Мумии русалок и проклятия гробниц: как отделить правду об археологических находках от лжи

Работа исследователей выглядит совсем не так, как в фильмах об Индиане Джонсе.

Археологические раскопки порой окутаны множеством мифов, а в СМИ рядом с рассказами о реальных находках нередко появляются выдуманные истории. Понять, где правда, а где — ложь, нам помог журналист и популяризатор науки Александр Соколов.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Полную версию беседы вы можете услышать в нашем новом подкасте «Пульверизатор науки», а ниже — конспект с главными мыслями.

Александр Соколов

Основатель и главный редактор научного портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, глава оргкомитета форума «Учёные против мифов», популяризатор науки.

Люди занимаются подделками артефактов из‑за жажды наживы, но не только

Аферисты и правда часто фальсифицируют археологические находки. Может быть, их основной мотив — это заработок. Особенно если мы говорим не о подделке каких‑то уникальных вещей, а о конвейерном производстве. На этом кормится огромное количество людей в мире — целые династии и артели.

Так было со времён античности. Всегда находились люди, которые занимались подделками, продавали их, этим жили и живут. Но, кроме заработка, есть ещё честолюбие, желание прославиться, оставить своё имя в науке. Авантюристы хотят, чтобы их помнили, ими восхищались. Чтобы назвали именем фальшивого учёного настоящее научное открытие.

Так что цели фальсификаторов обычно намного интереснее корыстолюбия. Пример — исследования пилтдаунского человека и кардиффского великана.

Пилтдаунский человек — ложная сенсация

Это фальшивое открытие совершил археолог Чарльз Доусон. Некоторые учёные увидели в находке начала XX века недостающее звено эволюции, переходную фазу между современным homo и обезьяной. Но их надежды не оправдались.

Доусон рассказывал, что гулял в местечке Пилтдаун, а рабочие, которые просеивали гравий, показали ему свою находку — фрагмент черепа. Ничего, кроме этого фрагмента, у них не было — рабочие сказали, что всё остальное выкинули.

Доусон сначала один, а потом с помощниками провёл в Пилтдауне серию раскопок. В итоге археологи представили общественности ещё несколько кусочков черепа и фрагментарную нижнюю челюсть. А потом сообщили об открытии нового человеческого вида. По их словам, он появился больше миллиона лет назад. У его представителя был очень развит мозг, но нижняя челюсть была примитивной, как у орангутана. Потом, кстати, оказалось, что она принадлежала именно этой обезьяне.

Пилтдаунский человек, модель. Фотография: Wikimedia Commons, автор Джеймс Ховард МакГрегор

Однако сначала открытие стало сенсацией. Ведь благородного предка нашли не где‑то в Азии или Африке, а на территории Великобритании. Многим понравился этот первый англичанин с большим мозгом — прогрессивный, развитый предок.

Потом был пилтдаун‑2 — ещё одна похожая находка. Но оказалось, что фрагменты черепа и костей, клыки и коренные зубы, которые археологи нашли при раскопках, были подброшены. Они принадлежали даже не одной особи, а нескольким, причём разного возраста. И не миллион лет этим находкам, а, может быть, всего несколько веков. Поддельный артефакт создал, скорее всего, сам Чарльз Доусон.

Все эти рассказы про рабочих, судя по всему, он выдумал. Зубы подпилены, кости подкрашены, орудия труда подброшены. Спланированная хитроумная фальсификация.

Александр Соколов

Важно, что пилтдаунский человек не походил на других первобытных людей, найденных в Китае или в Африке. У тех были мощные челюсти и маленький мозг, у этого же представителя неведомого вида — наоборот. Когда учёные смогли проанализировать его кости в лаборатории и убедились в фальсификации, они вздохнули с облегчением: место на эволюционном дереве этому виду найти было бы сложно.

Трудно сказать, зачем Чарльзу Доусону понадобилась эта подделка. К моменту разоблачения он уже умер. Но свою долю славы получить успел.

Кардиффский великан — коммерческая подделка

В конце 60‑х годов XIX века в город Кардифф штата Нью‑Йорк приехал Джордж Халл. Он послушал местного священника, который рассказывал прихожанам, что здесь когда‑то жили великаны. И заявил ему, что скоро сам покажет всем такого гиганта.

Он нашёл камнерезов, купил большую глыбу гипса. Сделали из неё в обстановке строжайшей секретности статую. Ещё лицо похожее на него сделали. Её потом искусственно состарили, то есть специально обработали кислотой, какими‑то металлическими прутьями постучали, чтобы были поры, и потом закопали тихонечко на поле, на участке двоюродного брата Халла.

Александр Соколов

Через год авантюрист нанял рабочих, чтобы на этом месте выкопать колодец. Они, конечно, нашли «окаменевшего великана». Потом в Кардифф стали съезжаться туристы, а на месте раскопок хозяева участка поставили палатку и брали за вход с каждого по 50 центов.

Затем были гастроли по разным городам. Однажды некто Барнум, другой авантюрист, попытался купить статую за 50 тысяч долларов. Получив отказ, он сделал второго такого же великана. И стал показывать его за деньги, заявив, что у Халла фальшивка, а его гигант — настоящий. Потом был суд, и все подделки были разоблачены. Но великан Халла до сих пор находится в каком‑то музее и приносит деньги.

Среди подделок встречаются не только артефакты, но и их упаковка

То есть фальсифицируют, например, не только мумии, но и саркофаги, в которых они лежат.

Это факт. На рынке археологических находок, как и на любом другом, ценность представляет всё, что пользуется спросом. Мумии до какого‑то момента никто не ценил. Когда грабители залезали в египетские гробницы, останки они просто выкидывали и обращали внимание лишь на золото и камни.

Потом появился спрос, и мумиями начали торговать. Но поток реальных находок стал иссякать. Тогда и появились подделки. При этом продать комплект «мумия в саркофаге» оказалось выгоднее, чем эти артефакты по отдельности.

Допустим, мы ничего не подделываем, но у нас есть мумия из одной гробницы, а саркофаг из другой. По отдельности мы можем их продать. Но если положить мумию в саркофаг, а ещё надеть на неё какие‑нибудь побрякушки из третьего погребения и всё это снабдить какой‑нибудь легендой, это можно продать гораздо дороже.

Александр Соколов

Поэтому в музеях до сих пор можно увидеть останки, на которых надеты украшения из совсем другой эпохи. Например, в одном из музеев Южной Америки есть мумия с короной на голове. А в Пушкинском музее стоял глиняный гробик с останками ребёнка. И лишь недавно выяснилось, что мини‑саркофаг сделан в XIX веке, а мумии, которая в нём лежит, пять тысяч лет. Теперь этот экспонат представляет ценность как очень старая искусная подделка.

В Ватикане тоже хранились якобы детские мумии. Но в начале XXI века учёные сделали их анализ с помощью рентгена. И выяснили, что это случайные кости взрослых людей, умерших в Средние века. Но бинты, в которые они замотаны, действительно древние — их, видимо, сняли с какой‑то другой мумии. А сверху кости ещё и покрыты позолотой — она сделана в Шотландии в XIX веке. То есть получилась сборная солянка из разных эпох. И такие случаи бывают довольно часто.

Авантюристы умудряются выдавать за находки даже нереальных существ

Пример такой фальсификации — история о русалках с острова Фиджи. В Юго‑Восточной Азии, в Японии и Китае в XVIII–XIX веках появились мумии русалок. Их продавали европейцам, а также хранили в местных музеях и храмах. Сегодня больше 10 таких экспонатов находятся в Японии.

Это композитное изделие, чучело, которое делали из частей разных животных. То есть брали рыбий хвост и приделывали к телу обезьяны, как‑то маскировали папье‑маше, набивали ватой. Подкрашивали, подмазывали и выдавали за реально пойманных каким‑то там рыбаком созданий.

Александр Соколов

Некоторые из этих изделий попали в европейские музеи, например в Британский. Сегодня они представляют интерес именно как чучела, как поделки, которые были созданы, чтобы развлечь доверчивых людей.

Фиджийская морская дева из города Банф. Фотография: Eviatar Bach / Wikimedia Commons

Ещё одна мистификация — фигуры инопланетян. Есть миф, что мумии неземных существ когда‑то были найдены на перуанском плато Наска. Самая раскрученная из них носит имя Мария. Судя по всему, это реальные останки, которые нашли в одной из перуанских пещер.

Основа подделки — тело, которое мумифицировалось после погребения. Потом мумии просто отрезали уши и по два пальца на руках, обмазали тело каким‑то специальным составом, и получилась фигура, похожая на гуманоида. Причём создавали эту и другие подобные подделки специалисты не очень высокой квалификации. Антропологи и палеонтологи с помощью рентгена обнаружили, что это фальшивка.

Археологи не утаивают от общественности неудобные им факты

Когда критики хотят привести пример того, что археологи многое скрывают, то вспоминают о хрустальных черепах. Похожих на те, что мы видели в фильме про Индиану Джонса.

Первые сообщения о таких находках появились в начале XX века. Одни искатели древностей говорили, что это артефакты из Мезоамерики доколумбовых времён. Другие — что это свидетельства визитов инопланетян. Черепам даже приписывали магические свойства. Но на деле эти хрустальные вещицы тоже оказались подделкой. Важно, что ни одна официальная археологическая экспедиция о подобных находках не сообщала.

Хрустальный череп Митчелла‑Хеджеса. Фотография: Wikimedia Commons

Наиболее известная фальсификация — череп Митчелла‑Хеджеса. Он появился в 20‑х годах XX века, причём раньше о нём никаких известий не было. Сначала череп находился у какого‑то коллекционера, потом его продали с аукциона. Затем хрустальный артефакт приобрёл Митчелл‑Хеджес — кстати, он был одним из прототипов Индианы Джонса.

Этот самый Фредерик Митчелл‑Хеджес потом вспоминает, что он его нашёл во время экспедиции в британский Гондурас. А потом уже его дочь Анна Митчелл‑Хеджес рассказывает, что это она его нашла. Анна в 1924 году вытащила этот череп своей рукой. Но потом, когда стали проверять, выяснилось, что она даже в этой экспедиции не была. Более того, есть документы, согласно которым Фредерик Митчелл‑Хеджес купил череп на аукционе за 400 фунтов в 1943 году.

Александр Соколов

Таких разоблачений много. Но почему‑то сторонники конспирологических теорий всё равно верят, что хрустальные черепа принадлежат непознанной цивилизации, а антропологи просто не хотят это признавать. Есть легенда, что Барнум, когда сделал копию кардиффского великана и стал выставлять подделку, сказал: «Если человек хочет верить в чудо, он покупается».

У археологов нет причин скрывать факты. Учёные и сами рады бы сделать ошеломляющее открытие, но реальная наука намного сложнее мистификаций. А те, кто занимается подделками, пользуются наивностью и доверчивостью людей в корыстных целях.

Раскопки могил не приносят несчастья

Есть миф о том, что в древних гробницах скрыты страшные проклятия. И тем, кто осмелится вскрыть захоронение, грозят опасные ловушки, неизвестные болезни и многочисленные несчастья. А может, и смерть.

Да, все, кто раскапывал гробницу Тутанхамона, уже умерли. Но не от проклятий — просто с тех пор прошло много времени. Человек не вечен, и это не новость.

В реальности археологи — люди не суеверные. Они не обращают внимания на возможные проклятия и не ждут, что их ужалит скорпион или затопчет бегемот. Учёные просто помнят о технике безопасности и не рискуют там, где можно обойтись без приключений.

Если человек копает какой‑то средневековый могильник, теоретически есть возможность подцепить какую‑то заразу. Поэтому там закрытая обувь, перчатки и определённые методы предосторожности, но никакой мистики.

Александр Соколов

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Lady Natali / Evgeniya Litovchenko / Shutterstock / Ксения Малкова
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Наталья Мурахтанова
09.10.23 09:52
Истории про подделки — просто топ, конечно)
Наталья Небогатова
13.10.23 19:09
Череп красивый получился, даже жалко, что подделка :)