«Бэтмен» похож на фильмы Дэвида Финчера. Такой супергероики вы ещё не видели

Нуарный триллер с Робертом Паттинсоном иногда кажется затянутым и нестройным. Но достоинств у картины гораздо больше.

18 апреля на стриминговом сервисе HBO Max выходит «Бэтмен» режиссёра Мэтта Ривза — очередное переосмысление истории легендарного супергероя.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

В мировом прокате картина стартовала ещё в начале марта — автору этого текста удалось посмотреть фильм в день премьеры за границей. И на сегодняшний день известно, что «Бэтмен» с успехом продвигается во многих странах: он уже заработал более 700 миллионов долларов.

Это, конечно, далеко до миллиардных сборов «Тёмного рыцаря» Кристофера Нолана, но здесь дело отчасти в пандемии и общем спаде проката. А вот к кассе «Бэтмена против Супермена» картина уже приближается.

При этом у фильма Ривза отличные оценки как от критиков, так и от зрителей. На сайте‑агрегаторе Rotten Tomatoes «Бэтмен» удерживает более 85% положительных рецензий, а на IMDb — 8,3 балла. Выше рейтинги лишь у всё тех же работ Нолана.

Но это лишь сухие цифры. Главное, что картина действительно заслуживает и оценок, и зрительского интереса, и всех ожиданий. Ведь новый «Бэтмен» разительно отличается от всех предыдущих экранизаций комиксов. И не только об этом персонаже, а вообще о супергероях.

Режиссёр взял за основу классические нуарные детективы и триллеры, создав на экране максимально реалистичную обстановку. Увы, это привело к нескольким проблемам, но о них хочется говорить лишь кратко. Ведь «Бэтмен» моментально затягивает.

Фильм цепляет атмосферой реалистичного триллера

Город Готэм наводнён преступностью, а босс мафии Кармайн Фальконе (Джон Туртурро) фактически захватил всю власть. Но за порядком следит не только полиция. Миллионер Брюс Уэйн (Роберт Паттинсон) — наследник одной из богатейших семей — по ночам выходит на улицы в костюме летучей мыши, за что получает имя Бэтмен. Он ловит грабителей, но что ещё важнее — внушает страх нарушителям закона.

Однако Уэйну предстоит столкнуться с новым противником. Маньяк по прозвищу Загадочник (Пол Дано) убивает представителей элиты, оставляя на жертвах послания, адресованные именно Бэтмену. Вместе с комиссаром полиции Джеймсом Гордоном (Джеффри Райт) герой должен вычислить злодея.

Однако Уэйна отвлекает воровка Селина Кайл (Зои Кравиц), которая пытается найти свою исчезнувшую подругу. Это расследование выводит героев на клуб, принадлежащий мафии.

Ещё с конца 1980‑х, когда вышел готичный «Бэтмен» Тима Бёртона, каждый новый перезапуск истории объявляют максимально реалистичным переосмыслением персонажа. В нулевых Кристофер Нолан поместил Брюса Уэйна в более правдоподобную атмосферу современного мегаполиса. А Зак Снайдер в «Бэтмене против Супермена» показал знаменитого героя постаревшим и усталым.

Кадр из фильма «Бэтмен»

Казалось, что придумать что‑то ещё об этом персонаже уже почти невозможно. Однако Мэтт Ривз действительно обновил историю Бэтмена. Всё дело в том, что его картина больше похожа не на экранизацию комикса, а на необычную фантазию на тему триллеров Дэвида Финчера, например «Зодиака».

Это заметно буквально с первого появления Загадочника. Те, кому этот персонаж запомнился по яркому образу Джима Керри из «Бэтмена навсегда», будут поражены переменой образа. Теперь это очень правдоподобный злодей в наспех сделанном костюме, который пытает и убивает своих жертв, транслируя всё происходящее в интернет.

Да и Бэтмен, хоть и сохранил узнаваемый образ из комиксов, выглядит несколько иначе. Его костюм — тяжёлая броня, которая защищает героя, а заодно и пугает преступников. Он не пользуется фантастическими девайсами, а со злодеями чаще разбирается врукопашную.

Машина героя — рычащий muscle car. А в расследованиях он и вовсе чаще обращается к интеллекту, а не к физической силе, — в предыдущих фильмах почему‑то забывали, что Уэйн был ещё и великолепным детективом.

Кадр из фильма «Бэтмен»

Если вдуматься, в «Бэтмене» окончательно исчезла фантастическая и супергеройская составляющая. В картине нет ни одной сцены или сюжетной линии, которая не могла бы произойти в обычном мире. А значит, Ривз добился своего — снял самый реалистичный фильм о Бэтмене.

Но главный герой выбивается из общей атмосферы

Несмотря на попытку сделать Бэтмена более правдоподобным, он всё равно слишком выделяется среди всех остальных персонажей фильма. Даже Селина Кайл, она же Женщина‑кошка, выглядит в этой картине простой воровкой и носит забавную шапку, закрывающую лицо.

И получается, что среди вполне реалистичных детективов и преступников ходит человек в странном костюме. Как будто в «Зодиаке» вместо полицейского или журналиста вдруг появился супергерой.

Кадр из фильма «Бэтмен»

Кроме того, поклонники комиксов могут посетовать, что в новой экранизации потерялся контраст между Бэтменом и Брюсом Уэйном. В своей обычной жизни герой всегда выглядел полной противоположностью ночному имиджу: активный миллиардер и плейбой, управляющий бизнесом. Здесь же Уэйн — разбитый и нелюдимый человек, страдающий от травм прошлого.

Но стоит признать: в отрыве от комиксов и предыдущих воплощений образ очень хорош. Тем более что и весь сюжет фильма с какого‑то момента завязывается на семейных проблемах Брюса и даже заставляет иначе взглянуть на его страдания.

Кадр из фильма «Бэтмен»

Но по‑настоящему личность Уэйна раскрывается в общих сценах с дворецким Альфредом. Энди Серкис добавил персонажу и иронии, и почти отеческой заботливости, напомнив, что этот герой на протяжении многих лет воспитывал Брюса. Всё-таки в предыдущих фильмах он был слишком похож на обычного помощника.

На смену экшену пришёл нуарный детектив

Сразу стоит предупредить, что новый «Бэтмен» не самый динамичный и бодрый фильм. Он длится почти три часа, и за это время показывают всего несколько экшен‑сцен. Причём хоть они и сняты остроумно, но всё же не поражают воображение.

Больше всего запоминается драка героя с группой преступников. Её сняли с применением практических эффектов — то есть действие реально происходило в темноте под всполохи выстрелов.

Но по большей части картина ориентируется на классические нуарные детективы о поисках преступников и противостоянии с мафией. Такой подход позволяет лучше раскрыть эту линию. Причём чуть ли не впервые на экране комиссар Гордон становится человеком, который реально участвует в расследованиях, — даже в «Тёмном рыцаре» он всё равно выглядел лишь подручным Бэтмена.

Но лучше всего нуарная атмосфера работает в истории Селины Кайл и разборках с мафией. Здесь авторы берут даже слишком стандартные сюжетные ходы, но интересно вплетают их в общую канву. К поискам Загадочника добавляется ещё несколько вопросов, и развязка этой части может быть удивительной.

Кадр из фильма «Бэтмен»

И даже визуальный ряд «Бэтмена» скорее отсылает к детективам и триллерам, нежели к супергеройским боевикам. DC уже давно продвигает мрачные сюжеты, но Ривз не просто делает экран тёмным, искусственно нагоняя страх, — Готэм предстаёт воплощением серости и грязи, городом, который вгоняет в депрессию.

Съёмки показывают улицы очень тесными и заставляют зрителя будто подглядывать за героями — подобными приёмами пользовался и Тодд Филлипс в «Джокере».

Бэтмен наблюдает с высоты за мрачным городом и ведёт дневники, заставляя вспомнить то ли «Таксиста» Мартина Скорсезе, то ли «Хранителей» Снайдера. Он сам боится происходящего в Готэме, но одновременно и наводит страх на окружающих. Супергерой большую часть времени пытается понять, кто же он сам в этом обществе и почему маньяк обращается именно к нему.

Кадр из фильма «Бэтмен»

И Паттинсон в очередной раз напоминает, что больше любит драматические роли в стиле «Маяка», нежели бездумный экшен «Довода». Если можно судить такими категориями, его Брюс Уэйн — самый травмированный персонаж из всех версий, которые показывали на больших экранах.

Но сюжет иногда распадается на части

Как уже сказано выше, картина длится почти три часа. Увы, нельзя сказать, что «Бэтмен» на протяжении всего хронометража сохраняет ровный темп. Наиболее странно выглядит переключение между сюжетными линиями: с самого начала задают основную тему — поиски Загадочника. Но после первой трети она становится фоновой чуть ли не на час, уступая место другой истории.

Кадр из фильма «Бэтмен»

Любовная линия Брюса и Селины и вовсе кажется просто растягиванием времени. Между актёрами отличная химия, но вот их диалоги, а особенно финальная сцена, будто пришли из посредственных мелодрам.

И странным образом при таком громоздком хронометраже в сюжете остаются совершенно нераскрытые герои. В первую очередь речь идёт всё о том же Альфреде. Но ещё обиднее за Пингвина, которого играет Колин Фаррелл.

Его продвигали на всех постерах фильма, и авторы неоднократно хвастались великолепным гримом актёра. Но в итоге кажется, что он нужен был лишь для рекламной кампании. В сюжете Пингвин — просто комедийный и не слишком нужный персонаж, помогающий Фальконе.

Кадр из фильма «Бэтмен»

«Бэтмен» Мэтта Ривза, возможно, не идеальный пример супергеройского или даже нуарного кино: у него есть проблемы с темпом и героями, а Брюс Уэйн иногда смотрится инородно в своей же истории.

Но всё же режиссёр выбрал самую правильную тактику. Он не пытается соревноваться с предыдущими экранизациями, а придумывает новое кино — мрачное, но без нарочитой кровавости.

Фильм цепляет и даже пугает своей депрессивной атмосферой, реалистичностью злодеев и просто человеческой жестокостью. И даже Бэтмен здесь не крутой борец с преступностью, а человек, разбирающийся со своими травмами. Герой, которого заслужил современный мир.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Бэтмен»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Максим
19.04.22 11:18
Я долго ждал на какой минуте будет интересно.
Илюшка
24.04.22 09:34
| изменено
Согласен. Тягомотина и нудятина страшная. Хорошо, что смотрел дома и была возможность остановить, перемотать и потом выключить :)