Манифест офисного ударника, или Кто виноват в плохой работе сотрудников?

Михаил Притула

В этом манифесте мы хотим пролить свет на целый ряд вопросов и показать тебе, дорогой наш начальник, что именно ты виноват в этом. Именно ты не смог организовать нашу работу!

Манифест офисного ударника

Мы, ударники офисного труда, герои трудового фронта, властелины калькуляторов, степлеров и дыроколов, обращаемся к тебе, наш неутомимый начальник!

Ты считаешь, что мы:

  • игнорируем планы и забиваем на дедлайны;
  • нас не интересует эффективность нашего труда;
  • постоянно нарушаем установленные правила и процедуры;
  • регулярно избегаем ответственности;
  • используем ресурсы компании неэффективно, злоупотребляем корпоративным телефоном, принтером, талонами на такси;
  • постоянно болеем, опаздываем, отпрашиваемся, чтобы в рабочее время решить свои личные проблемы;
  • хотим повышения заработной платы и совершенно не думаем о своём росте и развитии;
  • думаем, как поскорее найти работу в другой компании, которая была бы попроще, повыше должностью и с более высокой заработной платой.

В этом манифесте мы хотим пролить свет на все эти вопросы и показать тебе, дорогой наш начальник, что именно ты виноват в этом. Именно ты не смог организовать нашу работу!

Помни, дорогой наш:

Люди приходят работать в КОМПАНИЮ, а увольняются от НАЧАЛЬНИКА.

Этим манифестом мы хотим помочь тебе сделать так, чтобы мы работали хорошо.

Миф 1. Сотрудники игнорируют планы и дедлайны

Вспомни, как ты встретил нас в коридоре и «поставил задачу»: «Срочно сделай этот отчёт, горит; если будут вопросы — спрашивай».

А ты забыл, что вчера, когда мы увиделись в лифте, ты уже «поставил срочную задачу»? А позавчера позвонил мне поздно вечером и тоже «поставил задачу».

А как ты смотришь на то, чтобы мы отчитывались о выполненной задаче при случайной встрече возле писсуара или, проходя мимо в столовой, когда ты жуёшь свою булочку? Или, может, мы могли бы позвонить тебе рано утром по телефону и быстро рассказать, какой результат получился в ходе ночной работы?

Что? Ты попросишь нас прислать отчёт о работе по почте? В понятной и удобной форме? «Чтобы не нужно было задавать тысячу вопросов и просить сто раз переделать»? Ты сам пригласишь нас, когда будешь готов выслушать результаты?

То есть тебе неудобно воспринимать информацию, когда ты к этому не готов и там, где ты к этому не готов? Странно? Это ты же начальник, это ты же лучше нас, ты более развит, эффективен, успешен? Отчего же ты не можешь делать то, чего требуешь от нас сам?

Требование 1. Ставить задачи только по почте или во время встречи. Когда ты ставишь задачу, скажи конкретно, что ты хочешь, когда это должно быть сделано и какие задачи можно подвинуть, если мы не успеваем.

Миф 2. Сотрудников не интересует эффективность их работы

Ты считаешь, что нам наплевать на то, как мы работаем. Ты думаешь, что у нас есть только желание в 18:00 сбежать домой, а в конце месяца получить зарплату. Ты говоришь, что мы неэффективны. А давай разберёмся, что в твоём понимании эффективность? Когда ты последний раз объяснил нам, какой эффективности ты от нас ждёшь? Не абстрактной эффективности, а конкретной и измеримой? А ты знаешь, что около 80% сотрудников не знают, чего от них ждёт начальник?

А может, проблема в том, что ты сам не знаешь, чего от тебя ждёт твой начальник? Ты боишься спросить, поэтому идёшь вслепую. А если ругают тебя — ты ругаешь нас. Может, хватит? Остановим этот порочный круг?

Разберись, пожалуйста, чего от тебя ждёт твой начальник, каких измеримых результатов. А потом собери нас и скажи, что мы должны сделать, чтобы ты был доволен. Чтобы был доволен твой начальник. И даже начальник твоего начальника. И самый-самый большой начальник. Только с конкретными цифрами, сроками.

И ты сам удивишься, как быстро мы сделаем то, чего ты от нас так давно не можешь добиться.

А если ты периодически будешь напоминать нам о наших задачах, сообщать, чего мы уже добились и сколько нам осталось, то мы горы сможем свернуть!

Требование 2. Каждый месяц сообщать, каких измеримых результатов ты ждёшь, а в течение месяца показывать, сколько мы уже сделали и сколько нам осталось.

Миф 3. Сотрудники нарушают правила и процедуры

Нас постоянно обвиняют в том, что мы нарушаем правила.

А вы когда-нибудь задумывались, почему? Действительно ли дело в нас или, может быть, в правилах?

Мы выделяем такие виды глупых правил:

  • Правила, которые были приняты очень давно. Никто уже не помнит, зачем они были приняты и какую цель преследуют, но их почему-то нужно соблюдать. Это как знак «Проезд запрёщен». Когда-то его повесили, но никто уже и не знает, зачем он висит, и все ездят мимо него. Конечно, проезд не несёт уже никакого риска, никому не мешает, но знак висит. И доблестные сотрудники автоинспекции кормятся.
  • Правила, которые были приняты после одиночных прецедентов. Когда-то что-то случайно произошло, и было принято правило во избежание повторов. Например, кто-то когда-то напился на работе и побил директора компании. А после этого всем запретили праздновать дни рождения и праздники на работе.
  • Правила, которые были приняты для того, чтобы были правила. Есть такие люди, которые ну просто не могут жить без правил, поэтому они принимают правила просто так. Например, если тебе нужно получить пачку бумаги для печати документов, от тебя требуют заполнить формуляр, расписаться обязательно. Никто, конечно, никогда не проверит, печатаешь ли ты свои дипломные работы или книги, а вот формуляр ты будешь заполнять всегда. Потому что кому-то это нужно. У кого-то без заполнения формуляров работы не будет.
  • Правила, которые были спущены сверху. Этим грешат иностранные компании. Примут в главном офисе себе какое-то правило и разошлют на все страны. Например, примут французы себе правило покупать только французскую технику в офис. А потом в каком-то отдалённом офисе Казахстана сотрудники полгода ждут, пока им пришлют очередной ноутбук для нового сотрудника или вернут из гарантийного сервиса.
  • Правила, приняты по глупости. Бывает, работает какой-то глупый сотрудник. И вместо поиска ювелирного решения принимает глупое правило. И вся компания должна мучиться, выполняя его дурацкое правило. Например, департамент безопасности во избежание кражи информации закроет все USB-порты для флешек. И всё, не можешь скопировать файл с презентацией клиенту.

Требование 3. Долой дурацкие правила!
Если ты хочешь, чтобы мы соблюдали правила, то собери нас, озвучь задачу и спроси нас о том, как её решить. Если тебе не нравятся опоздания, не нужно придумывать дурацкие штрафы. Спроси, что нужно сделать, чтобы мы не опаздывали, и мы вместе найдём решение. Или убедим тебя, что наши опоздания с лихвой компенсируются работой после 18:00, а приходить к 9:00 мы не можем из-за пробок.

Миф 4. Сотрудники избегают ответственности

Ты постоянно говоришь о том, что тебе не хватает от нас ответственности. Ты хочешь, чтобы мы были более самостоятельными.

Ты будешь поражён, когда узнаешь, что самостоятельность — наша розовая мечта. Но беда в том, что твоя и наша самостоятельность — это две разные вещи.

Давай сравним:

Ты хочешь так Но делаешь так
Хочешь, чтобы мы были самостоятельными Не доверяешь нам
Говоришь, чтобы мы сами принимали решения Постоянно требуешь согласовывать
с тобой любой чих
Хочешь, чтобы мы делали задания быстро Затягиваешь с ответами на письма,
для встречи с тобой нужно ждать неделю, а по телефону не готов отвечать
Согласовывать только общий бюджет Контролируешь каждый счёт,
требуешь регулярный отчёт,
обоснования трат
Ждёшь эффективного результата Не даёшь полномочий влиять
на других людей
Ожидаешь от нас подвига Не хвалишь за наши успехи


Так кто из нас несамостоятельный? Разве можно научиться водить самостоятельно, если ты держишь постоянно руку на руле, а ноги — на дублирующих педалях? Ты повесил со всех сторон букву «У», постоянно перестраховываешься, кричишь, а потом спрашиваешь, почему мы приехали последними в гонке…

Требование 4. Научись доверять! Начинай с мелких заданий, оценивай только конечный результат. Переходи постепенно на более крупные задания.

Миф 5. Сотрудники злоупотребляют ресурсами компании (телефон, принтер, канцтовары, такси)

И это правда… Работа настолько стала частью нашей жизни, что грани между ней и домом смываются. И на самом деле нет ничего страшного в том, что в рамках корпоративного лимита сотрудник сделает несколько личных звонков или если он сделает копию паспорта на рабочем ксероксе. И с этим невозможно бороться. И если придумать тысячу правил, то они просто заблокируют нормальную работу сотрудника.

Компаниям нужно понять, насколько они готовы позволять сотрудникам использовать свои ресурсы и где та грань, перейдя которую сотрудник станет уже преступником. Ведь одно дело — сделать копию документа для визы, а другое — упереть домой пачку бумаги.

Или, например, можно позволить себе позвонить жене на номер того же оператора, что и у твоей компании, но совсем другое дело — отправить SMS, чтобы купить очередную игру для телефона. Можно захватить с собой ручку с работы на курсы английского языка, но отнести домой скотч — это уже перебор. Можно попросить таксиста по пути к клиенту заехать в посольство, а использовать талоны на такси, чтобы после вечерней пьянки добраться домой, — перебор.

И здесь именно руководитель на своём собственном примере (собственно говоря, он и только он — не правила, не политики, не угрозы, не штрафы) показывает, что допустимо, а что нет.

Требование 5. Показывай на своём примере, где воспользоваться ресурсами компании допустимо, а где — преступление.

Миф 6. Сотрудники постоянно болеют, опаздывают, отпрашиваются решать свои проблемы в рабочее время

Впрочем, как и их начальники. Только начальники за собой этого не замечают. Вообще жизнь — это такая внезапная штука, которую сложно подчинить жёстким правилам. А лучше и не пытаться. Но можно сделать кое-что, что поможет сотрудникам больше проводить времени на работе и меньше отсутствовать.

Но для начала, дорогой начальник, хотим сообщить тебе, что такое понятие, как «абсентеизм» (отсутствие сотрудников на работе), это явление, распространённое во всём мире, и средний показатель — шесть дней.

Но, дорогой начальник, ты можешь существенно сократить этот показатель, и вот тебе несколько наших советов:

  • Если твой сотрудник заболел, сам заставь идти домой. Он не заразит других коллег, к тому же три дня дома помогут победить вирус и не получить осложнения, от которых лечиться нужно будет две недели.
  • Не требуй больничного, если симптомы и так налицо. Пойдя с ослабленным иммунитетом в больницу с обычным ОРВИ, сотрудник имеет все шансы схватить вирус.
  • Купи сотрудникам витамины, оплати вакцинацию (цена вопроса — $20) — это убережёт их от болезни.
  • Если сотруднику нужно поехать по делам, дай ему служебное авто — он не потратит целый день в метро, а вернётся на работу уже через три часа.
  • Создай условия, при которых сотрудник может поработать на выходных и взять отгул в будни.
  • И, как ты уже мог понять, чем больше ты заботишься о нас, о твоих сотрудниках, тем меньше мы отсутствуем на работе.

Требование 6. Проявляй заботу о своих сотрудниках!

Миф 7. Сотрудники постоянно клянчат повышение заработной платы, вместо того чтобы лучше работать

Дорогой начальник, есть такая фраза: «Сытый голодного не разумеет». Получая больше, ты не понимаешь, почему мы хотим зарабатывать больше.

Хотим напомнить тебе пирамиду Маслоу:

Манифест офисного ударника

И вот тебе для понимания её денежный эквивалент:

Уровень пирамиды Куда тратятся деньги Сколько нужно зарабатывать, $
Физиологические потребности Еда 200
Потребность в безопасности Коммунальные услуги, транспорт 300–500
Потребность в любви Подарки, походы в клубы, бары, рестораны 500–1 000
Потребность в уважении Одежда, часы, техника, встречи с друзьями 1 000–1 500
Познавательные способности Тренинги, поездки за границу, поход в театр, кино 1 500–2 000
Эстетические потребности Картины, красивая мебель, украшения 2 000–3 000
Потребность в самоактуализации Свои собственные проекты, увлечения, хобби, благотворительность от 3 000


И пока мы не вышли на верхний уровень, мы будем хотеть зарабатывать больше. Не потому, что мы лучше работаем. Не потому, что мы растём профессионально. Не потому, что мы берём больше обязанностей.

И когда мы доходим до верхнего уровня, тогда мы уже хотим зарабатывать больше потому, что считаем это признанием наших достижений, справедливой оплатой, естественным обменом энергией.

Но самое главное заключается в том, что, желая зарабатывать больше, мы действительно можем быть тебе полезны:

  1. Делать больше работы.
  2. Показывать более высокие результаты.
  3. Брать на себя ответственность.
  4. Развиваться.
  5. Помогать тебе решать твои проблемы.

Поэтому давай не будем питать иллюзий относительно друг друга и заключим с тобой контракт: ты говоришь нам, что мы должны сделать, чтобы зарабатывать больше, а мы выполняем нашу часть контракта.

Но знай, как только мы переходим на высший уровень пирамиды, мы действительно становимся мегаэффективными и наши мотивы полностью меняются и становятся такими же, как и у тебя.

Требование 7. Мы хотим понятных правил роста заработной платы.

Миф 8. Сотрудники думают, как поскорее сбежать со сложной работы на более простую и с более высокой заработной платой

Ты думаешь, что мы не хотим у тебя работать, что ты плохой начальник, что мы не любим свою работу. Ты веришь, что мы хотим работать проще и за большее количество денег. Но правда в том, что мы хотим работать в компании и у начальника, который беспокоится о своих сотрудниках. Удерживает их от увольнения, помогает решать проблемы. В такой компании и с таким начальником мы можем свернуть горы!

На самом деле, если мы видим, что ценны для тебя, что ты не хочешь нас отпускать, что просишь нас остаться, ведь мы столько прожили вместе, то нам очень тяжело уйти в компанию, где уже не нужно будет работать по 12 часов в день, а получать можно будет в полтора или даже два раза больше.

Поэтому просто покажи, как сильно мы важны для тебя, помогай нашему развитию, помогай решать наши жизненные проблемы, хвали, награждай, повышай по мере возможности зарплату, и мы никогда не уйдём от тебя!

Требование 8. Удерживай своих сотрудников любыми силами!

Итак, вот наш манифест:

Манифест офисного ударника

Omar Omar
2014-09-10 14:46:31
какие-то мифы,а за ними какие-то требования,извините но пост какого-то нытика,который в лицо не может сказать,решил здесь написать,чтоб вдруг кто увидит,начальство оно на то и начальство,не нравится,открывайте свою контору компанию корпорацию стартап и управляйте как мудрый и классный босс,все же снизу всегда знают как должно быть сверху,но при этом почему-то под чьим-то начальством ходят полжизни
Sergey Nadolskiy
2014-09-10 14:52:04
Классный пост. Спасибо.
George L
2014-09-10 15:12:03
Вовсе нет. Этот пост не адресован какому-то конкретному человеку, а просто консолидирует наиболее часто встречающиеся ожидания и претензии начальства (в основном не очень далекого). И попадание ожиданий/претензий в ситуацию довольно точное. Т.е. начальники, которые предъявляют своим сотрудникам такие претензии и оперирующие такими же аргументами как в статье - встречаются практически везде.
Константин Пилипенко
2014-09-10 15:22:10
Плохой начальник детектед?
Elena Kosovskaya
2014-09-10 16:33:26
Я была и офисным работником и начальником, поэтому могу смело сказать, что здесь усредненная ситуация. У каждого свое мышление, свои жизненные ценности и принципы. Кого-то нужно пинать, кого-то ругать, кого-то хвалить и поощрять. Быть хорошим для всех на 100 % никогда не получится, да и не нужно. Лучше судить по результатам, а не словам. Если вдруг человек, написавший этот пост, станет начальником, он поменяет свое мнение во многих вопросах.
Андрей Коваль
2014-09-10 20:28:59
Супер пост!
Притула Михаил
2014-09-10 22:02:46
Интересно читать комментарий :) Если честно - я начальник, который из "плохого" стал "нормальным" и в такой форме от имени подчиненных призываю своих коллег быть хорошими начальниками.
Притула Михаил
2014-09-10 22:03:06
Спасибо!
Притула Михаил
2014-09-10 22:03:15
Спасибо!
Alexander Melnychuk
2014-09-11 00:31:30
Отлично! Приятно читать :)
Vera Tamko
2014-09-11 10:31:09
Спасибо, очень доступно и не перегружено фактами, статистикой, занудством)
Притула Михаил
2014-09-11 11:48:26
Спасибо, Сергей! Будут еще :)
Кирилл Семеновский
2014-09-11 12:44:29
"Начальство оно на то и начальство" - это на что же?)))
Михаил Притула
Михаил Притула
2014-09-11 13:05:06
Ну так ведь манифест же :) Манифесты пишутся в пабах под бокал пшеничного обычно. Откуда ж там взяться фактам и занудствам?
Егор Кушаков
2014-09-11 15:19:54
Решил прочитать и....снова да, во всем виноваты начальники) Успехов тебе, офисный нытик! Правда в том, чему нас учат еще с детсада - хочешь чего то добиться - иди и делай. К тебе никто никогда не подойдет навстречу первым.
Михаил Притула
Михаил Притула
2014-09-11 15:22:19
Очень прямолинейный отзыв. :)
Nikolay Voevodin
2014-09-11 15:35:15
У вас был очень хороший детский сад.
Ian Bleys Kalah
2014-09-11 23:09:48
Политику (кадровую) предприятия устанавливает начальство - если оно жлобское, тупое, жадное и хамское то текучка будет аховая и никакая зп не заставит мирится со скотским отношением к людям.
Dima Kovtun
2014-09-15 13:01:03
Статья класс! Действительно начальник должен заботиться о "своих людях". Если он помагает делать работу подчиненным, то и они, в свою очередь, помогут ему сделать его работу. В своем большинстве люди представляют, что начальник это некий "царек", который должен всем приказывать и всеми помыкать. Но надо проявлять заботу и уважение к своим подчиненным. Миша, начало статьи хорошее, захватывающее но с пунка 5 как-то съехал в скуку ;)
Притула Михаил
2014-09-15 21:17:58
Спасибо за критику. Учту в следующей статье - весь изюм оставлю на конец. :)
Виктория Малкова
2014-09-16 22:27:25
Пойдя с ослабленным иммунитетом в больницу с обычным ОРВИ, сотрудник имеет все шансы схватить вирус.))))) а как орви пасшифровывается?
Vlad Gradnin
2014-09-16 22:31:42
Статья - фигня полная - говорю как работодатель. По началу пытался работать именно так, в результате: * когда четко структурируешь взаимодействие (постановка задач и отчеты - при заранее запланированных встречах, предсказуемое взаимодействие, тактичность) - начинается расслабон - как у студентов между сессиями - и никак это не исправляется - только разве что каждый день ставить "встречи" (что бессмысленно). Зато начинают нормально и регулярно шевелиться только если есть "фактор внезапности" - когда знают, что я могу подойти в заранее неопределенное время и спросить: что сделано, как идут дела, почему до сих пор не сделано вот это ... только такое - неструктурированное "взаимодействие" заставляет наших людей работать нормально, четко и равномерно - так уж устроены наши люди, культур-мультур у нас такой (Емеля на печи) * когда доверяешь (делегируешь) - все равно пытаются обмануть - просто так устроены наши люди, культур-мультур такой (вообще "научись доверять" - самое смешное из этого идиотского склада благо-глупостей - это правило не для наших людей (хотя нормально работает с чехами или поляками (по личному опыту)) * когда устраиваешь логичные и простые правила - люди начинают наглеть - нет дресс-кода - обязательно найдется менеджер, который припрется на серьезную деловую встречу в шортах. Если не будет жесткого контроля времени - все оптимизируют так свое время, чтобы не появляться в офисе, ипотом будут валить друг на друга - "его не было в это время" - даже четкая система наказаний не помогает - наши люди думают что всегда смогут либо договориться с проверяющими, либо отболтаться ... надеются на это .. уповают ... просто так устроены наши люди, культур-мультур у нас такой * измеримые результаты - легко сказать - но проблема в том, что ясные измеримые результаты возможны только для простых работ - уборщице убрать 100квм каждый день или маляру покрасить 100 квм стен. (для более-ли-менее нестандартных работ измеримые результаты быстро обернутся удавкой) но .... это действительно единственный разумный совет в этой статье - наших людей может заставить нормально работать только жесткий план - в противном случае будут лениться, забивать и обманывать - так уж устроены наши люди - культур-мультур у нас такой * насчет "показывать своим примером какими ресурсами можно пользоваться а какими - нельзя" - тоже благоглупость - наш человек всегда найдет себе оправдание в том, что потратил деловой бюджет на себя любимого, и к тому же припишет начальнику такое же поведение - просто чтобы не выглядеть мелким воришкой перед самим собою, а чтобы уж совсем утвердится в этом - еще и поделится с коллегами - "я тут вот ... а че ... ОН тоже наверняка так же делает, а нас лечит как каких-то дурачков словами про доверие ..." ... ну примерно так ... в реальной жизни скорее всего будет с матом - даже у девочек-припевочек и одуванчиков * понятные правила роста заработной платы ... ага ... конечно ... очень хорошо себе любимому (и окружающим) рассказывать что "а че упираться - все равно повысят ... или уйду от сюда на йух ...а если упираться то повысят 15% .. я че дурак" ... это реальность - именно таковы наши люди - такова у нас культур-мультур * удерживайте сотрудников любыми силами ... ну это оччень приятно требовать от работодателя ... ведь вы все такие-разтакие, блин, из себя ... а то что неряшливо работаете, норовите обмануть даже на мелочи, любое нормальное движение в вашу сторону оборачивается попыткой сесть на шею - это в порядке вещей ... * к сожалению, совок страшно развратил наших людей, полностью уничтожена деловая культура - прежде всего личная ответственность за то, что делаешь - это особо сильно выглядит на контрасте, когда имеешь бизнес чуть больше "мелкого" и когда работаешь не то что с американцами, а с нашими соседями - теми же поляками или чехами - сейчас у меня ситуация: примерно одинаковые зарплаты в России, Чехии и Польше - так люди "там" честно работают, поставишь задачу - сделают как лучше - причем даже если чтото не досказал или не очень точно описал (всеж-таки языковой барьер) - все равно сделают хорошо и постараются сами понять что нужно сделать чтобы было хорошо ... хотя и там есть, конечно же "орлы" ... но они исключение - а главное чувствуют и понимают свою ущербность - их не уважают те , кто работает рядом с ними ... а наши ... только непечатные слова .. плохо работать - это не просто нормально - это хорошо - и у "офисного планктона" и у строителей .. да у всех ... ------------------- так что, дорогие (в смысле денег) русские сотрудники - не льстите себе - вы одни из самых худших исполнителей - ленивые, наглые, бессовестные, безответственные, бестолковые. Не про вас правила, описанные в этой статье. С такими как вы, у России нет будущего - все станет ясно в тот же год, когда системное начнется падение цен на нефть-газ.
Vlad Gradnin
2014-09-16 22:53:32
Добавлю: конечно и у нас есть нормальные люди ... но ... если посмотреть вокруг, то более-ли-менее нормально и хорошо с Вами будут работать только там, где есть палочная дисциплина - начиная с времени прихода-ухода и заканчивая жесткими планами по выработке (и плевать на коллебания рынка): банки, сетевые магазины ... может еще 2-3 названия ... и все ...
Александр Хорошилов
2014-09-17 09:58:43
Какие правильные слова... подписываюсь под каждым.
Александр Хорошилов
2014-09-17 09:59:18
это было к сообщению Vlad Gradnin, а не к статье :)
Карина Авдиевич
2014-09-17 16:53:37
Даже грустно за Вас стало, тяжело это - работать начальником тех, кого настолько ненавидишь.
Rustam Valiev
2014-09-19 12:39:01
Хорошо подкололи :) +1 Но ... Карина ... неужели Вам не приходилось делать большой ремонт, нанимая строителей-ремонтников, и/или строить что-то на своем участке (даже не дом, а хотя бы забор или пристройку), нанимая строителей? Никто из знакомых (или соседей) не делился своим "опытом"? У тех, у кого есть опыт работы с подобными "умельцами" - контроля за тем, чтобы не срукожопничали, не украли, чтобы хоть что-то сделали - поймут эмоции и настрой Влада.