Евгений Бойченко

Руководитель отдела маркетинга студии мобильной разработки Live Typing.

Нас всех раздражают телефонные продавцы: они звонят в неудобное время, предлагают ненужную фигню, говорят как роботы, их заученные вступления приходится терпеливо слушать, поскольку послать сразу не позволяет воспитание. Но как быть, когда нам самим надо взять и продать что-нибудь: продукт стартапа, услугу компании, себя в качестве специалиста?

Как человек, практикующий email-продажи в течение нескольких лет, могу ответственно заявить: они работают. И если ваш потенциальный покупатель — человек из мира digital, в котором, как мы знаем, звонить считается неприличным, то вам обязательно нужно протестировать канал продаж через электронную почту.

Достигнуть успеха помогут несколько вещей: список потенциальных клиентов; понятный и востребованный рынком продукт; способность чётко и без фамильярности изложить своё предложение в двух абзацах; хорошая презентация во вложении; электронная почта человека, который принимает решения. В этой статье мы поговорим о том, как её найти.

На сайте

Сделаем допущение, что среди читателей есть люди, которые вообще не знакомы с темой, и начнём с азов. Вы попали на сайт некой компании и поняли, что это ваш потенциальный клиент, и даже нашли на страничке контактов ящик вида info@company.com. Не спешите на него писать: в большинстве случаев это будет письмо в никуда.

Пишите на общий ящик в последнюю очередь, если никакие советы из этой инструкции вам не помогли.

Изучите сайт внимательнее: просмотрите полностью страницы контактов, о компании, о команде. Вполне возможно, вам удастся найти имя и почту руководителя, ответственного за нужное вам направление. Современные директора часто выкладывают личную почту в открытый доступ, намекая на свою доступность при возникновении проблем.

Если с сайта можно скачать пресс-кит, презентацию или отчёт компании, пролистайте их: на последнем слайде можно найти контакты ключевых персон. Также имеет смысл изучить блог компании и просмотреть профили авторов постов или раздел «Пресса о нас». Часто там размещаются публикации с упоминанием первых лиц компании, из таких постов вы узнаете их имена, а это уже полдела.

Не лишним будет прочитать и политику конфиденциальности: в ней часто указывают полные реквизиты компании, возможно, там будет и email руководителя.

Ещё на многих сайтах сейчас размещены онлайн-чаты с живым консультантом. Если повезёт, он сможет подсказать вам нужного человека и его контакты. Не стесняйтесь спрашивать.

В соцсетях

Если на сайте ничего найти не удалось, попробуйте заглянуть в соцсети компании: Facebook, VK, Instagram, LinkedIn, Twitter — обычно ссылки на них прячутся в футере сайта. В соцсетях компании рассказывают о своей жизни, хвастаются публикациями в прессе, постят вакансии, поздравляют коллег с днём рождения. Если у компании более-менее налажен SMM, найти имена ключевых людей в её соцсетях не составит большого труда.

Facebook

В Facebook часто можно встретить посты вида «Если вам интересна наша вакансия, пишите руководителю отдела N на адрес n@company.com». Также здесь любят упоминать конкретных сотрудников в постах, что автоматически создаёт ссылку на их Facebook-профиль. В таком случае вы можете написать человеку личное сообщение, а не email, но перед этим убедитесь, что ваш собственный профиль выглядит адекватно.

Ещё стоит помнить, что если у вас с потенциальным клиентом нет общих друзей, то ваше сообщение попадёт в папку «Другое», эквивалентную папке «Спам». На этот случай полезно иметь в друзьях несколько популярных «тысячников»: наверняка через кого-то из них вы попадёте в общие друзья нужного вам лица.

ВКонтакте

В VK релевантно всё то же, что и в Facebook, но ещё добавляется возможность найти имена руководителей в блоке «Контакты», который есть почти на каждой бизнес-странице справа внизу.

Instagram

В Instagram вам может попасться общее фото сотрудников, при тапе на которое всплывают ссылки на их личные аккаунты. Такие аккаунты можно прокликать и изучить раздел Bio, там вполне может оказаться должность, имя, ссылка на другую соцсеть.

LinkedIn

В LinkedIn всё ещё проще, так как эта соцсеть заточена на бизнес-знакомства. Найдя профиль компании или набрав её название в поиске, вы увидите список её сотрудников с именами и должностями. В большинстве случаев их почта не будет видна вам, если вы не в друзьях или у вас нет платной подписки. Но есть маленькая хитрость, о которой я расскажу ниже, — плагин для Chrome от Hunter.io. Если прибегать к хитростям лень, можно купить специальный тарифный план соцсети. Он позволяет писать сообщения любым незнакомым людям с гарантией прочтения.

Twitter

Особенность Twitter в том, что здесь люди и аккаунты компаний частенько переписываются публично со своими коллегами по цеху и клиентами и не стесняются светить email. Найти их вам поможет расширенный поиск: в поле «Все из этих слов» вводите (at), (dot), @company.ru, а в поле «От этих пользователей» — название интересующего вас Twitter-аккаунта.

Нишевые соцсети

  • Slideshare — компании и публичные лица загружают сюда свои презентации с вебинаров и конференций. На последнем слайде, как правило, можно найти личную почту.
  • Angel.co, Crunchbase.com — каталоги digital-компаний и стартапов со всего мира с подробным перечислением имён ключевых лиц и их должностей.
  • Habr, GitHub, «Мой круг» — помогут в поиске контактов технических специалистов и разработчиков. Чтобы найти их, используйте поиск по названию компании.

В поисковиках

Если название искомой компании уникальное и она имеет более-менее известный бренд (ну, например, LaModa, а не ООО «Прогресс», которых в каждом городе по несколько штук), то можно идти в поисковики и делать запросы вида «директор по маркетингу LaModa». Если повезёт, вы увидите в выдаче ссылки на интервью с этим человеком или упоминания его имени в отраслевых новостях, с большой вероятностью на первой странице будет также ссылка на его профиль в LinkedIn.

Информация в поиске имеет свойство устаревать, а люди могут менять работу, так что проверяйте актуальность дат в найденных материалах.

Также вы можете воспользоваться расширенным поиском «Яндекса» или Google. Для начала попробуйте построить запрос по таким формулам:

  • [имя] + email / email address / почта / адрес;
  • [имя] + contact / contact information / contact me / контакты.

Если это не помогло, нужно подойти к вопросу более креативно, прибегнув к помощи поисковых операторов. Попробуйте поискать нужную информацию на сайте компании, например:

  • site:companywebsite.com + [имя] + email;
  • site:companywebsite.com + [имя] + contact.

Все вышеперечисленные способы являются азами поиска информации и позволят вам найти если не адрес электронной почты, то по крайней мере имя нужного человека. А дальше в ход идут хитрости и инструменты продвинутого поиска email, известные опытным digital-продавцам и рекрутерам, но не широкой публике. Сейчас мы немножко восстановим справедливость и расскажем о таких трюках.

Тактики продвинутого поиска

Основная хитрость с выяснением электронных адресов заключается в том, что если это корпоративные адреса, то все они строятся по определённым шаблонам, в которых комбинируются разные варианты написания имени и фамилии. Приведём в пример самые популярные:

  • donald@trump.com;
  • trump@trump.com;
  • donaldtrump@trump.com;
  • donald.trump@trump.com;
  • dtrump@trump.com;
  • d.trump@trump.com;
  • donaldt@trump.com;
  • donald.t@trump.com;
  • dt@trump.com;
  • d.t@trump.com.

Зная имя и фамилию адресата, а также сайт компании, вы сможете с высокой долей вероятности подобрать адрес человека, пользуясь этими шаблонами. Чтобы вычислить, какой именно тип шаблона используется в нужной вам организации, можно сделать три вещи:

  1. Пользуясь обозначенными выше советами, найти email любого работника компании, не обязательно топ-менеджера, и посмотреть, как он устроен. Если этот адрес имеет вид i.petrov@site.ru, скорее всего, адрес нужного вам человека будет строиться так же.
  2. Вбить адрес сайта компании в сервис Hunter.io и посмотреть, какие адреса на этом домене он знает.
  3. Воспользоваться справочными сервисами, такими как Email-format.com или Emails4corporations. Это базы данных с шаблонами email, которые используются в средних и крупных предприятиях, в основном западных. Искать ящики небольших российских компаний с помощью этих сервисов бессмысленно, но если вы хотите выйти на представителя западной корпорации или крупного российского бизнеса, стоит проверить эти ресурсы. На них, к примеру, есть шаблоны адресов «Газпрома», «Тинькофф-банка» и «Касперского».

Итак, вы нашли имя человека и шаблон, по которому строится его электронный адрес. Например, имя — Евгений Бойченко, сайт компании — Livetyping.com, а вероятная почта, судя по адресам других сотрудников, найденных на Hunter.io, — e.boychenko@livetyping.com.

Следующий этап — проверка предполагаемого адреса на работоспособность. Для этого вам нужно воспользоваться сервисами по проверке валидности почты. Погуглите по запросу email checker или проверка имейла на существование; выберите сайт, который вам больше нравится по дизайну, и добавьте его в закладки. Я пользуюсь сайтами Tools.verifyemailaddress.io или Mailtester.com, но в Cети есть сотни других.

Теперь идём на выбранный сайт и вбиваем в форму предполагаемый email:

Как найти адрес электронной почты

Жмём на кнопку Check и получаем результат:

Как найти email

Ура, зелёный огонёк! Это значит, что адрес валиден и на него можно писать заветное продающее письмо.

Теперь рассмотрим случай посложнее.

Если вы нигде не нашли шаблона адреса, который используется в компании, придётся действовать методом перебора: взять пачку всех возможных шаблонов адресов и проверить их на существование. Автоматизировать ваш труд поможет распространённая в Сети табличка, которую я дополнил полезными ссылками и инструкциями. Она сгенерирует для вас практически все возможные варианты написания адресов рабочей почты, которые встречаются в природе. Если вам по какой-то причине не подходит табличка, вы можете воспользоваться её заменителем.

Шаблоны email-адресов

Вбейте в таблицу ФИ или ФИО человека и домен компании, где он работает. В правой части таблицы вы увидите список всех возможных адресов его почты. Скопируйте список и вставьте в текстовый файл.

Теперь вам нужен сервис массовой проверки валидности email. Таких сервисов на рынке меньше, и чаще всего они платные или условно-бесплатные. Мне повезло найти не совсем удобный, но щедрый сервис Quickemailverification.com. Он позволяет массово проверять до 100 адресов в день бесплатно, мне хватает. Заведите аккаунт на таком сервисе и загрузите список адресов. Сервис проверит все гипотетические варианты и вычислит один валидный адрес.

Следующий трюк — поиск адресов с помощью расширения для Google Chrome от упомянутого ранее сервиса Hunter.io.

Hunter
Hunter
Price: Free

Этот инструмент работает просто, быстро и эффективно:

  • Зайдите на сайт компании, в LinkedIn-профиль нужного человека или в поисковую выдачу LinkedIn, отфильтрованную по заданным вами параметрам.
  • Нажмите на иконку расширения с оранжевой лисой.
  • Получите все найденные адреса во всплывающем окне на этой же странице.

Иногда почта компании располагается на отдельном домене, который не является сайтом, а при попытке зайти на него перебрасывает вас на основной сайт или показывает ошибку. Например, почта некоторых сотрудников социальной сети «ВКонтакте» находится на домене corp.vk.com, который перебрасывает на адрес vk.com/team. Чтобы вычислить адреса на домене corp.vk.com, зайдите на главную Hunter.io и впишите адрес в поисковую форму.

К сожалению, сервис даёт бесплатно ограниченное число поисков: 150 проверок на три недели. Если ваша деятельность включает ежедневный поиск множества адресов, придётся использовать платный тариф за несколько десятков долларов в месяц. Но это того стоит.

Ещё один платный, но очень классный сервис — Voilanorbert.com. Он умеет не только находить почту по имени и домену компании, но и даёт отличные инструменты для хранения и сортировки контактов, а также позволяет автоматизировать и шаблонизировать работу с холодными письмами. После регистрации в сервисе вы получите 50 бесплатных проверок, за остальные придётся заплатить.

Вообще, западная индустрия пестрит стартапами в области автоматизации email-продаж и работы с лидами. Сервисы получают многомиллионные инвестиции, превращаются из простых email-чекеров в монструозные CRM, покупают друг друга и делают, в принципе, одно и то же, но каждый со своей фишкой.

Я не буду подробно останавливаться на разборе таких сервисов, так как большинство из них ориентированы на американский рынок, но если ваши продажи тоже ориентированы на американский рынок, то вот вам ссылки для самостоятельного изучения:

  • Findthatlead.com — аналог Hunter.io.
  • Sellhack.com — ещё один подобный инструмент, но более навороченный (кстати, с классным блогом о продажах с помощью писем).
  • Fullcontact.com — менеджер бизнес-контактов с базой данных контактов ЛПР.
  • Conspire.com — сервис, который просканирует вашу базу знакомств и подскажет, кто может вас познакомить с нужным человеком.
  • Toutapp.com — сервис для автоматизации и шаблонизации отправки холодных писем, который показывает, что происходит с письмом после отправки: открыл ли адресат письмо и кликнул ли в нём на ссылку.
  • Yesware.com — ещё один.
  • Persistiq.com — мощный инструмент для автоматизации email-продаж, умеет превращать список имён и один шаблон письма в кучу персонализированных писем и много что ещё.
  • Rapportive.com — поглощённый LinkedIn сервис, который интегрирует LinkedIn с Gmail-почтой. С его помощью можно вычислять валидность адресов. Нужно сгенерировать список адресов почты, вставить их в адресную строку Gmail и, наводя курсор на каждый вариант, ждать всплывающего окошечка от Rapportive, подтверждающего, что такой адрес существует и имеет привязанный аккаунт в LinkedIn. Странный способ, но в западном вебе он часто рекомендуется.
  • Streak.com — CRM для холодных продаж письмами со встроенным email-трекером. Работает как расширение функциональности Gmail-почты.

Что ещё?

В завершение обзора затрону несколько запасных методов поиска, которые не всегда приводят к успеху, но тоже могут быть полезны.

  1. Найти почту, на которую зарегистрирован домен компании. Выберите при помощи Google любой whois-сервис и вбейте в него домен компании. Сервис покажет, на какую почту зарегистрирован этот домен. Вполне возможно, это почта владельца.
  2. Спросить у рядового сотрудника компании почту руководителя. Если в компании нет внутренних инструкций на нераспространение такой информации, вам вполне могут ответить.
  3. Спросить у другого поставщика или подрядчика, который уже работает с нужной вам компанией и знает её руководство.
  4. Купить доступ к базам данных с контактами ЛПР.
  5. Проследить по анонсам компании, на каких конференциях выступают её представители, и познакомиться лично.
  6. Можно просто позвонить в компанию и пригласить к телефону нужного человека. Если назвать секретарю его имя и отчество и говорить уверенным тоном, при этом ничего не продавая и не предлагая, вас могут соединить. Но чаще всего пригласят написать на почту для спама.

Вот, пожалуй, и все известные нам рабочие методы поиска почты. Знаете другие? Поделитесь в комментариях!