26 октября на американском канале HBO (в России — на «Амедиатеке») стартует проект Дэвида Э. Келли, основанный на романе Джин Хафф Корелиц «Ты должна была знать». Несколько лет назад этот же сценарист вместе с Николь Кидман создал знаменитую «Большую маленькую ложь».

На сей раз вместо Жан‑Марка Валле все серии поставила Сюзанна Бир («Ночной администратор») — чуть менее вычурный, но тоже опытный и почитаемый режиссёр. Но учитывая схожесть тем, ту же исполнительницу главной роли, сценариста и канал, сравнений избежать не удастся.

И, увы, «Отыграть назад» проигрывает предшественнику почти во всём: идея выглядит проще, а повороты часто предсказуемы. Спасают лишь драматическая часть и красивые съёмки.

Посредственный триллер

Сюжет посвящён Грейс Фрейзер (Николь Кидман) — успешному психотерапевту из высшего класса Нью‑Йорка. Она счастлива замужем за детским онкологом Джонатаном (Хью Грант) и воспитывает сообразительного не по годам сына Генри (Ноа Джуп). Её жизнь кажется просто сказкой. Но всё меняется после появления сексуальной латиноамериканки Елены (Матильда Де Анхелис).

Вскоре девушку жестоко убивают. И в то же время Грейс понимает, что не знала о своём супруге практически ничего. Теперь её мир рушится, и растерянная героиня не понимает, во что ей верить.

Завязка кажется типичной для детективного триллера. Причём сходство с «Большой маленькой ложью» налицо: в сложившейся компании подруг появляется новенькая, явно из низшего класса. А преступление происходит после благотворительного бала. Но всё же это не самокопирование, а просто стандартный ход, который использовали в литературе и кино десятки раз. Даже его можно подать интересно. В сериале «Отыграть назад» поначалу видится отличный потенциал для создания гнетущей атмосферы неизвестности.

Но, к сожалению, на этот раз Келли излишне увлекается стереотипами, которые мешают воспринимать историю. В «Большой маленькой лжи» сценарист уже доказал, что умеет заглядывать в тёмные уголки жизни элиты. Но теперь ему просто нечего добавить.

Кадр из сериала «Отыграть назад»
Кадр из сериала «Отыграть назад»

Жизнь Грейс показывают слишком роскошной: потрясающие платья, приёмы, вечно улыбающийся муж, который грустит только из‑за умирающих детей. Даже саундтрек с композицией Вивальди выкручивают на полную громкость. Ведь здесь всего по максимуму.

Вот только этот мир пустой. Помимо основного конфликта, авторы рисуют остальное лишь штрихами. Да, богачи жестоки, они многое скрывают и готовы защищать себя не самыми честными способами. Живой среди них выглядит лишь Грейс.

А что ещё важнее, о противопоставлении, на которое намекают в самом начале, просто забывают. Елена вроде бы выступает человеком, разрушающим показную идиллию высшего общества. То, как она смущает своими словами и действиями окружающих, напоминает другой нашумевший драматический проект «И повсюду тлеют пожары». Там небогатая Мия Уоррен выворачивала наизнанку респектабельное общество. Но в сериале «Отыграть назад» Елене, да и её мужу отводят лишь роль жертв. О героях нечего сказать кроме того, что бедные эмигранты страдают от белых состоятельных мужчин.

Кадр из сериала «Отыграть назад»
Кадр из сериала «Отыграть назад»

Такая схематичность мешает поверить в мир сериала. Если вспышки травмирующих воспоминаний у героинь Николь Кидман и Шейлин Вудли в «Большой маленькой лжи» привносили яркости и накала, то здесь они кажутся лишь художественными вставками, которые разбавляют сюжет, но не создают никакого напряжения.

Но эмоциональная драма

Если отвлечься от нестройной канвы и обратить внимание только на главных героев, то «Отыграть назад» предстаёт одной из самых эмоциональных драм 2020 года. В этом смысле её можно сравнить разве что с проектом «Я знаю, что это правда» с Марком Руффало.

Кадр из сериала «Отыграть назад»
Кадр из сериала «Отыграть назад»

«Отыграть назад» рассказывает об иллюзии, в которой в той или иной мере живёт каждый человек. Грейс доверяет своему супругу, как это происходит в нормальных отношениях. И вдруг выясняет, что он долгое время обманывал её буквально во всём. Мало того, женщине врут все окружающие. Она не может верить ни близкой подруге, ни даже родному отцу.

Словно в противовес «Большой маленькой лжи», где героиня Кидман сама всеми силами отрицала склонность мужа к насилию, заблуждения Грейс очень правдоподобны. Она даже прямо говорит детективу, что не жила бы с супругом, если бы он был жестоким.

Растерянность Грейс — одна из самых правдивых и эмоциональных линий сюжета. Женщина то готова сдать близкого человека полиции, то прикладывает все усилия, чтобы оправдать.

Здесь нужно отдать должное таланту Николь Кидман и Хью Гранта. На их игре и строится драма. Актёры выступают в привычных, но невероятно идущих им образах. Грейс, казалось бы, сможет выдержать любые удары, но камера не зря так часто выхватывает крупным планом её покрасневшие глаза. Она просто не знает, что делать. А Джонатан — тот герой, которого можно ненавидеть лишь до момента, когда он начнёт улыбаться. Сомневаться в искренности персонажа невозможно. Пусть он и говорит противоречащие друг другу вещи.

Кадр из сериала «Отыграть назад»
Кадр из сериала «Отыграть назад»

Невероятный дуэт дополняют персонажем Дональда Сазерленда — отцом Грейс. Это аристократ, который может быть очень эмоциональным и заботливым, но одним взглядом напугает даже зрителя у экрана, не говоря уж о героях.

И можно уже сейчас предположить, что каждый из этих актёров заслуженно окажется в числе фаворитов всевозможных теленаград. Сериал стоит смотреть хотя бы ради их яркой игры.

Предсказуемый детектив

Неоднократно упомянутая «Большая маленькая ложь» радовала ещё и тайной: увидев преступление в первой же серии, зритель не знал ни имени убийцы, ни даже личности погибшего. Интригу поддерживали с помощью нелинейного повествования: весь дальнейший сериал рассказывал предысторию событий, а в финале зрителям сообщали, что они всё это время смотрели не туда.

Кадр из сериала «Отыграть назад»
Кадр из сериала «Отыграть назад»

«Отыграть назад» обращается к более стандартному жанровому ходу. Здесь всё происходит линейно: расследование убийства моментально выявляет главного подозреваемого, но потом возникнут новые улики и версии. Так авторам удаётся зацепить зрителя. Каждый эпизод заканчивается клиффхэнгером, заставляя ждать продолжения. Но если вдуматься, эта интрига не слишком‑то важна.

Кто бы из подозреваемых ни оказался виновен, основной злодей истории уже выявлен. И более существенную роль играет перемена отношения к нему, а не правосудие. Поэтому все, кто отвечает за расследование и судебный процесс, — строгий детектив, так нагло обращающийся с представителями элиты, циничный адвокат — лишь функции, которые позволяют развиваться персонажам.

Но торжество визуальной эстетики

Пожалуй, самая большая заслуга HBO, выпускающего множество драматических и детективных сериалов, в том, что канал учит любить не только сюжет, но и картинку. Можно как угодно относиться к «Настоящему детективу», «Эйфории» и «Острым предметам», но всё это — невероятно эстетичные проекты.

«Отыграть назад» точно пополнит список сериалов, которые хочется разбирать на скриншоты. Здесь просто достаточно упомянуть, что оператором проекта выступил Энтони Дод Мэнтл, снимавший «Антихриста» для Ларса Фон Триера и «Транс» для Дэнни Бойла.

Вместе с Сюзанной Бир он умудряется подать преувеличенную роскошь не пошло, а очень изящно — одни только наряды Николь Кидман чего стоят. Съёмки сверху и пролёты камер над улицами позволяют ощутить весь масштаб большого города, где людям нет дела друг до друга, и наседающую толпу.

Кадр из сериала «Отыграть назад»
Кадр из сериала «Отыграть назад»

А в следующий момент камера переключается на крупный план взгляда героини. И это без всяких слов передаёт её одиночество и слабость. Когда мир Грейс рушится, тёплые тона, которыми был наполнен кадр на старте, сменяются холодным синим цветом. А вставки с жестоким убийством вроде бы и совсем короткие, но отражают весь ужас преступления лучше, чем если бы на это выделили большую сцену.

В визуальном плане «Отыграть назад» построен идеально: здесь картинка совмещает красоту и скрытые эмоции персонажей.


Возможно, если бы Келли вместе с Валле не снял когда‑то «Большую маленькую ложь», то к новому сериалу можно было бы отнестись более позитивно. Но при просмотре постоянно сквозит ощущение, что сценарист решил ещё раз сыграть на той же теме, однако потерял нечто очень важное: правильное сочетание жанров.

Поэтому проект «Отыграть назад» кажется лишь удачной драмой, которая держится на актёрах и красоте, но путается и буксует, когда дело доходит до развития сюжета. Зрителя ждёт удовольствие от просмотра на протяжении шести недель, но сериал не станет началом новой эпохи.