Лайфхакер

33 лайфхака для резюме, которые удвоят твою заработную плату

Julia Tim/Shutterstock.com

Эти 20 минут чтения навсегда увеличат размер твоей заработной платы минимум вдвое. Забудь всё, что ты читал раньше о составлении резюме. Советы Google, Facebook, LinkedIn и прочих — полная ерунда и пишутся исключительно в интересах компаний, представители которых их публикуют. Никто из них не заинтересован в том, чтобы ты смог продать себя им подороже. Их интересует только одно: как твоё резюме привести в соответствие с их ожиданиями.

Послушай человека, который за всю карьеру просмотрел более 100 тысяч резюме и действительно разбирается в том, как сделать резюме более привлекательным. Вот, кстати, мой профайл в LinkedIn, убедись сам: mpritula.

Но давай договоримся сразу: никакого обмана в резюме. Только честная информация. Как без обмана сделать своё резюме реально крутым — об этом в моих лайфхаках.

В статье о семи простых способах получить прибавку к заработной плате поиск новой работы я поставил на последнее место. Но часто бывает так, что дальнейшее развитие возможно только после смены работы. Как не упустить шанс и получить действительно классное предложение о работе — об этом я и хочу рассказать. Считаю, что заработная плата — это отображение ценности сотрудника для компании. И каждый человек просто обязан найти себе работу с максимальной заработной платой. Это будет означать, что:

В своём курсе по карьерному коучингу я рассказываю о модели трёх сфер в карьере человека:

Когда у человека совпадают все три сферы, это и есть его идеальная карьера:

И в этой модели зачастую именно размер заработной платы является тем неоспоримым фактом, который позволяет сказать, что у тебя идеальная карьера.

1. Пойми: резюме не билет на интервью, а банкнота

Бытует мнение, что, мол, резюме — это билет на интервью. Главная его задача — получить звонок. Это очень ошибочное мнение, которое погубило большое количество профессионалов. Человек думает, что если он поработал в Microsoft, Yandex, Google, то неважно, какое у него резюме — важно указать места работы. Отчасти он прав: такое резюме, конечно, заинтересует рекрутера, но не более.

Главная задача резюме — показать настоящую стоимость тебя как профессионала. Если ты сразу не показал свою настоящую стоимость, то на интервью это будет сделать уже сложнее.

На заре своей рекрутерской молодости я много раз сталкивался с ситуацией, когда у меня есть отличнейший кандидат, с которым я недавно провёл интервью. Я понимаю, что это именно тот, кто нужен моему заказчику, отсылаю заказчику резюме, мысленно проигрывая сценарий их будущего общения, найма на работу моего кандидата и полученной премии. Но вот я отправлял резюме и в ответ получал: «Что-то меня смущает его резюме, давай поищем ещё». Так сгорела не одна премия, пока я не научился работать с кандидатом до отправки его резюме заказчику.

Именно поэтому мне больше нравится сравнение резюме с банкнотой: оно должно выглядеть на миллион долларов.

Рекрутер заинтересован в том, чтобы резюме выглядело как можно дороже. Если рекрутер работает в агентстве, его доход зависит от дохода кандидатов, которых он находит на вакансии заказчиков. Если рекрутер работает в компании, то он заинтересован в том, чтобы закрывать вакансии лучшими кандидатами, это даёт ему надежду на премию. Почему я пишу о рекрутерах? Именно рекрутер получает резюме первым, и именно он решает, что с ним будет происходить дальше.

И дальше я расскажу о том, как повысить стоимость твоего резюме как минимум в два раза.

2. Думай, как продать своё резюме

Резюме должно быть таким, чтобы рекрутер хотел его «купить». Для рекрутера резюме — это один из главных инструментов его работы. Тебе, конечно же, не всё равно, какой интерфейс у программ или дизайн у сайтов, с которыми ты работаешь. Ты будешь избегать интерфейсов, которые тебе не нравятся. То же самое происходит с рекрутером: если интерфейс твоего резюме ему не нравится, желание работать с твоим резюме у рекрутера ниже.

Опытный рекрутер, если ему понравится наполнение твоего резюме, переделает резюме и сделает его более продаваемым, но это, скорее, исключение, чем правило. Следующим, кто после рекрутера будет смотреть твое резюме, будет нанимающий менеджер. Таким образом резюме проходит двойную, а иногда и тройную проверку. Хорошее резюме хочется прочитать полностью и перечитать снова.

3. Набери максимальное количество очков у рекрутера

Рекрутер в день получает от 100 до 300 резюме. На просмотр каждого резюме у него уходит всего от 5 до 10 секунд.

За это время глаза рекрутера пролетают по основным разделам резюме: фото, имя, дата смены мест работы, названия компаний и занимаемые должности, образование.

Рекрутер не вчитывается в каждое резюме, его взгляд скачет по основным блокам в поисках ключевых слов, которые его интересуют. Точки концентрации внимания на резюме выглядят так:

Каждое резюме проходит внутренний скоринг (подсчёт очков) у рекрутера. Если резюме набирает нужное количество очков, рекрутер начинает с ним работать: звонит тебе, приглашает на интервью, пересылает твоё резюме заказчику и дальше по цепочке. При этом каждый раздел твоего резюме может как добавить новых очков, так и забрать ранее начисленные.

4. Кастомизируй резюме под свою профессию

Универсальных резюме для всех профессий нет. Для каждой профессии важны разные виды резюме. Задача каждого вида резюме — показать то, что наиболее важно для профессии. Так, например, для продающих профессий важно показать, как ты зарабатывал для компании деньги. Техническим и ИТ-профессиям очень важно показывать наличие разных навыков и знаний, маркетинговым — реализованные проекты и так далее. Полный список типовых профессий с указанием того, что должно показывать резюме:

5. Покажи рекрутеру свой успех

Твоё резюме — это не набор отдельных блоков о твоей работе, образовании и тренингах. Резюме на миллион — это резюме, которое выстроено в историю успеха. Что такое история успеха? Это когда понятно, как связано твоё образование, карьерный путь, всевозможные тренинги и сертификаты, личностные качества и должность, которую ты ищешь. Если в этих элементах нет логики, рекрутер пропустит твоё резюме.

В резюме обязательно должны быть указаны твои успехи (достижения) для каждого места работы. Если из названия должностей и компаний, которые ты сменил, не понятно, что ты шёл по нарастающей, это должно быть видно в описании обязанностей и достижений.

Хорошее резюме — это резюме, которое писалось и переписывалось. За всю свою историю (от первого до последнего места работы) резюме может быть переписано до 20–30 раз.

Кроме того, первоклассное резюме — это резюме, где каждая фраза добавляет ему стоимости.

6. Бери пример с лендинговых страниц

Ты, наверное, встречал в интернете классные лендинговые страницы сайтов. Твоё резюме должно быть не хуже.

Хорошее резюме интересно читать, хочется дочитать до конца. Каждая фраза в резюме усиливает желание его купить. В нём очень простая и понятная навигация (разделы). Кроме того, резюме должно соответствовать общепринятым нормам. Поэтому, если ты не дизайнер и не представитель креативной профессии, никаких фоновых рисунков в резюме.

7. Используй только деловой разговорный язык

Я всегда очень большое внимание уделяю языку резюме.

Резюме должно состоять из простых слов и выражений, не должно быть формализма (те самые слова, скопированные из твоей должностной инструкции), твои фразы должны быть написаны тобой лично, а не скопированы из интернета. Все предложения должны быть достаточно короткими, без сложносочинённых и сложноподчинённых конструкций.

В этом смысле мне очень нравится книга Норы Галь «Слово живое и мёртвое».

Вот несколько цитат, которые применимы к твоему резюме:

Вообще, рекомендую почитать книгу целиком.

Кроме того, стоит быть очень осторожным, если ты пишешь резюме на английском. Иначе может выйти, как в старом добром анекдоте:

8. Следуй идеальной структуре

Я видел очень много структур резюме и последовательности изложения информации. На мой взгляд, идеальная последовательность расположения информации в резюме такая:

9. Форматируй: шрифт Calibri или Arial, кегль 10 или 12, без таблиц, одинарный отступ между строк

Вот так выглядит почти идеальное резюме:

Полную версию можно посмотреть по ссылке(Он, кстати, в поисках работы, налетай на кандидата).

Почему почти идеальное? Вот 10 советов, которые я бы мог дать по этому резюме:

Делаем резюме дороже

Теперь поговорим о том, что же делает резюме дороже. Я консультирую людей о том, как улучшить их резюме. Мне присылают свои резюме представители самых разных должностей: от рядовых продавцов до директоров компаний. Все делают одинаковые ошибки. Не было ни одного резюме, к которому я бы не смог написать 10 советов, как его улучшить. Ниже я собрал наиболее частые советы, которые я давал по присланным резюме.

10. Объединяй много мест работы в одно

Нормой считается, если человек работает в компании 2–3 года. Если он меняет работу чаще, его могут назвать job hopper. Таких людей рекрутеры не любят, так как около 70% заказчиков отказываются рассматривать таких кандидатов. И это вполне закономерно.

Человек после года работы только начинает приносить пользу компании.

Конечно же, каждый имеет право на ошибку, и в хорошем резюме может быть пара мест, где кандидат отработал 1–1,5 года. Но если так выглядит всё резюме, то его ценность очень низкая.

Однако часто бывает так, что человек менял несколько должностей работы в одной компании или переходил из компании в компанию в рамках холдинговой структуры. Или же занимался проектной работой, в рамках которой сменил несколько работодателей.

В таких случаях (да и везде, где это возможно) я рекомендую оформлять это как одно место работы, с одним названием и общими датами работы. А внутри этого блока можно ненавязчиво показать смену должностей, но так, чтобы визуально при беглом осмотре резюме не было ощущения частой смены мест работы.

11. Соблюдай идеальный объём резюме

Я считаю, что идеальный объём резюме — это строго две страницы. Одна — слишком мало, это допустимо только для студентов, а три — уже слишком много.

Если с одной страницей всё ясно — такое резюме смахивает на резюме начинающего специалиста, — то с тремя, четырьмя и так далее страницами всё не так очевидно. А ответ простой: рекрутер посмотрит только две страницы в 80% случаев. И прочитает только то, что вы указали на этих двух страницах. Поэтому, что бы ты ни написал на третьей и последующих страницах, оно останется без внимания. А если ты там напишешь ценную информацию о себе, о ней рекрутер не узнает.

12. Делись своими достижениями

Если из моей статьи ты запомнишь только одно предложение, пусть оно будет про достижения. Это сразу добавляет 50% стоимости к твоему резюме. Рекрутер просто не в состоянии прособеседовать всех, кто прислал резюме. Поэтому всегда победит тот, кто указал свои достижения и смог тем самым заинтересовать рекрутера.

Достижения — это твои измеримые успехи, которые выражаются в цифрах, сроках или существенных качественных изменениях в компании. Они обязательно должны быть конкретны, измеримы, внушительны и соответствовать должности.

Пример достижений:

13. Расскажи о своих личностных качествах

Сейчас всё больше и больше внимания при отборе кандидатов уделяется личностным качествам сотрудника. Если проанализировать, что именно у тебя будут оценивать на собеседовании, то, скорее всего, будет так:

Что такое личностные качества? Это персональные качества человека, способствующие эффективному выполнению своих обязанностей.

Сюда входит: энергичность, открытость, умение работать в команде, инициативность, проактивность и так далее. Причём это уже не пустые слова, на собеседовании всё чаще и чаще ты услышишь такой вопрос: «Расскажи о ситуации, в которой тебе нужно было взять на себя ответственность, и о том, как ты с ней справился». Вот это называется оценка по компетенциям.

Поэтому твои личностные качества, особенно если они соответствуют тем, что требуются в вакансии, крайне важны. И если раньше было достаточно просто их перечислить, то теперь этого уже недостаточно. Сейчас нужно подтверждать их наличие, поэтому я рекомендую писать их так (примеры, естественно, приводишь свои, обязательное правило: они все должны быть реальными и из прошлого):

Здесь важно написать не много качеств, а качества с примерами. То есть примеры здесь важнее количества.

14. Выбрось функциональные обязанности из должностной инструкции в урну!

Функциональные обязанности, которые указывают в резюме, — это обычно самая банальная и нудная штука. В 30% случаев их копируют из своей должностной инструкции, в 50% случаев — из чужих резюме или описания вакансий, и только 20% действительно качественно пишут их самостоятельно.

Я всегда рекомендую писать именно обязанности, а не зоны ответственности, и описывать их в виде действий, которые ты выполнял. Это примерно как с достижениями, но здесь не обязательны цифры, обязанности могут быть не столь внушительными, и, естественно, это не разовые действия.

Перед их написанием я рекомендую почитать несколько вакансий, чтобы представить, о чём вообще стоит писать. Далее выписывать обязанности в порядке их значимости: на первом месте наиболее значимые (разработка стратегии, планирование бюджета, вывод новых продуктов на рынок), а на последнем — наименее (подготовка отчётов).

15. Продавай название должности и компании

Названия должностей и список компаний — это, по сути, и есть именно то, что рекрутер ищет в резюме в первую очередь. Это как покупатель скользит глазами по полке в магазине в поиске знакомых ему брендов (Nescafe, Procter&Gamble, Gallina Blanka, Mars, Snickers, Tide). Именно по этим строкам рекрутер формирует первоначальную стоимость резюме в своей голове и только потом начинает искать детали.

  1. Название должности должно быть общепринятым. В наших странах давно существует разрыв между тем, что пишут в трудовой книжке, и тем, как должность называется внутри компании. Но при этом многие люди боятся нормально назвать свою должность в резюме не так, как она называется в компании. Например, если ты работал менеджером по маркетингу некого продукта, то вполне логично назвать тебя бренд-менеджером в резюме. Все будут понимать, чем ты занимался, и название «бренд-менеджер» более продающее, чем «менеджер по маркетингу». Если ты был начальником отдела продаж, подчинялся генеральному директору, у тебя было 100 человек в команде и ты вёл переговоры с ключевыми клиентами, ты коммерческий директор.
  2. Если ты был руководителем, обязательно пиши в скобках, сколько у тебя было подчинённых. Упоминание подчинённых и их количества всегда делает твоё резюме дороже.
  3. Название компании:

16. Убери шаблонные фразы из раздела «Цель»

Сразу после твоих контактных данных в резюме идёт раздел, который называется «Цель». Обычно в этом разделе пишут шаблонные фразы вроде «Максимально реализовать свой потенциал…». Здесь нужно перечислить список должностей, которые тебя интересуют.

17. Всегда проверяй орфографию

Обычно около 5% всех просматриваемых мною резюме содержат ошибки:

18. Сохраняй резюме в формате DOCX и никак иначе

19. Используй удобное для рекрутера название файла резюме

Название файла резюме должно содержать как минимум фамилию и желательно должность. Так удобнее рекрутеру будет искать резюме у себя на диске, пересылать его и так далее. Маленькая забота о рекрутере будет обязательно отмечена. Опять же, в глазах рекрутера это делает резюме немного дороже.

20. Показывай свою пользу в сопроводительном письме

Существуют разные мнения о сопроводительных письмах. Я всегда говорю так: хорошее сопроводительное письмо в 20% случаев может добавить ценности резюме, если оно написано правильно. Но оно не всегда обязательно.

Если же ты решил его писать, то вот тебе простая структура:

А если показать на примере, то это могло бы выглядеть так:

Ошибки в твоём резюме

Наряду с секретами повышения стоимости резюме есть вещи, которые делают резюме значительно дешевле. Поговорим о некоторых из них.

Сейчас многие сайты для поиска работы позволяют скачать созданное там резюме. При этом они обязательно в такое резюме добавляют свой логотип и разные поля для ввода информации, которая совсем не нужна для резюме. Например, пол. Эти резюме выглядят как настоящая дешёвка, поэтому не советую никогда так делать.

21. Убери непонятные аббревиатуры

Когда ты долго работаешь в компании, некоторые принятые в ней аббревиатуры уже кажутся настолько родными, что ты их пишешь в резюме. Но рекрутеру они незнакомы, поэтому теряется очень важная информация. Старайся избегать аббревиатур везде, где это можно.

22. Перефразируй шаблонные фразы

Очень часто тебе хочется поддаться искушению и запихнуть в своё резюме шаблонные фразы, которые можно легко найти в любом резюме или описании вакансий. Избегай их, так как для рекрутера они представляют пустое место.

Перефразируй, например:

23. Создай нормальный ящик

Что отличает профессионала от ребёнка? Профессионал называет свой почтовый ящик по имени и фамилии, а ребёнок — детскими словами, никами из игр и форумов, датой рождения.

Кроме того, для поиска работы я рекомендую заводить почтовый ящик на профессиональных порталах вроде Gmail или Yahoo. Остальные не годятся.

Ещё не рекомендую использовать почтовый ящик родственников, где в названии почты фамилия или имя отличается от твоего.

Ну и абсолютно недопустимо указывать свой рабочий ящик. Рекрутер в этом случае будет трактовать этот нюанс так: «Меня увольняют с места работы, и поэтому я могу не бояться и отсылать резюме с рабочей почты».

24. Удаляй семейный статус, он интересует только посетителей сайтов знакомств

Существует только один случай, когда указание семейного статуса может сыграть положительную роль: если молодая девушка ищет работу и хочет показать, что не уйдёт в декрет сразу после трудоустройства. В этом случае можно указать наличие детей.

Варианты «гражданский брак», «в разводе» сразу удешевляют резюме, так как возникают дополнительные вопросы.

Вариант «имею детей» пишут очень недалёкие люди, так как все нормальные люди «воспитывают детей». :)

25. Объясняй разрыв в опыте работы

Нельзя просто так взять и показать разрыв в работе. Нужно писать, почему именно он возник. Вариант «объясню на собеседовании» не подходит, так как рекрутер, увидев разрыв, подумает самое худшее, что могло произойти.

Если был декрет между двумя работами — так и пишем. Кстати, если декрет был без ухода на другую работу, смысла его писать вообще нет никакого. Я даже не рекомендую на собеседовании это как-то особенно выделять.

26. Убери дату окончания работы на последнем месте

Это та единственная хитрость в резюме, которую можно простить. Считается, что человек составляет резюме ещё до увольнения и после увольнения просто не обновляет эту дату. В любом случае указанная дата увольнения будет играть против тебя.

27. Не пиши причины увольнений

Нет причины, по которой нужно прописывать причины увольнения. Что бы ты там ни написал, у рекрутера всегда возникнет подозрение насчёт твоего желания объяснять причину увольнения. А может, ты врёшь?

28. Не объясняй детали своего резюме

В резюме не допускается писать объяснения, комментарии, сноски и прочее. Только даты, факты, достижения.

29. Удали рекомендателей

Самое плохое, что может быть, — это раздел «Рекомендации» и фраза «Предоставлю по запросу». А смысл такого раздела? Список рекомендателей — это лишнее. Никто им не будет звонить до интервью с тобой. А после интервью ты и так сможешь этот список предоставить, если будет запрос.

30. Убери таблицы и большие отступы

Таблицы в резюме были приняты в начале 2000-х годов. Потом весь цивилизованный мир от них отказался. Не показывай себя динозавром.

Также не занимай большую часть резюме очень большими отступами слева в документе.

31. Первые места работы оставь для своей бабушки

Для простоты я просто опишу, как будет ОК:

32. Убери ПТУ

Если ты учился в ПТУ, колледже, техникуме, а потом окончил вуз, показывай только вуз.

33. Не показывай резюме знакомым HR-специалистам, если не уверен в их профессионализме

У нас много HR-специалистов считают себя гуру и дают советы направо и налево. Узнай, сколько вакансий они закрыли сами, сколько людей в день в среднем собеседуют. Какие книги прочитали о рекрутинге. Сколько из них было иностранных.

Если ты получишь такие ответы:

…тогда смело доверяй советам!

Я провожу небольшое исследование, поэтому в комментариях к этому посту напиши, какой из всех описанных советов оказался для тебя наиболее ценным. Это поможет мне понять твои потребности и написать ещё одну крутую статью о том, как продать себя подороже во время интервью.

Статью визуально оформил гений презентаций Андрей Гайдут