1. Обсуждайте сюжеты

Большая часть картин, созданных до XX века, посвящена одним и тем же сюжетам. Для начала будет достаточно сориентироваться в наборе из основных библейских событий, запомнить около двух десятков мифологических сюжетов и персонажей и отличать самых популярных средневековых святых.

Если захочется разобраться получше, прочитайте книгу Николая Куна «Легенды и мифы Древней Греции», пересказанные отрывки из «Золотой легенды» Якова Ворагинского о житиях святых и, конечно, Библию — хотя бы в адаптированной версии.

Проверьте, какие из этих сюжетов и героев вы узнаете с закрытыми глазами:

  • Библейские сюжеты: грехопадение, изгнание из рая, Давид, Юдифь, Благовещение, поклонение волхвов, бегство в Египет, святое семейство, страсти Христовы, распятие, оплакивание.
  • Мифологические сюжеты и персонажи: суд Париса, рождение Венеры, Афина и Марсий, подвиги Геракла, кентавромахия, Минотавр, похищение Европы, Амур и Психея.
  • Средневековые святые: Себастьян, Стефан, Иероним, Екатерина Александрийская, Франциск Ассизский.

2. Интерпретируйте символы

В искусстве, особенно классическом, ничего не бывает просто так. Каждая деталь несёт свою символическую нагрузку.

Есть символы универсальные: они не менялись веками и характерны для большинства культур. Например, полезно знать, что белая лилия традиционно обозначает непорочность и красоту Девы Марии, а череп всегда намекает нам на смерть.

Большинство символов варьируется в зависимости от страны или периода. Чтобы во всём этом разобраться, почитайте неплохую книгу Джеймса Холла «Словарь сюжетов и символов в искусстве». Главное — понять общие принципы. Так вы сможете на уровне интуиции предполагать, что значит тот или иной предмет.

3. Определяйте стиль картины по ярким характеристикам

Стиль картины — очень важная штука, позволяющая мысленно вписать полотно в контекст эпохи и сориентироваться, с какими работами его сравнить. Хорошая новость состоит в том, что ключевых стилей мало. Достаточно разобраться в отличиях десятка направлении, и вы сможете грубо прикидывать век создания картин, написанных вплоть до 1900 года.

Искусство Византии, романика, готика, ренессанс, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, импрессионизм и течения в искусстве XX века — вот набор, с которым можно свернуть горы.

Для быстрого ликбеза посетите курс из трёх лекций «Стили и жанры в искусстве». Для въедливого изучения подойдёт книга «История искусства» Эрнста Гомбриха, «Краткая история искусств» Нины Дмитриевой или «Основы истории искусств» Хорста и Энтони Янсонов.

4. Делитесь своими впечатлениями

Искусство создано для переживаний. Когда какая-то картина волнует вас настолько, что вы хотите поделиться своими чувствами, — делайте это немедленно. В идеальной вселенной от встречи с прекрасным у людей учащается сердцебиение и кружится голова (так называемый синдром Стендаля).

Если искусство пока не производит на вас такого впечатления, делитесь любыми ассоциациями, ощущениями и мыслями, на которые наталкивают картины. Ошибиться здесь невозможно, а оценят все.

Что делать, когда полотна не вызывают решительно никакого отклика? Упражняйтесь! Перед походом в музей почитайте о художнике, особенностях его манеры или эпохе. Раз визуальная часть оставляет вас равнодушным, возможно, заинтересуют конкретные истории.

5. Рассуждайте о технике

Техника исполнения — это беспроигрышная тема. Можно описывать буквально всё, что вы видите. Главное — научиться замечать детали. С точки зрения техники можно обсуждать цвет, свет, композицию и особенности мазка. Лучше, конечно, если вы сможете несколько раз послушать, как о картинах рассуждают художники. Например, лекция Level One «Пять художников: понять и полюбить гениев» помогает взглянуть на мировые шедевры взглядом профессионала.

Впрочем, и без этого можно проявить наблюдательность и заметить, что где-то картина гладкая, а где-то как будто выпуклая за счёт фактуры мазка. Где-то свет рассеивается по всему полотну, а где-то направлен на конкретную точку, будто луч прожектора.

Количество в конечном итоге перейдёт в качество. Чем больше вы будете смотреть, тем больше будете замечать.

Для тех, кто в картинах Пьеро делла Франчески, Рембрандта, Брейгеля, Сезанна и многих других мастеров видит лишь их материальную предметность и их символическое содержание, навсегда будут закрыты двери в мир художественной силы и красоты.

Иоханнес Иттен, художник, теоретик нового искусства

6. Не бойтесь спорить

Страшный секрет искусствоведов: истины нет нигде или почти нигде. К какому направлению относится творчество художника, кем или чем он вдохновлялся, как истолковать символы — любой из вопросов вызывает бурные дискуссии среди специалистов.

Понятно, что не стоит злоупотреблять и откровенно смешивать кислое с пресным, поэтому знание символов и художественных стилей лишним не будет.

Для начала изучите их, а после смело рассуждайте о спорных моментах: к этому времени у вас наверняка уже выработается собственная точка зрения.

Чтобы запастись множеством хороших доводов для будущих дискуссий, посмотрите книгу Сергея Даниэля «Искусство видеть»: она поможет не только натренироваться в описании картины, но и научит качественно воспринимать живопись.

7. Не обесценивайте XX век

Большинству людей нравится, когда всё понятно, красиво и желательно с голыми женщинами, а «Чёрный квадрат» или картины Пита Мондриана и Марка Ротко они считают мазнёй. Это удобная позиция, но она сразу выдаёт в вас начинающего.

Маленькое наблюдение: чем больше вы погружаетесь в историю искусств, тем проще вам принять живопись последнего столетия. Не каждый готов её полюбить, но говорить «Я тоже так могу» перестают все.

8. Ориентируйтесь в современном искусстве

Хотя бы на уровне терминологии. Вовремя ввернуть мысль про акционизм, хеппенинг, перформанс или арт-интервенцию — бесценно.

Если серьёзно, то современное искусство бывает разным. Главный секрет его восприятия состоит в том, что не стоит идти на первую попавшуюся выставку без подготовки. Нужно почитать и понять, для вас ли это всё.

Есть искусство, призванное вызвать шоковые эмоции, вплоть до ужаса и отвращения. Есть и такое, что вызывает только восхищение мастерством художника. Если к первому вы ещё не готовы, стоит узнать об этом заранее и не мучить себя понапрасну.

Иман Малеки — «Девушка у окна»/imanmaleki.com
Иман Малеки. Девушка у окна

К эстетическому современному искусству можно отнести работы иранского художника-фотореалиста Имана Малеки. Обратите внимание на проработку деталей: пряди волос и браслет часов изображены с предельной точностью.

9. Будьте в курсе крупных событий и готовьтесь к ним

Ничто не обсуждается в мире искусства больше, чем важные привозы крупнейших музеев. Об этом пишут в новостях, в соцсетях — везде. Отдельно стоит следить за планами Третьяковской галереи, Пушкинского музея и Московского музея современного искусства.

Предупреждён — значит вооружён. К выставкам обычно выпускают аннотации, проводят лекции и экскурсии. Можно дополнительно подготовиться, изучив эпоху, к которой принадлежат творения автора.

10. Задавайте глупые вопросы

Чем меньше вы думаете о том, как выглядите в глазах других, и чем больше вас интересует само искусство, тем стремительнее вы приближаетесь к идеальному собеседнику, с которым хочется сходить в музей. Посмотрите, сколько вопросов об искусстве на The Question, и расслабьтесь: вы не одиноки.

Когда стресс снят, изучите хорошую подборку литературы по искусству на Bookmate и сходите на лекции Level One. Там вы найдёте гарантированно хорошие лекции с сотнями отзывов, которые разожгут желание погружаться в искусство больше и больше.

Изобразительным искусством всё не ограничивается: лекции по архитектуре, классической музыке, истории и религии помогут лучше ориентироваться в разных сферах прекрасного и в итоге по-новому воспринимать жизнь.