Популярное издание GameRant, посвящённое видеоиграм, составило список шутеров от первого лица, которые повлияли на развитие не только жанра, но и всей индустрии.

1. Wolfenstein 3D (1992)

Хотя технически  шутеры от первого лица выходили и раньше, здесь история примерно та же, что и с Resident Evil и жанром survival horror: Wolfenstein 3D заложил основы для развития шутеров от первого лица на десятилетия вперёд. Кроме того, именно этот релиз сделал id Software одними из ключевых игроделов, и впоследствии компания выпустила ещё немало революционных шутеров.

2. Doom (1993)

Одним из этих революционных проектов стал Doom, выпущенный теми же id Software через год после Wolfenstein. Хотя при создании геймдизайнеры очевидно вдохновлялись предыдущим успехом, главным нововведением здесь стал многопользовательский режим, в то время как Wolfenstein была заточена под одного игрока.

3. Quake (1996)

И снова id Software! В Quake были не только локальные режимы на одного и нескольких игроков, но и возможность играть по сети. Ещё одним нововведением стали движения персонажа — в том числе рокет-джамп (выстрел во время прыжка, который придаёт горизонтальное ускорение). Также Quake стала одной из первых соревновательных игр, за что тоже заслуживает внимания.

4. GoldenEye 007 (1997)

До выхода этой игры на Nintendo 64 топовые шутеры от первого лица можно было встретить лишь на ПК. GoldenEye 007 не только показала, что FPS могут выходить на консолях, но и отличилась многопользовательским режимом на четырёх игроков с разделением экрана.

5. Half-Life (1998)

С момента появления жанр шутеров от первого лица был в целом про экшен и быстрый темп сражений. Создатели Half-Life же изменили это, сделав сюжет столь же привлекательной частью игры, как и боевая система. Именно от Half-Life берут начало крутые сюжетные шутеры вроде BioShock, и это влияние ощущалось ещё несколько лет после релиза первой части.

6. Counter-Strike (2000)

Лишь один из примеров влияния Half-Life на индустрию — Counter-Strike, который начинался как фанатский мод. Уникальный и затягивающий геймплей до сих пор вдохновляет игроделов — из недавних примеров можно вспомнить Valorant и Rogue Company. Проект, который начинался как фанатский режим Half-Life, со временем получил собственную франшизу, а Counter-Strike: Global Offensive остаётся одной из самых популярных игр среди киберспортсменов.

7. Halo: Combat Evolved (2001)

Игра из стартовой линейки оригинальной Xbox оказалась одной лучших на всей платформе — и её можно назвать, пожалуй, одной из самых влиятельных для жанра FPS со времён выхода первого Doom. Она предложила не только удобное управление для контроллеров, но и сделала акцент на многопользовательских режимах. Halo 2 тоже заслуживает упоминания — как популяризатор Xbox Live и онлайн-режимов в играх. Серия до сих пор остаётся флагманской для Microsoft.

8. Team Fortress 2 (2007)

Сейчас шутеры с возможностью выбора одного из харизматичных героев не редкость, и во многом благодарить за это стоит Team Fortress 2. Она долгое время оставалась одной из самых популярных игр в Steam и вдохновила Blizzard на создание Overwatch.

9. Call Of Duty 4: Modern Warfare (2007)

Первые три игры серии Call of Duty были отличными шутерами в сеттинге Второй Мировой, но четвёртая часть вывела франшизу на новый уровень. Одиночная кампания вдохновила целое поколение сюжетных шутеров благодаря сочетанию отличного экшена и неожиданных поворотов истории. Отдельной похвалы заслуживает многопользовательский режим, который другие разработчики до сих пор пытаются копировать с разной степенью успеха.

10. Overwatch (2016)

Как уже говорилось, эта игра была вдохновлена Team Fortress 2. Создатели значительно доработали концепт геройского шутера: если в TF2 персонажи олицетворяли собой конкретный класс, то в Overwatch у игрока уже был выбор в пределах одного класса. Персонажи одной позиции отличаются не только оружием и навыками, но и дизайном, характером и историей. Также Overwatch во многом популяризовала лутбоксы — хотя за это её готовы похвалить далеко не все геймеры.

11. PlayerUnknown’s Battlegrounds (2017)

Технически PUBG играется с видом как от первого, так и от третьего лица, но сложно спорить о влиянии игры на жанр FPS. Именно она ввела в моду «королевские битвы» и во многом вдохновила на создание феноменально популярного Fortnite. Большинство современных «королевских битв» используют механики из PUBG, хотя сама она уже уступила место другим представителям поджанра.