысль, почерпнутая им во время чтения книги, разговора или размышления.
Благодаря этому и появилось название метода: в переводе с немецкого «зеттель» — листок бумаги, а «кастен» — коробка. То есть «Зеттелькастен» — это коробка с заметками.
Чем этот метод отличается от других вариантов ведения заметок
Луман ввёл несколько важных правил, благодаря которым «Зеттелькастен» выделяется среди других методов. Вот они:
1. Каждой карточке присваивается уникальный номер — в нём используются цифры, буквы и знаки препинания. Допустим, первая карточка — это «1». Вторая, не связанная с ней по смыслу, — «2», и так далее. Заметке, каким-то образом соотносящейся с первой карточкой, присваивается номер «1,1». А чтобы прокомментировать её, нужно сделать запись «1,1a». Благодаря этому можно расширять каталог в любом направлении.
2. Заметки связываются между собой. Для этого внизу каждого бланка добавляются номера карточек, близких по смыслу. Это улучшает навигацию: можно перемещаться по картотеке и находить новые связи между идеями.
3. В системе должен быть предметный указатель. Для этого создаются отдельные карточки-оглавления со ссылками на номера соответствующих бланков в картотеке.
Благодаря методу «Зеттелькастен» Луман в итоге смог связать между собой около 90 000 идей, каждую из которых он хранил в картотеке на протяжении 40 лет. С помощью этой системы социолог написал более 70 книг и 400 научных статей, став одним из самых продуктивных учёных.
Ни блокнот, ни стикеры на доске, ни Notes в телефоне не помогли бы добиться таких результатов: большинство заметок кануло бы в Лету, потому что идеи не были бы связаны между собой.
Представьте, что три года назад вы прочитали научно-популярную книгу, год назад — материал о личных финансах, а сейчас — статью о том, как повысить продуктивность. В каждом из этих источников вы почерпнули какие-то идеи, которые могли бы быть связаны между собой.
Однако если вы ведёте записи в бумажном блокноте, то вряд ли сможете найти эти связи. Дело в том, что вы фиксируете их в строгом хронологическом порядке. Идеи прилипают к страницам, как будто вы залили их бетоном.
То же самое происходит и в цифровых сервисах типа Evernote, Bear и Box Notes — пространство быстро превращается в коллекцию разрозненных фактов. Даже если вы будете помнить каждый из них, заметить связи всё равно будет нелегко.
Чем полезен метод «Зеттелькастен»
Благодаря этому методу можно создать собственную сеть знаний, чтобы потом черпать из неё идеи для работы и учёбы.
Контент потребляется осознаннее
Благодаря тому, что у вас появится структурированная картотека, процесс потребления контента станет работой. Вы начнёте внимательно изучать информацию и выделять лишь важные идеи, которые будут достойны того, чтобы сохранить их.
Раньше вы бы просто вложили в книгу закладку или скопировали понравившуюся цитату в заметки — и, скорее всего, никогда бы к ним не вернулись. Однако теперь у вас не будет ощущения, что прослушанный подкаст или прочитанная статья уйдут в небытие, когда вы их закроете.
Информация запоминается лучше
Все знают о том, что конспектирование лекций помогает лучше усваивать материал. Однако этот процесс можно улучшить, заменив линейный подход в ведении заметок на нелинейный, который предлагает метод «Зеттелькастен».
Согласно одному исследованию, составление концептуальных карт требует от человека больших когнитивных затрат на отбор, анализ и организацию фактов, что улучшает понимание и запоминание данных. Благодаря этому методу у вас появится больше шансов на то, что из кратковременной памяти информация перейдёт в долговременную.
Развивается креативность
Остин Клеон, автор книги «Кради как художник» — один из главных манифестаторов заимствования идей в творчестве. Он утверждает, что по-настоящему новых и оригинальных проектов не существует — все они построены благодаря тому материалу, что был до них.
В таком случае «Зеттелькастен» — идеальный метод для того, чтобы формулировать новые мысли на основе тех сведений, что у вас уже есть. Ведь, как мы заметили, он помогает обнаруживать связи между ними. Это приводит к маленьким озарениям: «И почему я раньше об этом не задумывался?»
Увеличивается продуктивность
Если у вас есть заранее поставленная цель — например, подготовиться к экзамену или написать научную статью, то «Зеттелькастен» поможет быстрее достичь её.
Во-первых, у вас уже есть чётко выстроенный процесс поиска и отбора информации, что позволяет автоматизировать ваши действия. Во-вторых, знания усваиваются качественнее и благодаря этому вам удобнее распоряжаться ими в дальнейшем.
А в-третьих, одна из важных метрик продуктивности любого создателя контента — количество новых идей. И метод «Зеттелькастен», как мы выяснили, хорошо помогает их обнаруживать.
Как внедрить метод «Зеттелькастен» в жизнь
Некоторые адепты метода уверяют, что можно вносить в базу абсолютно все идеи, даже если они кажутся бесполезными в данный момент. Ведь никогда не знаешь, для чего они могут пригодиться, — всё-таки «второй мозг» создаётся на всю жизнь.
Другие люди, практикующие систему ведения заметок, уверены в обратном: важно хотя бы примерно представлять цели, ради которых вы собираете весь этот контент. Возможно, вы пишете книгу, ведёте блог, изобретаете новую технологию и так далее. «Зеттелькастен» поможет упорядочить и шаблонизировать информацию, необходимую для достижения этих целей.
Лишь вам решать, с каким из этих мнений соглашаться. Как бы то ни было, если вы решили попробовать «Зеттелькастен», вот несколько шагов, которые вам потребуется сделать для того, чтобы метод стал частью вашей рабочей рутины.
1. Выберите площадку
Есть множество вариантов: от офлайн-решения, которое использовал Луман, до самых разных цифровых сервисов. В первом случае для начала будет достаточно небольшой коробки и набора картонных карточек.
Выбор онлайн-сервисов довольно большой: Obsidian, Notion, Zettlr, SlipBox, Trello, The Archive и другие.
Многие предпочитают Obsidian, потому что у него есть несколько важных преимуществ. Во-первых, заметки, которые создают пользователи, хранятся не на сервере производителя, а на их личном компьютере или в облаке. И даже если производитель вдруг прекратит обслуживание проекта, то всё, что было собрано за многие годы, никуда не исчезнет.
Во-вторых, у этого приложения красивый лаконичный дизайн и крутая визуализация связей. Так, когда заметок становится больше, граф начинает напоминать карту звёздного неба.
В любом случае — выбор за вами. Можно протестировать сразу несколько вариантов и подобрать подходящий.
2. Создайте шаблон заметки
Это поможет структурировать ваши мысли и ввести систему для автоматизации действий. Заметка может быть организована так:
- заголовок с ключевыми словами;
- краткое описание идеи;
- дата создания заметки;
- теги;
- ссылки на первоисточники;
- ссылки на заметки, связанные по смыслу.
В Obsidian, о котором мы говорили выше, можно настроить свой шаблон, который будет использоваться каждый раз при создании новой записи.
Когда информации на одну тему набирается много, можно собрать её в заметку-оглавление. Например, на картинке выше есть карточка со ссылками на заметки про животных.
3. Придерживайтесь принципов ведения заметок
Для того чтобы «Зеттелькастен» прижился, важно придерживаться правил, введённых Луманом:
- Добавляйте в одну заметку только одну идею.
- Делайте заметки автономными — самостоятельными и завершёнными. Благодаря этому их можно будет свободно перемещать и понимать без отсылок к первоисточникам.
- Записывайте идеи своими словами — так вы сможете их понять даже спустя долгое время.
- Связывайте заметки между собой. Сам Луман говорил: «Каждая запись — это элемент, который наследует свои характеристики от сети связей в системе. Заметка, которая не связана с ней, будет потеряна и забыта».
- Добавляйте ссылки на первоисточники — это предовратит плагиат и поможет вернуться к исходной информации.
- Записывайте свои мысли — они такие же важные, как и идеи, подсмотренные у других.
- Вводите заметки-оглавления, чтобы вам было удобнее ориентироваться в системе.
- Не удаляйте старые заметки — вы никогда не знаете, когда они вам понадобятся. Кроме того, с помощью них вы сможете отследить эволюцию своих мыслей.
4. Сформируйте привычку
Для того чтобы метод действительно работал, нужно практиковаться регулярно.
Если вы не готовы каждый раз бросать все и заносить новую информацию в базу, можно завести временную папку, куда вы будете быстро скидывать идеи, не связывая их с остальными заметками. А потом в какое-то определённое время садиться и разбирать накопленный материал — например, раз в неделю.
Так в течение дня вы не будете тратить время на то, чтобы осмыслить, как новая информация встраивается в уже имеющуюся сеть знаний.