Если бы некоторое время назад у меня спросили, какую одну книгу по бизнесу я могу порекомендовать, я бы не задумываясь ответил – «От хорошего к великому» Джима Коллинза. Но недавно все изменилось. Джим Коллинз, со своей командой исследователей, в очередной раз переплюнул сам себя. Хотите узнать рецепт успеха лидеров и сильных мира сего? Так вот же он. Скрывается под синей обложкой и надписью «Великие по собственному выбору» от издательства Манн, Иванов и Фербер.
В отличие от многих бизнес «мыслителей» Джим Коллинз имеет сугубо научный подход к свои работам. За каждой его книгой скрываются годы исследований и огромные массивы данных. Он со своей командой препарирует деятельность компаний и поведение их руководителей со одной единственной целью – найти составляющие успеха, которые бы можно было применить в других компаниях. Я не буду описывать систему и критерии исследований, они достаточно подробно описаны в книгах Коллинза, скажу лишь что это действительно серьезная работа, с выполнением всех требований научного подхода.
Всю рецензию можно было бы свести к простым словам – если хотите знать как добиться успеха, следуйте принципам книги. Но я раскрою основные тезисы.
В своих исследования команда Коллинза нашла и сформулировала 4 основных критерия Великой компании:
- Фанатичная дисциплина
- Эмпирическая креативность
- Продуктивная паранойя
- Амбиции пятого уровня
Фанатичная дисциплина
Правило 20 милевого марша
Двадцатимилевый марш означает достижение определенных ориентиров за определенный срок — с величайшим упорством и постоянством, на протяжении долгого периода. Соблюдение этих принципов дается не легко по двум причинам: трудно выполнять добровольные обязательства в тяжелые времена, еще труднее сдерживать свой темп , когда все обстоятельства благоприятствуют ускоренному продвижению.
Каждая компания должна установить нижнюю и верхнюю границы развития и строго соблюдать их. Нельзя опуститься ниже минимальной границы, но и не стоит переходить верхний предел. Это дает стабильность и экономит ресурсы для сохранения стабильности. Границы и принципы двадцатимилевого марша компания устанавливает индивидуально для себя, исходя из своих особенностей и особенностей среды в которой она действует.
20 милевый марш это самоконтроль в неконтролируемых обстоятельствах.
7 признаков правильного 20 милевого марша
- Четкие ориентиры.
- Добровольные самоограничения.
- План соответствует конкретной компании.
- Компания в силах контролировать выполнение этого плана.
- Установлены подходящие сроки — достаточно продолжительные чтобы успеть все сделать, но достаточно короткие чтобы не сбиться с курса.
- Компания сама для себя разрабатывает этот план.
- План выполняется неукоснительно.
Эмпирическая креативность
Сначала пули, потом ядра
Пуля — это недорогостоящий, нерискованный и не отвлекающий компанию от основного дела тест или эксперимент. Существует два вида ядер: пристрелянные и нет. Пристрелять ядро — значит получить подкрепление из реального опыта, эмпирическое подтверждение того, что большая ставка принесет успех. Стрельба не пристрелянными ядрами приводит к катастрофе. Если после пристрелки пулями не перейти к канонаде, отдача будет лишь средней. Для каждой среды имеется свой порог инноваций, то есть минимальный уровень инновации, не достигнув которого компания не сможет даже принять участие в конкурентной борьбе.
Продуктивная паранойя
- Хороший лидер видит тьму угроз и занимает такую позицию чтобы противостоять им. Особенно во времена успеха.
- Ключевым вопросом риска времени является не «Быстро действовать или медленно?», а «Сколько у нас времени до того, как характер угрозы и риска изменится?»
- Необходимо создавать финансовые резервы и амортизаторы, чтобы заранее подготовиться к неожиданностям и неприятностям.
- Ограничивать риски — риск пересечь линию смерти, асимметричный риск и неконтролируемый риск и управлять риском, связанным со временем
- Сначала общий план. Потом ближний план, всегда сохраняя сверхбдительность, чтобы вовремя почувствовать изменение ситуации и эффективно отреагировать на перемены.
- Мы не в их силах постоянно и точно предсказывать будущее, поэтому необходимо маниакально готовятся на всякий случай — готовятся заранее, готовятся всегда к тому, что не в их силах предсказать
- При создании запасов необходимо многократно превышать среднюю норму.
Амбиции пятого уровня
Рецепт СМАК
СМАК — Специфика, методичность, константа.
Это набор долговечных работающих правил которые в совокупности составляют последовательную и воспроизводимую формулу успеха.
Этот рецепт ясен и конкретен, он объединяет всю организацию и направляет ее усилия, дает четкие указания, что делать, а чего не делать.
СМАК опирается на эмпирический опыт и понимание — что работает для этой компании и почему. Поправки к СМАК затрагивают один элемент или ингредиент, оставляя рецепт в целом не тронутым. Такой принцип позволяет и поддерживать исключительное постоянство и осуществлять радикальные перемены.
2 разумных подхода к переписыванию рецепта СМАК
- Применить эмпирическую креативность, которая направлена в основном на саму компанию. (сначала пули потом ядра)
- Применить продуктивную паранойю (общий план, затем ближний план), которая направлена главным образом вовне.
Отдача от удачи
Ключевой вопрос не в том удачлив ты или нет, а в том, умеешь ли ты получить отдачу от удачи.
- Отдача может быть как от удачи так и от не удачи.
- Однократное событие удачи, даже самое выдающееся, не сделает компанию великой, но однократная большая неудача или чересчур затянувшаяся полоса неудач может привести к катастрофе.
- Необходимо думать заранее что неудачи подстерегают везде и готовится к ним.
Вот пожалуй все основные тезисы. Приблизительно так выглядят мои записи к этой книге. Не могу сказать, что указанные автором критерии великой компании, явились откровением для меня. Нет. Но пожалуй впервые я увидел их собранными вместе. В книге есть детальные описания и примеры, почему команда Коллинза пришла именно к таким выводам. Они не вызывают сомнений.
Поэтому еще раз хочу обратить ваше внимание.
Если вам нужен рецепт успеха, как добиться успеха в бизнесе (а если честно то и во всех остальных сферах) прочитайте эту книгу.
Проверено лично.
«Великие по собственному выбору», Джим Коллинз и Мортен Хансен
Купить на litres.ru Купить на amazon
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
10 проводных наушников, которые порадуют своим звуком
Хочу/могу: аналог стайлера Dyson по приятной цене
91 отличный подарок маме на день рождения
9 паровых швабр для качественной весенней уборки
8 товаров, которые помогут организовать пространство в небольшой ванной
11 вещей для уютных посиделок у костра
10 аксессуаров с AliExpress, которые прокачают Nintendo Switch
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
Что такое автомобильный аукцион и как с его помощью продать машину
Как сохранить рабочие навыки во время декрета: 6 советов
«Когда дочь получила значок, мы решили, что и нам пора». Кто и зачем сдаёт нормативы ГТО
Социальная рекламаКак построить свой дом и не потратить лишнего: 7 советов от знающих людей
Социальная реклама