«Анатомия скандала» пытается рассказывать о насилии, но тонет в стереотипах

Новый проект создателя «Большой маленькой лжи» и «Отыграть назад» выглядит неудачной копией предыдущих работ.

15 апреля на стриминговом сервисе Netflix вышел американо‑британский сериал «Анатомия скандала» — не путать с «Анатомией страсти», «Скандалом» и «Очень английским скандалом». Проект основан на одноимённом романе Сары Воэн, а за адаптацию отвечали Мелисса Джеймс Гибсон, писавшая сценарии отдельных эпизодов «Американцев» и «Карточного домика», и, что важно, Дэвид Э. Келли.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Последний уже давно прославился детективными триллерами, создав, например, «Большую маленькую ложь», «Отыграть назад», «Девять совсем незнакомых людей» и множество других проектов.

Именно Келли привлекает к сериалу множество зрителей. Однако его участие заставляет сравнивать «Анатомию скандала» с упомянутыми предыдущими работами. И, увы, не в пользу новинки.

Авторы снова разбирают тему фальши в высшем обществе и домогательства со стороны состоятельных и высокопоставленных мужчин. Но на сей раз говорят об актуальных вопросах очень поверхностно, не предлагая ничего нового.

Тема #MeToo подана очень невнятно

Обаятельный британский политик Джеймс Уайтхаус (Руперт Френд) оказывается в центре сексуального скандала: в прессе появляется новость о его связи с одной из подчинённых — Оливией Литтон (Наоми Скотт).

Его жена Софи (Сиенна Миллер) злится, но соглашается сохранить семью ради детей и карьеры супруга. И кажется, что обычная интрижка не вызывает слишком больших волнений: Джеймс публично кается и готов продолжить работу.

Но Оливия обвиняет его в изнасиловании. И теперь политик должен предстать перед судом, где прокурор Кейт Вудкрафт (Мишель Докери) приложит все усилия, чтобы доказать его вину.

В отличие от «Очень английского скандала», этот сериал не основан на реальной истории. Но его сюжет будто собран из множества новостей, которые с незавидной регулярностью появляются в прессе разных стран, в том числе и в Великобритании.

И «Анатомия скандала» могла бы стать неплохой компиляцией подобных историй, ведь слишком многие из них вызывают одни и те же обсуждения: почему жертва так долго молчала и что вообще можно считать изнасилованием.

Кадр из сериала «Анатомия скандала»

Вот только в новом проекте авторы просто хватают подобные идеи по верхам и при этом слишком часто делят происходящее на чёрное и белое. Мужчины поголовно оправдывают друг друга самыми банальными фразами, женщины говорят: «Если бы неверность разрушала семьи, то не осталось бы ни одной семьи». А параллельно показывают молодость героев, когда все представители высшего общества вели себя совершенно непотребно.

Но самое странное, и даже нелепое, — что в этой истории толком не дают высказаться самой Оливии. Она появляется как функция, развивающая сюжет, даёт показания и снова исчезает. Создатели же сериала делают акцент на переживаниях Софи, которая не знает, кому верить.

Но раз уж зрителям показывают точку зрения Джеймса, было бы честнее посвятить больше времени и жертве. В «Отыграть назад» с очень похожим сюжетом всё было проще: пострадавшая погибла. В «Анатомии скандала» же она просто оказалась не нужна.

Кадр из сериала «Анатомия скандала»

Вместо неё рассказывают о прокуроре Кейт, которая, как оказывается, не просто так зацепилась за это дело. И это тоже выглядит сомнительно: разве добиваться справедливости может только человек с личными мотивами?

Высшее общество выглядит фальшивым

И снова нельзя не вспомнить «Большую маленькую ложь» и «Отыграть назад». Параллели очевидны: во всех проектах есть история насилия со стороны состоятельного мужчины и судебный процесс. А в первом, как и в «Анатомии скандала», — ещё и нелинейное повествование.

Кадр из сериала «Анатомия скандала»

Вот только всё больше кажется, что для толкового раскрытия женских персонажей Келли нужен был Жан‑Марк Валле, поставивший весь первый сезон «Большой маленькой лжи». Это подтверждают и «Острые предметы», которые режиссёр снял с другим сценаристом: проект лучше сохраняет атмосферу «Большой маленькой лжи», чем продолжение самого сериала.

Та же Николь Кидман, которая регулярно появляется в проектах Келли, уже в «Отыграть назад» превратилась в слишком стереотипную героиню без индивидуальности. А в сериале «Девять совсем незнакомых людей» и вовсе оказалась самым скучным персонажем.

Но в «Анатомии скандала» всё становится ещё хуже. Раньше Келли спасало хотя бы толковое отображение высшего общества, сочетающего красоту и интриги. Достаточно вспомнить расслабляющую атмосферу городка в «Большой маленькой лжи», где у каждого находились свои «скелеты в шкафу». Или же захватывающие виды Нью‑Йорка в «Отыграть назад», где героиня Кидман бесконечно гуляла по улицам.

Кадр из сериала «Анатомия скандала»

Новый проект рассказывает о Великобритании. Но ни во время дебатов в парламенте, ни в будничных сценах персонажи не кажутся живыми. Это как будто не настоящая, а нарисованная на открытках Англия с картонными героями, которые решают выдуманные проблемы.

Даже талантливая Сиенна Миллер, с чьей точки зрения подана значительная часть сюжета, слишком часто позволяет себе стереотипные высказывания. Остальные же и вовсе говорят исключительно клишированными фразами о неоднозначности правды.

Визуальный ряд не дополняет сюжет

Авторы как будто сами чувствуют, что заинтересовать зрителя лишь сюжетом не получится. Поэтому визуальный ряд классической драмы превращается в причудливый аттракцион. В финале каждого эпизода то героев буквально подбрасывает в воздух, то камера не просто наклоняется под «голландским углом», а буквально переворачивается, показывая их растерянность.

Кадр из сериала «Анатомия скандала»

Есть и много других интересных режиссёрских и операторских приёмов. Например, визуализация воспоминаний. В зависимости от персонажа одни и те же детали в прошлом показывают по‑разному. А Софи словно бы наблюдает за изменами своего мужа.

Талантом С. Дж. Кларксон, снявшей все шесть серий, можно восхищаться. Но постоянно сквозит ощущение, что все эти сцены не дополняют сюжет и не помогают лучше понять героев, как было в «Большой маленькой лжи», а просто развлекают.

За громкой музыкой, не в меру быстрым монтажом и яркой картинкой попросту теряется интимность происходящего, словно всё это не личные переживания настоящих людей, а набор красивых, но бездушных зарисовок.

Кадр из сериала «Анатомия скандала»

Большой плюс «Анатомии скандала» в том, что это очень короткий проект. Шесть эпизодов по 45 минут легко осилить за один‑два вечера. И для фонового просмотра сериал отлично подходит: он красиво поставлен, а актёры неплохо справляются со своими ролями. Но если вдуматься — в действии нет ни одной составляющей, у которой не было бы более удачного аналога.

Тему насилия намного лучше раскрывала «Большая маленькая ложь», разные воспоминания об одной истории великолепно обыграл Ридли Скотт в «Последней дуэли», о политических интригах рассказывали в «Очень английском скандале». И, кажется, лучше пересмотреть любой из них, чем тратить время на новинку.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала «Анатомия скандала»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий