Как вовремя заткнуться

В редакции Esquire каждую неделю устраивается производственное совещание, на котором редакторы и дизайнеры обсуждают текущее состояние главных проектов. Смысл в том, чтобы перед глазами каждого руководящего работника редакции стоял образ некой «путевой станции», на которой ему придется нести ответственность за свою текущую работу. Предполагается, что основными ответами сотрудников на совещаниях должны быть «Да», «В среду» и «Все хорошо».

Я не понимал этого в первые месяцы в Esquire. Я считал, что должен отвечать на вопросы честно и развернуто. Поэтому в ответ на обращенный ко мне вопрос «Как дела с такой-то статьей?» я принимался объяснять, извиняться и отвечать на вопросы, которых мне не задавали. Я утомлял всех в конференц-зале. Я не знал, что мне нужно было сказать «Все отлично», а затем просто заткнуться.

Вот как нужно говорить на производственных совещаниях.

  1. Ш-ш-ш.
  2. Ш-ш-ш.
  3. Что-нибудь.
  4. Ш-ш-ш.

Если уж вы открыли рот, то вам во что бы то ни стало нужно закончить предложение. А потом остановитесь. А то вы говорите и говорите, рассчитывая набить себе цену перед коллегами. Но тщетно. Во-первых, вы мешаете высказываться другим; во-вторых, чем больше вы говорите, тем выше вероятность того, что собьетесь и выставите себя в неблагоприятном свете. На совещаниях (речь прежде всего о недельных производственных совещаниях руководителей) вы показываете свою цену сдержанностью в высказываниях, а не болтливостью. И говорить вы должны только то, в чем твердо уверены. Причем ясно и убежденно. А потом заткнуться.

— Как обстоят дела с таким-то проектом?
— Все отлично.

Вот и все. Все довольны. Можно идти дальше.

Но помните: если вы скажете «все отлично», а это не так, то позже с вас могут спросить за введение руководства в заблуждение. И это станет для вас проблемой. Поэтому говорите «отлично», только если все действительно отлично. Иначе используйте слова-хамелеоны вроде «хорошо», «идет в нужном направлении» и т. д. (Это очень распространенная практика на рабочих совещаниях.)

Главное здесь — вы должны быть на 100% уверены, что все отлично.

А вот чего не надо делать никогда и ни при каких обстоятельствах.

— Как обстоят дела с таким-то проектом?
— Ну-у, видите ли…

Никогда не начинайте своих фраз с «Ну-у…» и «Видите ли…». Оставьте это командирам гражданских самолетов («Видите ли, господа, мы только что связывались с вышкой, и ситуация у нас фиговая»). После слов «Ну-у…» и «Видите ли…» ничего хорошего ожидать нельзя.

  • — Я встречался с…
    Никого не волнует, с кем у вас была встреча.
  • — Со своей командой…
    Ах вот как, «с командой».
  • — И мы полны решимости…
    Боже правый, да никому же это не интересно!

Я зеваю, даже печатая это.

Неужели вы считаете, будто совещание устраивается для того, чтобы выслушивать про вас, вашу команду, что вы обсуждали с ней, как у нее дела, о чем она мечтает и т. д.? Боже мой, какая замечательная команда!

Вот вам простенький тест: вам самому-то интересно то, что вы говорите? Нет? Тогда остановитесь. Пусть и на полуфразе.

Краткость — важное достоинство. А самая недооцененная тактика на рабочих совещаниях — молчание.

Что никогда нельзя говорить в кругу коллег

Иногда мне говорят (в основном журнальные дизайнеры, которые ждут от меня решения), что я излишне «заморачиваюсь». «Думаю, ты просто слишком долго все обдумываешь», — утверждают многие из них. Может, это и так, но я считаю, что фраза «ты слишком долго обдумываешь решение» не должна использоваться в обычной работе. Она как будто наказывает людей за то, что к своему делу или проблеме они подходят с повышенным вниманием, стараясь достичь максимального результата.

Думаю, те, кто обвиняет других в слишком долгом обдумывании, сами не очень склонны серьезно думать. А значит, серьезных мыслей у них нет.

Вот несколько примеров того, что не нужно говорить в кругу коллег.

1. «Прошу прощения»

Вы можете сказать: «Я понимаю, что был неправ. Больше этого не повторится». И пояснить, чтó вы имеете в виду. Но просьбы о прощении оставьте для личной жизни. Они обычно имеют под собой сугубо эмоциональную подоплеку.

Признание существования проблемы и демонстрация того, как вы намерены исправить ситуацию, гораздо ценнее с профессиональной точки зрения.

2. «Вам понятно, что я сказал?»

Люди любят задавать этот вопрос после своих высказываний. Если вам приходится так делать, значит, вы либо не уверены в сказанном вами, либо сами не понимаете, что сказали. И теперь вы просите собеседника подтвердить чушь, которую только что произнесли.

3. «Пусть все идет как идет»

Угу, но как? Если вы считаете эту фразу отражением законов бытия, то в итоге закончите тем, что закурите сигарету, прыгая со скалы. Нам всем нужно раз и навсегда отказаться от этого стереотипа. Он ничего не означает. Это мантра для идиотов.

4. «Всему есть своя причина»

См. «Пусть все идет как идет».

5. «Можно вас отвлечь на кофе?»

Можно вас отвлечь на кофе? Можно вас отвлечь на обед? Можно вас отвлечь на пять минут? Можно отвлечь меня на пять минут? Все зависит от того, для чего именно.

И действительно ли вы отвлечете меня на пять минут или это будет только начало? Можно, я вас тоже отвлеку? «Отвлечение» — акт агрессии по отношению к окружающим. И он подразумевает, что человек, который требует от вас «отвлечься», либо не верит в серьезный разговор с вами, либо сам не готов к нему. Мы должны делать что-то вместе, а не отвлекаться. Обедать вместе. Встречаться за разговором. Пить кофе.

6. «Вчера мне приснился сон»

Так, дайте вспомнить… Вроде бы мы были в офисе, а вроде и не в офисе… Еще там был этот маленький человек… Нет, не карлик, просто маленький… И у него в руках был торт, на котором написано… Я забыл что… Но там еще была какая-то поп-звезда.

Рассказывать коллегам сны — самое скучное занятие после обсуждения новой версии языка программирования JavaScript и жалоб на похмелье. Кстати…

7. «Мне так плохо после вчерашнего…»

Никто не хочет слушать жалобы на ваше похмелье. Даже вы сами.

8. «Я чувствую, что…»

На работе вы можете думать. Но чувствовать вы не должны.

9. «Перестаньте говорить мне, что я слишком долго обдумываю вопрос»

Скорее всего, вы действительно так делаете.

«У них так принято. Как правильно пожимать руку, вовремя затыкаться, работать с м*даками и другие важные скиллы, которым вас никто никогда не учил», Росс Маккаммон

Купить на Litres.ru Купить на Amazon.com