Алексей Обжорин

Кандидат наук, автор блога о визуальной грамотности.

Вспомните известную притчу о льве и газели: когда встаёт солнце, каждый из них должен бежать, чтобы выжить. Как ни странно, но ситуация похожа на жизнь в современной цивилизации, перенасыщенной информацией. В этой саванне побеждает/выживает тот, кто узнаёт больше и быстрее других. Наличие миллионов текстов в Сети сделало навык быстрого чтения одним из условий выживания. Ни один другой навык не сравнится со скорочтением по важности и универсальности.

Как быстро можно читать? Средняя скорость чтения русскоязычного текста взрослым образованным человеком — 180 (± 30) слов в минуту. В таком темпе усваивается больше половины (точнее 52%) прочитанной информации. Скорочтение в 3–4 раза быстрее среднего уровня: 600–800 слов в минуту. Можно ещё быстрее, но исследователи утверждают, что тогда усвоение будет совсем плохим.

Что же мешает ускориться? Оказывается, проблема в мозге, глазах и языке. В мозге быстрое чтение сдерживают отсутствие стратегии и рассеянное внимание, в глазах — малое поле зрения и регрессия, в языке — артикуляция. Факторов всего пять, и победить их один за другим более чем реально.

1. Отсутствие стратегии

Стратегия быстрого чтения складывается из чёткого представления цели (зачем читать) и понимания логики текста (как он устроен). Начинать чтение стоит с постановки цели, от которой и будет зависеть всё остальное.

Существует четыре стратегии для разных целей: сканирование, просмотр, скимминг и углубленное чтение. Каждая следующая предполагает более глубокое вчитывание и больший расход времени.

Сканирование — самая быстрая стратегия чтения с целью найти конкретные факты в тексте. Это могут быть даты, имена, числа, проценты или ключевые слова. Ограничиваем поиск и скользим глазами по тексту. Погружение в текст минимально, взгляд выхватывает лишь самое необходимое (единичные порции информации).

Просмотр — изучение оглавления книги (плана статьи), важных положений (их чаще всего выделяют другим цветом или выносят на поля) и выводов. Цель чтения-просмотра — понять, стоит ли текст подробного чтения (ценность) и есть ли в нём новая информация (польза).

Скимминг предполагает чуть более глубокое погружение в содержание текста и больший расход времени. Фокусируем внимание на ключевых словах, увидев которые, останавливаемся и вчитываемся в текст до и после ключевых слов. Таким образом мы принимаем только информацию, непосредственно входящую в область интереса, а вторичную игнорируем.

Углубленное — вдумчивое чтение с опорой на существующие знания, со вниманием на детали. Этим способом мы изучаем, понимаем и запоминаем новую информацию. Стратегия относится к скорочтению, но её также можно «прокачать» и ускорить.

Зная логику и структуру текста, можно быстрее находить нужную информацию. Например, в научных статьях суть описывается в аннотации, логика изложения фиксирована и в самой статье: цель, задачи, история вопроса, эксперимент, результаты, выводы. В популярных текстах смотрим на заголовок, подзаголовок и последний абзац. Во всех текстах «соль» находится в первых предложениях абзацев; в самих абзацах — детали главных мыслей, в последнем предложении — выводы по первому.

Борьба со следующими четырьмя сдерживающими факторами — в прямом смысле дело техники. Они касаются довольно банальных физиологических причин.

2. Рассеянное внимание

Читаете текст, но ничего не понимаете, так как думаете о том, в какое кафе пойти вечером, слушаете музыку (или уличный шум) или чувствуете, что затекла рука. Знакомо? Не настроившись на чтение, не беритесь за него. Все эксперты по скорочтению в один голос советуют выбрасывать в окно книгу, если вам не интересно её читать или вы не ощущаете острой необходимости в информации из этой книги.

Для борьбы с рассеянным вниманием определитесь с целью и создайте условия, в которых ничто не будет отвлекать от чтения. Выключите телефон, включите настольную лампу, читайте не только сидя, но и стоя, периодически отжимайтесь или делайте наклоны. И всё-таки выключите телефон.

3. Малое поле зрения

В поле зрения обычного читателя попадает 1–2 слова, поэтому его глаза пробегают горизонтально строку за строкой. В поле зрения скоростного чтеца оказывается вся строка, поэтому он читает страницу сверху вниз или по диагонали.

Расширить поле зрения можно с помощью специальных упражнений (несложных, но регулярных). Их можно найти, например, на этом сайте.

4. Регрессия

как быстро читать

Большой проблемой является непроизвольное возвращение взгляда к только что прочитанному слову, предложению или фразе — регрессия. Она возникает при отвлечении, недостаточной концентрации внимания, недопонимании прочитанного. Решение проблемы с концентрацией внимания частично решает и проблему с регрессией. Кроме этого, отлично помогает слежение пальцем или карандашом. Взгляд не будет возвращаться, а ускорение слежения будет ускорять и движение глаз.

5. Артикуляция

как быстро читать

«Произнеси букву, теперь слог, теперь сложи слоги в слово», — так нас учили чтению. Всё начиналось с произнесения вслух прочитанного, поэтому у 90% взрослых есть эта привычка. И она замедляет нас: проговаривание не даёт начать читать следующее слово, пока не произнесено предыдущее.

Артикуляция бывает внешней и внутренней.

Внешняя — движения губ, языка и гортани. Всё, как в детстве, только беззвучно. Побороть эту привычку можно, зажав губами листочек бумаги или карандаш во время чтения. В запущенных случаях — держите самый кончик языка между зубов. Сжимать не нужно, достаточно просто зафиксировать.

Внутренняя артикуляция — мысленное проговаривание слова за словом при чтении. Полностью победить эту вредную привычку удаётся редко, но можно её ослабить. Для этого можно, читая глазами, считать слова мысленно вместо проговаривания. Либо подобрать такой темп, при котором будет сохраняться понимание, но внутренний голос не будет успевать произносить прочитанное. Здесь стоит потренироваться: темп у каждого будет свой.


Итак, есть две новости, и обе хорошие. Первая: факторы, сдерживающие скорость чтения, побороть вполне возможно. Даже своими силами — без тренеров и дорогих курсов.

Вторая: вы уже начали работать над проблемами чтения. Вы увидели в себе то, что мешает ускориться: неверную стратегию, расфокусировку внимания, малое поле зрения и регрессию, проговаривание. Значит, вы уже меняетесь в лучшую сторону.