Возвращения знаменитых франшиз бывают двух типов. В первом случае новые авторы просто берут популярную историю и пытаются вытянуть из неё максимум денег. Во втором за дело берутся создатели классики и просто от души рассказывают то, что не успели в далёком прошлом.
К сожалению, первый вариант более распространён. Достаточно вспомнить «Охотников за привидениями» 2016 года или пятую и шестую части «Терминатора». Но зато есть «Безумный Макс: Дорога ярости» и «На игле — 2» (он же «Т2 Трейнспоттинг») — яркие и эмоциональные продолжения.
Многие фанаты «Невероятных приключений Билла и Теда», сдержанно принявшие сиквел (про мультфильм и игровой сериал вообще лучше забыть), больше всего боялись, что третья часть окажется лишь бездушным способом заработать. Тем более авторы заранее заявили, что добавят в сюжет дочерей главных героев. Казалось бы, фильм можно хоронить: Киану Ривз наверняка заглянет на пару минут, а основную нагрузку переложат на новых женских персонажей.
Но можно расслабиться: «Билл и Тед» — ровно тот фильм, который заслужили поклонники франшизы. Герои те же, шутки всё так же нелепы. А Киану Ривз просто потрясающий.
Та же история на новый лад
В финале «Новых приключений Билла и Теда» главные герои исполнили великий рок‑хит и завоевали всемирную славу (об этом напомнят в первых кадрах). Вскоре друзья женились, и у них родились дочери — полные копии отцов, которых те назвали Теа (Бриджетт Ланди‑Пейн) и Билли (Самара Уивинг).
Шли годы, популярность музыки Билла и Теда падала, ничего более грандиозного они так и не добились. И даже уважения родни не заслужили. Герои могли бы просто наслаждаться семейной жизнью. Но они так и не научились разделять свою дружбу и личные отношения. Спасением от серых будней оказывается очередной визит гостей из будущего. Билл и Тед снова должны спасти человечество, и для этого им придётся написать великую песню. А их дочери решают собрать лучшую группу, чтобы помочь отцам.
Вторичность сюжета нетрудно заметить и по описанию, и по первым 15 минутам действия.
Авторы этого и не скрывают. Да и трудно было бы предположить, что Билл и Тед могут заняться хоть чем‑то другим, кроме как путешествовать во времени и писать песни. Причём годы не изменили их образ мысли. Решить вопрос с величайшим хитом они пытаются самым забавным образом, используя, конечно же, машину времени в телефонной будке.
Единственное новшество: в третьем фильме к основной сюжетной линии добавили приключения девушек. Это делает действие более динамичным и разнообразным. Причём авторы выдержали баланс. Билл и Тед в исполнении Алекса Уинтера и Киану Ривза остаются главными действующими лицами и радуют классическими ужимками и бесконечными dude в обращениях. Но их сюжетная линия, по сути, построена на сплошной рефлексии. Это очень забавно, но посвящать весь хронометраж только их истории было бы скучно.
Тут в дело вступают Билли и Теа. Девушки полностью копируют поведение своих отцов (хотя ведут себя более разумно), поэтому их линия не выбивается из общей атмосферы. И как раз они отвечают за разные исторические эпохи, встречаясь с реальными знаменитостями.
В сумме это превращает картину в своеобразный набор гэгов и гостевых ролей. Конечно, в плане дружеского капустника «Джей и Молчаливый Боб: Перезагрузка» выглядел более остроумно. Но всё же «Билл и Тед» не пародия на весь жанр, а просто милая классическая комедия.
Чуть‑чуть серьёзных мыслей
При желании в картине можно найти и пару важных тем. В первую очередь это связано с огромным временным промежутком между вторым и третьим фильмами. Причём как для персонажей, так и для зрителей.
Билл и Тед — классический пример героев, совершивших подвиг в молодости и всю жизнь мечтающих его повторить. Они не могут заняться ничем другим и очень злятся, если кто‑то отказывается верить в их былые заслуги.
Если поступки персонажей в первых фильмах только забавляли, то теперь действия неповзрослевших отцов семейств могут вызвать и лёгкую грусть.
Да и в целом, если вы увидели «Невероятные приключения Билла и Теда» в первые годы после релиза, то заметите, насколько изменилась внешность главных героев и весь окружающий мир. Это может опечалить. И даже путешествуя в прошлое или будущее, персонажи не способны остановить то, что происходит в их жизни.
При этом фильм не уходит в излишнюю драму, и даже кризис в отношениях здесь подают в виде комедийной сцены.
Ностальгия и устаревшая подача
Главное, что нужно знать о картине: она порадует исключительно тех, кто любит предыдущие части. Сейчас нередко выпускают продолжения, которые можно смотреть, даже не зная оригинала. Яркий пример — «Безумный Макс: Дорога ярости».
В сюжете «Билла и Теда» разобраться несложно: во вступлении кратко рассказывают о прошлых событиях. Но всё же без воспоминаний о предыдущих фильмах продолжение покажется слишком уж странным: постоянные встречи героев с собой же из других времён, роботы‑убийцы, смерть, играющая на бас‑гитаре.
Всё дело в том, что фильм снят ради ностальгии. И это оправдывает почти все претензии к нему. Да, спецэффекты выглядят устаревшими, актёры откровенно переигрывают, а сюжетные повороты просто нелепы. Но лишь потому, что в 80–90‑х снимали именно такие комедии.
Киану Ривз, которым восхищаются буквально все, и Алекс Уинтер, больше увлекающийся режиссурой, нежели актёрской игрой, вернулись к своим классическим ролям не просто так. Когда‑то «Невероятные приключения Билла и Теда» стали для них одной из первых популярных работ.
И по всей атмосфере чувствуется, что бессменный сценарист Эд Соломон хочет отдать должное предыдущим частям франшизы. Знатоки старых фильмов увидят сразу несколько напоминаний о Руфусе, которого сыграл Джордж Карлин. Увы, легендарный комик не дожил до съёмок картины.
Таких мелочей в «Билле и Теде» десятки. Их трудно объяснить новым зрителям. Но это же делает историю более трогательной, позволяя почувствовать тёплое отношение авторов к оригиналу.
Настолько нарочитая ретроатмосфера идёт далеко не всем фильмам. Но не было смысла снимать «Билла и Теда» иначе. Более современные идеи и иная подача просто убили бы всю связь со старыми фильмами. И всем, кто будет ругать новую картину за глупость и плоские шутки, стоит вспомнить, что первую часть полюбили именно за это.
А потому остаётся только удивляться самоиронии Ривза и Уинтера и очередному неожиданному образу Самары Уивинг, искать параллели с классикой и смеяться. Как будто та самая телефонная будка перенесла на киносеанс в начало 90‑х.