Себастьян Пёрселл (Sebastian Purcell) преподаёт философию в колледже SUNY Cortland (Нью-Йорк), где занимается исследованиями в области истории, социологии и философии Латинской Америки. Одним из курсов, преподаваемых им, был курс «Счастье», который стал довольно популярным среди студентов.

На одной из лекций Пёрселл спросил своих студентов, желают ли они быть счастливыми, — и все подняли руки. Далее он спросил, многие ли из них планируют завести детей в будущем, и снова практически все подняли руки. Тогда Себастьян привёл им научные доказательства того, что дети делают людей несчастнее и что ощущение благополучия возвращается к людям только после того, как все дети покинули родительский дом. Он снова спросил своих студентов, кто из них всё ещё хочет детей, но получил всё тот же ответ: почти все студенты подняли руки.

Таким образом, его студенты привели дополнительное доказательство того, что ацтеки уже хорошо знали. Нужно перестать искать счастье, потому что это не то, чего мы действительно хотим. Мы не планируем построить свою жизнь вокруг эмоций. Мы хотим, чтобы наша жизнь была стоящей, и если ради этого мы чем-то жертвуем, то тем хуже для «счастья».

wdl.org

Себастьян объясняет, что цивилизацию ацтеков часто упускают из виду. Мы мало что о них знаем, а ведь они имели богатую культуру и собственных философов. Как и мы, ацтеки хотели прожить хорошую жизнь, и для этого они обращали внимание на себя и на внешний мир. У них была поговорка: «Земля ненадёжна, скользка». Она означает, что здесь, на земле, люди ошибаются, планы не претворяются в жизнь, а дружбу часто предают. Что-то желанное приходит только вместе с чем-то нежеланным.

Что действительно хотели знать ацтекские философы, так это то, как следует жить, если боль и быстротечность — это неотъемлемые атрибуты существования. Ответ, который они давали: нужно стараться вести глубокую, осмысленную жизнь. Глубина жизни достигалась на четырёх различных уровнях.

Первый уровень затрагивает характер. Осмысленность начинается с тела человека. Оно часто упускается из виду в западной культуре, озабоченной мышлением и разумом. Ацтеки развивали своё тело каждодневными упражнениями — чем-то вроде йоги.

Второй уровень — психика. На этом уровне их целью было достижение баланса между «сердцем», полным желаний, и «лицом» — вместилищем разума. Именно добродетель делает такой баланс возможным.

На третьей ступени человек осмысляет себя в обществе, исполняя свою социальную роль. Социальная ответственность соединяет людей и заставляет общество работать. Большая часть человеческих обязанностей — это следствие таких ролей.

И наконец, человеку следовало искать свои корни в боге. Ацтеки верили, что бог — это природа, сущность обоих полов, чьё присутствие проявлялось в различном виде. Укоренение человека в божественном достигалось косвенно, через три первых уровня.

Такой образ жизни, по мнению ацтеков, приводит к гармонии разума, тела, социума и природы.

Такая жизнь походит на аккуратный танец, в котором опасности мира сознательно обходятся и счастье становится более возможным.

Философия ацтеков заставляет нас пересмотреть общепринятый подход к счастью и всерьёз отнестись к мысли о том, что делать в жизни что-то стоящее важнее, чем наслаждаться этим.