«All work and no play makes Jack a dull boy», — набирал главный герой «Сияния» на печатной машинке. Действительно, понятие «работа» зачастую рассматривается как антоним слова «развлечение». Однако последние научные исследования доказали: противоположностью игр является депрессия.

Видеоигры
JD Hancock/Flickr.com

Впервые подобную идею высказал Брайан Саттон-Смит (Brian Sutton-Smith), учёный, который посвятил свою жизнь исследованию психологического аспекта игры. Он стал известен в 50–60-х годах XX века, когда изучал влияние развлечений на детей и взрослых. Саттон-Смит узнал, что во время игры люди становятся более уверенными в себе и энергичными, испытывают сильные позитивные эмоции. По сути, все это является описанием состояния, прямо противоположного депрессии, когда человек невероятно пессимистичен, особенно насчёт собственных талантов, возможностей и перспектив.

Саттон-Смит провёл большинство своих исследований задолго до того, как учёные начали использовать технологичные аппараты для сканирования мозга, чтобы отслеживать процессы кровообращения и таким образом диагностировать душевные заболевания. А еще он работал не зная, что видеоигры захватят наш мир.

По статистике, более 1,23 миллиарда человек увлекаются компьютерными играми, но, самое важное — мы теперь знаем, что именно происходит в голове у этих людей.

За последние несколько лет было проведено множество исследований с использованием функциональной магнитно-резонансной терапии. Самое заметное из них провёл Стэнфордский университет, который «заглянул» в мозг геймеров.

Результаты показали: когда мы играем в видеоигры, две области нашего мозга постоянно стимулируются: та, что отвечает за мотивацию, и та, что заставляет нас желать достижения новых целей.

Ведь во время такого развлечения мы невероятно сфокусированы на выполнении задания. Неважно, решаем ли сложные задачи, пытаемся найти скрытые объекты, стремимся к финишу или набираем максимум очков. Любая из этих целей полностью захватывает наше внимание, мотивирует и заставляет сосредоточиться. Мы ожидаем, что достигнем успеха — и соответствующая доля мозга начинает активно работать, заставляя нас желать победы.

Видеоигры
JD Hancock/Flickr.com

Между тем все игры (не только образовательные) рассчитаны на то, что человек будет учиться. Первый уровень всегда простой, игрок легко втягивается в процесс, проверяет различные стратегии действия и собственные навыки. С каждым уровнем задачи становятся всё сложнее, и большинство игр сделано так, чтобы человек продолжал учиться на всем протяжении сценария.

Именно получение нового опыта является залогом возрастающего интереса игрока, и в этом заключается секрет удовольствия от видеоигр. Когда ничего не происходит и вас не подталкивают к обучению, восторг пропадает. Человек прекращает играть.

Так, мало кто из взрослых любит классические «крестики-нолики» — все стратегии победы уже выучены наизусть.

Но до тех пор, пока игра будет требовать от вас усердия и прилежности, гиппокамп будет включён в процесс, а сам игрок — получать удовольствие от прохождения.

Видеоигры
JD Hancock/Flickr.com

Если вы когда-нибудь думали о том, почему, провалив 20 раз подряд один уровень в Angry Birds, делаете новую попытку снова и снова, то для этого явления есть научное объяснение. Подобный энтузиазм — результат сценария неврологической активации. Для не-геймеров подобное поведение может показаться иррациональным и навязчивым. Но это именно то устойчивое состояние, которого стоит ожидать от человека, чей мозг полностью сфокусирован на достижении цели. Кроме того, после прохождения уровня геймер становится увереннее в себе, благодаря полученным знаниям и опыту.

И вот что самое интересное: если человек находится в состоянии клинической депрессии, две области его мозга недостаточно стимулируются, и это те же самые регионы, которые стимулируются хорошо, когда мы играем в видеоигры.

В неврологическом смысле игра является прямой противоположностью депрессии.

Когда область мозга, отвечающая за мотивацию, недостаточно активна, мы не ожидаем никаких наград и успеха. Вследствие этого перестаём верить в свои силы, становимся пессимистичными и теряем желание делать хоть что-то. Малая стимуляция данной области мозга означает, что в ней не происходит активного кровообращения. Таким образом, длительное состояние депрессии или отсутствие мотивации может привести к тому, что мы потеряем способность к обучению.

Видеоигры
JD Hancock/Flickr.com

Наиболее распространённая интерпретация результатов проведённых исследований говорит нам о том, что депрессию можно купировать с помощью видеоигр. Судя по всему, те игроки, которые находятся в таком клиническом состоянии, могут заниматься самолечением играми. Геймеры часто испытывают чувство облегчения, избавляются от симптомов депрессии и получают удовольствие.

Но, безусловно, лечить депрессию видеоиграми никто не предлагает — это довольно опасный путь. Игрок может дистанцироваться от собственных проблем или заниматься подавлением неприятных эмоций. Многие люди действительно используют игры, чтобы сбежать в мир иллюзий и как можно меньше контактировать с реальностью.

Сам факт того, что видеоигры меняют наше настроение, не должен вас пугать. Дело в том, что садиться за игру нужно с определенной целью: например, развить креативность (Minecraft), решить проблему (Portal), улучшить взаимоотношения в семье (Scrabble), повысить стрессоустойчивость (League of Legends).

Исследователи обнаружили, что если играть целенаправленно, то можно повысить уверенность в себе и развить навыки, необходимые в реальной жизни. Играя, чтобы стать лучше (в чём угодно), вы понижаете риск развития депрессии и становитесь более устойчивым к меняющимся жизненным обстоятельствам.

Для того, чтобы игры приносили пользу, нужно постоянно держать в памяти цели, которые вы хотите достичь. Тогда геймерство как таковое становится не пустым времяпрепровождением, а настоящим тренингом.

Ну что, сыграем?