Какое влияние оказывает интернет на наших детей

Многие родители переживают из-за того, что их ребёнок много времени проводит в интернете. Это плохо сказывается на здоровье, лишает его живого общения, учит плохим вещам и делает неприспособленным к реальной жизни. Давайте выясним, как всё обстоит на самом деле.

На днях стал случайным свидетелем разговора двух женщин, которые сетовали на то, что интернет развращает детей и делает их неприспособленными к жизни. Разговор протекал в русле «во времена нашей молодости дети были способными, отзывчивыми, общительными и грамотными, сейчас же всего этого нет, и одна из причин — это интернет».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Это не единственное мнение, я уже множество раз слышал, как взрослые люди осуждали появление интернета. Но давайте вспомним, какой была жизнь без интернета на самом деле? Я опишу несколько эпизодов из своей жизни, возможно, они покажутся вам знакомыми.

Я рос в закрытом военном городе, из которого было непросто выехать, не говоря уже о том, чтобы в него въехать. По этой причине родственники или просто новые люди редко появлялись в нашем городке. Я был счастливчиком: мои родители летом вывозили меня к бабушке за 600 километров от дома, и эта поездка превращалась в приключение, которого я ждал целый год. Остальные же дети не знали, как выглядит мир за пределами города. И когда я возвращался из поездки, собирался весь двор, чтобы послушать историю моего путешествия.

Мы что-то слышали про Диснейленд, но не понимали, что же это такое на самом деле и где точно находится. У нас не было Google, чтобы найти фотографии, видео, или же возможности у кого-то спросить. Мы сами выдумывали истории и рассказывали их друг другу. Диснейленд, как и множество других непонятных для нас вещей, долгие годы оставался окутанным тайнами и загадками.

У нас не было YouTube, и мы смотрели мультики, фильмы, передачи по несколько раз подряд; читали одинаковые книги, которые передавали из рук в руки; рассказывали истории, которые кочевали из уст в уста. 

Наш кругозор был весьма ограничен. Мы были слишком одинаковыми. И это делало жизнь скучной. Редко можно было услышать что-то новое, разве что свежие дворовые сплетни.

А что было с людьми, которые своими вкусами, предпочтениями или образом мыслей отличались от остальных? Они становились изгоями. Им не с кем было общаться, их никто не понимал, они чувствовали себя как в ловушке, и некоторых это сводило с ума. Помню, в школе у нас было несколько случаев суицида среди «других» детей.

Мой отец часто уезжал на несколько месяцев. Один раз его не было практически год. В то время не было Skype, и мы общались по телефону один-два раза в месяц. На самом деле, это сложно было назвать разговором, связь была дорогая и паршивая, поэтому всё общение ограничивалось несколькими общими вопросами о здоровье и делах.

Когда мы немного подросли, мой лучший друг, уехал жить в другой город. Для меня это была большая потеря. Помню, как тяжело мне было с этим смириться. Ещё какое-то время мы пытались поддерживать связь через письма, но вскоре и это прекратилось. Мы нашли друг друга только спустя много лет, когда появились социальные сети.

Сегодня я использую Google, чтобы расширять кругозор своего ребёнка. Например, вчера с помощью камеры, установленной в зоопарке, мы наблюдали за тем, как кормят слонов в Африке. А несколько дней назад у нас была онлайн-экскурсия на Ниагарский водопад. В YouTube мы находим мультики о том, как устроены вещи. На Ozon.ru выбираем книги, которые читаем перед сном. А если нужно расстаться на пару дней, то с помощью Viber мы общаемся столько, сколько нам хочется.

И я понимаю, что мой четырёхлетний ребёнок в свои годы знает об этом мире гораздо больше, чем знал я в свои 10 лет. Так кто из нас больше не приспособлен к жизни?

Я всё это к тому, что нельзя однозначно утверждать, что интернет — это вселенское зло. Да, Сеть может оказывать и негативное влияние на ребёнка, но, как говорят психологи, это следствие проблемы, а не сама проблема.

Если ребёнок всё время проводит в Сети, возможно, ему не хватает общения. Может, со сверстниками проблемы. Может, родители не уделяют достаточно внимания. А может, просто у ребёнка много свободного времени, и он не знает, как им распорядиться, но ведь это опять же упущение родителей.

Я не детский психолог, чтобы ставить диагнозы. Если вы видите, что ваш ребёнок проводит много времени в Сети, поговорите с ним и попытайтесь понять причину, которая заставляет его делать это. А если всё слишком сложно, обратитесь к знающему специалисту.

Я лишь хочу сказать, что интернет открыл нам массу возможностей для развития и образования наших детей, а то, как мы этими возможностями распорядимся (и распорядимся ли вообще), это уже личное дело каждого родителя.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Denis Micheew
12.09.15 06:44
Детям нельзя в интернет. Интернет от детей тупеет.
Ris Valentin
12.09.15 07:21
Действительно Вы не детский психолог, и как правило детям интернет нужен, простите для тупейших игр! Вот от этого их нужно ограждать! А уж какой "запретной" гадости в интернете нет! А она самая сладкая! Интернет ребенку необходим, но под контролем, нужно детей учить, простите, что такое в интернете хорошо и что такое плохо, а у родителей, на это времени не хватает! Неплохо, если бы эту функцию взяли на себя бабушки и дедушки или в крайнем случае можно поставить в ПК соответствующую программку, например от Symantec или использовать встроенный родительский контроль в Windows
Выдра Андреевна
14.09.15 07:59
Считаю, что сначала нужно банально научить детей учиться, а потом давать им инструмент. Тогда интернет и вообще гаджеты станут для него средством познания. А когда ребёнок научился только играть, да и вообще исполнять все свои прихоти, тогда компьютер останется только зомбоящиком с расширенным функционалом. Сначала дайте ребенку я бы сказала "живые" навыки и ориентиры, а потом уже доверяйте в его руки приспособления для приобретения дальнейших знаний.