В октябре далекого 2007 года я открыл ноутбук, сидя в квартире в еще чужом городе (в который переехал жить всего 2 месяца как), проверил почту и увидел инвайт от бывшего одногруппника на какой-то странный сайт. Выглядело всё неплохо и отдаленно напоминало другой сайт — Facebook*, где я зарегистрировался за пару недель до этого (и тогда еще не было толком понятно, кому и зачем нужны эти новые проекты под названием «социальные сети»). Если бы кто-то сказал мне, что спустя 3 года о втором сайте снимут сверхкассовый фильм, а о первом спустя 6 лет напишут одну из самых обсуждаемых книг Рунета — я бы наверное очень удивился. Но факт остается фактом: сегодня на моем столе — 188 страниц текста о социальной сети, «выросшей» из питерской студенческой тусовки в проект с почти 140 млн пользователей. Этот обзор — о книге Николая Кононова «Код Дурова», и мы говорим о ВКонтакте.
Главное о книге
Автор «Кода Дурова» — не сотрудник «ВКонтакте» (закулисья и «желтых» подробностей в книге практически нет, есть опеределенные намеки, но они скорее для «художественности», чем для скандала) или штатный биограф (до славы и «весовой категории» Стива Джобса Павел Дуров, видимо, пока «не дорос»), а российский журналист с многолетним опытом. Николай Кононов — главный редактор ежедневного издания о предпринимателях новой волны Hopes & Fears (хорошо знакомого тем, кто следит за пулом проектов, «вырощенных» под патронатом LAM). Окончил МГУ, был репортером «Известий», был колумнистом журнала «Эксперт» и российской версии Forbes. А затем Николай Кононов написал книгу «Бог без машины. Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля.» В 2013-м на полках книжных магазинов появилась его новая книга — на сей раз о Павле Дурове и его идее, ставшей бизнесом (или бизнесе, ставшем идеей — это как посмотреть), под названием «ВКонтакте». Издателем выступило российское «МИФ», которое постоянным читателям «Лайфхакера» уже хорошо знакомо.
Что понравилось:
- Последовательное изложение и множество подробностей о ранней истории «ВКонтакте» и предшествоваших ему проектах / идея Дурова и его команды.
- Подробности взаимоотношений между «Одноклассниками» и «ВКонтакте» в период конфликта топ-менеджмента двух крупных соцсетей СНГ.
- Появление Дурова в книге как личности из плоти и крови, со своими недостатками, преимуществами, «заскоками» если хотите (а не некоего мифологического образа, которым его зачастую привыкли изображать все: от журналистов до самих пользователей ВКонтакте). Хотя «тотем» (как называет его в книге Кононов) всё равно здесь присутствует больше как «фигура культа».
Что не понравилось:
- «Литературщина»: все эти уклонения от основной линии и словесные «красивости» с метафорами и вставками о питерских улицах / зимах / осенях / толпах / архитектурах порой изрядно раздражают.
- Все самые проблемные места автор изящно обошел стороной: от того, куда в конечном итоге делись доли ранних акционеров до того, каким является операционный и финансовый «расклад» в компании сейчас (ну и само собой, что нашумевшей отставки Циплухина в книге тоже еще нет).
Уроки… А можно ли тут извлечь какие-то уроки?
Пожалуй, можно. Уроков, правда, не будет так много, как в книгах по бизнесу:
- Верьте в свою цель, делайте что должны — и будь что будет.
- Заставьте противника / партнера / конкурента играть по вашим правилам путем рационального, но жесткого обоснования того, «почему именно так», а не исключительно по своей прихоти.
- Чтобы создать массовый сервис и массовый интерес, надо провоцировать массы. Иногда провоцировать массы думать, а иногда — совершать необдуманные и даже глупые поступки (как было в случае со всякими инициативами вроде «Дуров, верни стену», «Отключите микроблог» и прочими всплесками «хомячизма» среди широкой аудитории ВКонтакте).
Вердикт
Подзаголовок этой книги гласит: «Реальная история «ВКонтакте» и ее создателя». В том, насколько описанное в книге (за вычетом «литературщины» о Матрице, гениях и треше с угаром) соответствует действительности, можно сомневаться и критиковать стиль или полноту изложения фактов. А можно посмотреть на «Код Дурова» как на неплохую попытку заполнить это огромное «белое пятно» по имени «история ВКонтакте». Попытка удалась, массе пользователей данной социальной сети настоятельно рекомендую прочесть.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
10 палаток с AliExpress стоимостью до 10 000 рублей
10 аксессуаров с AliExpress для эстетичного рабочего стола
На что потратить 1 000 рублей: 10 полезных товаров для дома с AliExpress
Ценя дня: смартфон OnePlus Nord 2T за 17 370 рублей
Находки AliExpress: умная лампа, массажёр для шеи и маска для сна
Термопакеты, плунжеры, дезодорант для обуви и другие интересные товары дешевле 500 рублей
Распродажа на AliExpress: забираем 10 товаров с отличными скидками
10 проводных наушников, которые порадуют своим звуком
Сито для озёр, речной «пылесос» и ещё 3 технологии, которые помогают бороться с загрязнением воды
Социальная реклама«Когда дочь получила значок, мы решили, что и нам пора». Кто и зачем сдаёт нормативы ГТО
Социальная рекламаЧто происходит в Мобиловограде? Разгадайте тайну в игре
Реклама8 периодов в истории нашей планеты, когда её вид кардинально отличался от современного