Apple — психология интерфейсов

Друзья, этот гостевой пост подготовил Олег Сатов. От всей души рекомендую его сайт satway.ru — психологический журнал о развитии личности. Уверен, что статья вам понравится.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Я не специалист в создании гениально красивых и удобных интерфейсов — я даже на счет своего сайта не уверен, и потому вынужден опросы устраивать, чтобы узнать, все ли понятно моим посетителям. Однако мне неплохо дается понимание другой сферы — человеческой психологии. И здесь, на стыке двух областей знания, я наткнулся на любопытное наблюдение, которым хочу с вами поделиться.

Скоро будет год, как я использую Мак, в качестве основного своего инструмента. А до этого, 15 лет моей рабочей лошадкой был классический, ежегодно реинкарнирующий, IBM PC под управлением всех доступных для него операционных систем. Свершившийся год назад переход на другую сторону фронта принес массу интересных переживаний и познакомил с целым новым миром других идей, других людей и других машин. Это было очень приятное и познавательное знакомство, которое продолжается по сей день.

Как и в любом сообществе, в мире макинтошников существуют свои горячие темы — те, что порождают множество споров и никогда не заканчиваются. И одна из них — почему интерфейсы, придуманные и воплощенные фирмой Apple, так чертовски хороши, и в чем их секрет. 

На эту тему сломано множество копий и исписаны тысячи страниц текста и комментариев. В самой Apple потрачены миллионы долларов на исследования в области интерфейсов. И то, о чем я сейчас собираюсь рассказать, наверняка, уже подробно описано в каком-нибудь заумном исследовании о природе взаимодействия человека с окружающим миром. Но все-таки я продолжу — хотя бы просто потому, что тема интересная и, полагаю, не только для меня.

Но, прежде чем я сформулирую главную идею, нужно устроить небольшую прогулку по моей территории — по пространствам и тропинкам человеческой психологии. Надеюсь, она вам понравится.

В психологии существует множество умных теорий о том, как устроена личность человека. И интерес к этому вопросу не праздный, а очень даже практический. Ведь, понимая устройство психики, можно научиться ее настраивать и чинить, коль скоро естественная саморегуляция дает сбой.

Но как бы много психологических теорий не существовало, с какой бы точки зрения они не описывали душевные процессы, на определенном этапе все теории сходятся в базовых принципах и учат одному и тому же — быть осознанными, быть честными перед собой, ничего не бояться и нести ответственность за свою жизнь. — Вот вам «кость и плоть» всякой психологической науки.

Применительно к теме пользовательскимх интерфейсов, нас интересует последний пункт — вопрос ответственности. Это одна из фундаментальных проблем, с которой сталкивается и которую должен для себя решить каждый человек.

И это было бы просто, если бы не было так сложно. Дело в том, что человеческий ум всегда следует пути наименьшего сопротивления, и при наличии малейшей возможности стремится избежать ответственности.

Нести ответственность тяжело. Каждая ситуация выбора, требующая принятия решения, вызывает психологическое напряжение. Степень этого напряжения варьируется, в зависимости от цены ошибки. Чем больше поставлено на карту, тем сложнее совершить выбор. Одно дело выбрать марку пива в магазине и совсем другое — проложить маршрут авиалайнера в воздушном пространстве международного аэропорта.

Ребенок естественным образом перекладывает ответственность на родителей — это создает для него безопасную среду. Не нужно ничего выбирать — можно довериться авторитетной фигуре, а, стало быть, нет напряжения и нет вины за возможные ошибки. Остается только жить и развлекаться в свое удовольствие.

Взрослея, человек учится принимать решения самостоятельно. С переменным успехом, этому научается каждый. Но как бы не преуспел человек в этом умении, каждая ситуация выбора по-прежнему вызывает внутренний напряг — особенно, в малознакомых и критических ситуациях. Взрослый от ребенка, в этом плане, отличается только широтой взгляда на ситуацию и способностью просчитывать последствия.

Какое все это имеет отношение к пользовательским интерфейсам?

За примером обратимся в стан «врага». Какова идеология интерфейсов в среде операционной системы Windows? Говоря языком пословиц, это что-то вроде — «Семь раз отмерь, один раз — отрежь». Трижды переспроси пользователя, предложи с десяток опций и вариантов, и только после — выполняй. Это свойство продуктов Microsoft давно уже стало притчей во языцех.

Windows постоянно ставит пользователя перед выбором. Одни и те же элементарные операции можно выполнить множеством разных способов. Притом, далеко не очевидно, который из них будет оптимальным в той или иной ситуации, а значит снова и снова пользователю приходится выбирать. Капля за каплей, от выбора к выбору, такой интерфейс порождает у пользователя неясное раздражение.

В давние времена, когда мне приходилось консультировать друзей по компьютерным вопросам, из раза в раз повторялась одна и та же ситуация, смысл которой я понял лишь обдумывая план этой статьи. Меня спрашивали, например, как перенести значения из одной экселовской таблицы в другую, и я пускался в рассуждения о том, что эту операцию можно проделать, как минимум, десятком способов.

Но на втором или третьем пункте меня уже перебивали — «Зачем мне десять способов? Ты конкретно скажи, что нажимать!» И всякий раз мне было невдомек, почему людей не интересуют варианты, почему им хватает одного примитивного решения, даже если оно не самое удобное. — Тогда я еще не понимал, что каждый выбор отвлекает от работы и даже пугает…

А как Apple поступает с интерфейсами своих программ и устройств? Помните неоднократные заявления Стива Джобса о том, что люди сами не знают чего они хотят, и им следует это объяснить? Вот он — главный козырь!

В отличие от большинства прочих производителей, Apple опирается не на плебисцит, не на усредненное мнение неосведомленной массы, а на свои собственные интеллектуальные и творческие ресурсы, на свой вкус. Apple берет на себя смелость самостоятельно решить, как должен выглядеть и функционировать интерфейс очередного гаджета, и не боится воплощать новые идеи, даже если они рушат устоявшиеся представления.

С психологической точки зрения, можно сказать, что Apple берет ответственность на себя там, где Microsoft перекладывает ответственность на пользователя.

Windows всегда предлагает пользователю широчайший выбор вариантов и гордится каждой новой предоставленной альтернативой. Mac OS — старается взять максимальное количество выборов на себя и сузить выбор пользователя до необходимого минимума. Windows постоянно привлекает к себе внимание множеством вопросов и уточнений. Mac OS — изо всех сил старается устраниться из поля зрения и оставить пользователя один на один с выполняемой задачей.

Когда впервые садишься за Мак, его операционная система кажется игрушечной. Примерно так же, как воспринимается мобильная версия той же Windows — слишком уж мало рычагов управления. И поначалу, это даже как-то расстраивает, поскольку кажется, что пользователю не доверяют, лишают его привычных инструментов адаптации.

Но проходит время, и оказывается, что все самые необходимые для работы инструменты на виду и легко доступны, а отсутствие настроек в тонких нюансах не так уж и критично. А затем проходит еще время, и вдруг обнаруживашь, что былой напряг сменился безмятежностью — как говорится, все просто работает. Мало-по-малу, начинаешь ценить простоту — и не от безысходности, а потому что отсутствие излишнего выбора, действительно, приносит с собой покой.

Философский смысл свободы, как отсутствия выбора, оставим за рамками этой статьи. За подобными размышлениями приходите ко мне на сайт.

Отсутствие множественного выбора в пользовательских интерфейсах — это главный рычаг, которым Apple «зомбирует» своих почитателей. В хорошем смысле. Снимая ответственность с пользователя, Apple позволяет ему расслабиться и заняться любимым делом, каково бы оно ни было. — Вот, за что любят Маки и прочую продукцию Apple.

Для такого подхода к разработке требуется большая смелость и мудрость, и дай Бог здоровья и процветания Apple, чтобы она и впредь радовала нас своими замечательными творениями.

Справедливости ради, надо заметить, что гибкий интерфейс имеет свои неоспоримые преимущества. Это подтверждается победным шествием по планете свободных операционных систем, чей главный козырь и есть — максимальная гибкость и полное подчинение выбору пользователя. В этом плане, несмотря на внутреннее родство, Маки и всевозможные доморощенные юниксы находятся на противоположных полюсах, а Windows занимает нишу между ними.

Поэтому, нельзя сказать, что какой-то из подходов к созданию интерфейсов однозначно лучше другого — у разных пользователей разные потребности. Но вполне определенно можно утверждать, что эмоциональную привязанность может сформировать только тот интерфейс, создателю которого хватило силы, ума и мужества взять на себя ответственность за выборы, перед которыми, иначе, оказаться бы пользователь.

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
UNCIA
Хорошая статья, всегда был такого мнения, теперь еще раз утвердился.
sima
Гут статья.Сам юзаю мак 12 лет.Первый комп.В свое время человек сказал.- Ты можешь купить мак или НИЧЕГО.Существует мир макинтош и весь остальной мир. Купив мак ты найдешь себе друзей во всем мире. У вас будут общие темы.Предсказатель. Мак меня кормит долгие годы.К статье.У мака все делается степ бай степ.От главного к второстепеннлму. Есть ВСЕ, что имеет современный комп. Просто все это не весит в хаосе перед изумленным взором, а ноходится НА СВОЕМ месте. Если функция не возможна - зачем ее отображать? Человеческая логика. Согласен, решает конкретная персона - Джобс. Демократия не для работы. В микрософте стандартный бухгалтерски-офисный подход. Суконные мысли и язык. Первое, что потрясло в маке - человечность обращений. Свободный язык, как бы с тобой говорил не комп, а весьма интелегентный друг.
feed
а еще в маке офигенная анимация интерфейса позаимствованная из мультипликации (гениально)
SashaMan
To FeedО какой анимации именно вы говорите? Просто интересно.Статья к стати хорошая, со многим согласен. Сам работаю начальником it. Честно сказать мне стало давно без разницы на чём работать. Мак я просто люблю, винда просто дольше со мной ;-) дома есть и iMac и просто игровой писи под вистой на кухне ноут с хп для музыки и еще пару у детей. Жене конечно мак больше нравиться, детям винда из за игр, мне Меня макбукпро устраивает на все 200 процентов, и винда под маком прекрасно работает а вот из винды мак не сэмулируешь... А жаль в и тоге всетаки мак гораздо интереснее тк это не просто ос а совокупность конкретного высоко классного железа и среды специально написанной для него. Ну не смогу я больше работать на ноуте не от apple
Читать все комментарии