Стресс-тесты и нарочито тупые вопросы. Как эйчары могут сводить кандидатов с ума

«‎Продайте мне эту ручку» — прошлый век. Современные уловки эйчаров куда хитрее и страшнее. Объясняем, зачем они нужны и как достойно выдержать все удары непростой соискательской судьбы.

Прогнать через многоступенчатое собеседование

Практика компаний просеивать кандидатов через нескольких сотрудников (а то и целые команды!) нередко превращается в квест. Созвон с рекрутером, беседа по итогам тестового задания, техническое интервью и отдельное интервью на английском, разговор с лидом — начинает казаться, что в финале выжившим предложат побороть дракона и только тогда подпишут офер.

Всё это может выматывать и разочаровывать, особенно когда у компании нет чёткого регламента по обратной связи, а света в конце тоннеля так и не видно. К тому же истории о том, как люди проходили по девять раундов собеседований впустую, не такая уж и редкость.

Зачем это нужно

Компании осторожничают и таким образом пытаются рассмотреть кандидата со всех сторон. Если в отрасли высокая конкуренция среди соискателей, то такая тактика помогает просеять как можно больше желающих получить работу, чтобы в итоге нанять лучших.

Что делать

Если вы не тот звёздный кандидат, за которого рекрутеры готовы драться, то, скорее всего, ради вакансии мечты придётся просто стиснуть зубы: менять процедуру никто не будет. На первой беседе уточните у рекрутера, сколько ещё этапов предстоит. Это добавит определённости и понимания, в какие сроки решение будет принято.

Организовать панельное интервью

В этом случае кандидата оценивает целая «‎комиссия»‎ из сотрудников нанимателя. В неё, как правило, входят кадровики, руководители команд или отделов, технические специалисты, а иногда даже заинтересованные стороны за пределами компании.

Обычно рекрутеры предупреждают о составе участников, но так бывает не всегда. Прийти на собеседование и увидеть дюжину специалистов, которые пристально рассматривают ваше резюме на том конце стола, не самая комфортная ситуация.

Зачем это нужно

Чтобы все, кто будет взаимодействовать с потенциальным сотрудником, могли составить своё мнение на его счёт, а не довольствоваться информацией из вторых рук. А ещё не исключено, что компания таким образом сокращает время найма, заменяя дюжину отдельных интервью одной встречей.

Что делать

Если рекрутер не уточнил количество и состав участников, то вы смело можете запросить такую информацию. Заранее почитайте о людях, которые будут вас собеседовать: корпоративные блоги — кладезь полезных сведений. Это поможет вам чувствовать себя более уверенным на встрече.

Во время беседы держите в голове мысль, что собеседование — не экзамен, а обсуждение возможного сотрудничества. То есть вы с работодателем в равных условиях. Если успокоиться сложно, попробуйте расслабляющие дыхательные техники. Некоторые из них мы подробно описали в этой статье.

Устроить стресс-тест

Изображение: Prostock-studio / Shutterstock

Как правило, их практикуют на первых этапах отбора. HR-менеджер может ставить кандидата в неловкое положение вопросами, резко переходить на ты, перебивать, вздыхать, игнорировать ответы или ехидно их комментировать — в общем, всячески пытаться вывести человека из себя. Иногда проверка начинается ещё до начала интервью, когда соискателя «забывают» в коридоре или заставляют несколько раз переписать заполненную анкету.

Вообще, стресс-тесты — серая зона найма. Говорить о ней компании не любят, потому что между неприятными, но полезными для оценки кандидата ситуациями и неадекватной токсичностью довольно тонкая грань. Однако те или иные элементы, например неудобные вопросы, применяют практически все.

Зачем это нужно

Напряжённая и нервозная обстановка позволяет вызвать эмоциональную реакцию у кандидата. Наблюдая за ней, наниматель старается понять, как человек действует, когда в работе не всё гладко. Например, возникает сезонный аврал, конфликт с клиентом или командой.

Что делать

Сохранять самообладание и руководствоваться принципом «ничего личного». Эксперты Forbes советуют говорить себе: «Я прекрасный человек, напротив меня тоже прекрасный человек, просто сейчас мы играем в дурацкую игру, которая нам обоим не нравится». Когда чувствуете, что закипаете, попробуйте задавать рекрутеру встречные вопросы — пауза поможет снять напряжение. Если вам нужно больше времени, попросите повторить или уточнить вопрос. О том, как именно отвечать на некоторые из них, мы поговорим дальше.

Однако будьте внимательны. Если сотрудник компании откровенно хамит, оскорбляет вас и интересуется очень далёкими от профессии вещами, вроде «А почему это вы, милочка, до сих пор не замужем?», возможно, агрессия — часть корпоративной культуры и на работе вашу стрессоустойчивость будут проверять на прочность регулярно.

Спровоцировать на абстрактные оценки

«Почему вы хотите работать именно в нашей компании», «Что вы думаете о своих компетенциях» и даже пресловутое «Кем вы видите себя через 3–5–10 лет» — к этому приёму можно спокойно относить все вопросы, что заставляют кандидата невольно приукрашивать реальность.

Иногда в беседу плавно примешиваются скрытые эмоциональные манипуляции. Например, после того как кандидат в выгодном свете описал свои достижения, расхвалил нанимателя и бодро разложил планы по карьерному росту, рекрутер резко обрубает волну позитива и спрашивает о профессиональных недостатках или вредных привычках.

Зачем это нужно

Чтобы послушать рассуждения кандидата, определить ход его мыслей и умение их формулировать. Ваша точка зрения помогает эйчару прощупать уровень лояльности к будущему работодателю и желание попасть именно в эту компанию.

Что делать

Говорить честно и соблюдать баланс между здоровой самокритикой и самоуверенностью. Ответы должны быть лаконичными, раскрывающими суть, но не компрометирующими вас как работника. Рассмотрим удачные примеры формулировок.

  • Почему вы хотите работать именно в нашей компании? Я вижу, что вы активно развиваетесь в моей области интересов. Хочу внести свой вклад в успех и стать частью команды.
  • Что вы думаете о своих компетенциях? У меня сильные навыки в области Х и опыт успешной работы с проектами Y. Я стремлюсь постоянно улучшать свои компетенции, поэтому сейчас прохожу обучение ещё и по теме Z.
  • Какие у вас недостатки? Я знаю свои зоны роста, это Х и Y. Стараюсь развивать и прокачивать эти навыки. Например, делаю это, это и вот это.
  • Кем вы видите себя через Х лет? Через Х лет я бы хотел занимать ответственную роль в компании, где смогу применять свой опыт и развивать новые компетенции. В долгосрочной перспективе я вижу себя в более высоком управленческом положении.

Будет здорово, если на собеседование вы придёте с готовой фактурой. Например, изучите успешные кейсы компании и презентуете свои, чтобы разговор о компетенциях был предметным. Если вы студент и ищете первую работу, то пройти оценку и подтверждение навыков можно в Центрах компетенций, которые работают в каждом федеральном округе страны.

Прошерстить прошлый опыт

«‎Почему вы ушли с предыдущего места работы» — один из любимых вопросов эйчаров, и если на вашем карьерном пути есть хотя бы несколько пробелов, вы обязательно его услышите. Кроме того, вас могут попросить рассказать о самом громком провале. Без обсуждения прошлого опыта не обходится, пожалуй, ни одно интервью, однако излишне скрупулёзное ковыряние в деталях нет-нет да и наведёт на мысль, что вас пытаются на чём-то подловить.

Зачем это нужно

За формулировкой увольнения «по соглашению сторон» может скрываться всё что угодно: от рядового окончания контракта до громкого скандала с разборками. Если резюме составлено поверхностно, то рекрутеры стараются вычислить опасного кандидата по реакции и манере преподнесения информации.

Бывает и так, что история увольнения не стоит выеденного яйца, но рекрутер сам недостаточно опытен, чтобы это понять. Тогда есть вероятность, что он просто начнёт гонять человека по списку всех возможных вопросов о бывшем работодателе.

Что делать

Как бы цинично это ни звучало, но главная задача на собеседовании — продать себя и не дать рекрутеру ухватиться за какую-то подозрительную деталь. Даже если прошлое место работы ассоциируется только со словом «гадюшник», лучшая стратегия здесь — подключать дипломатию и говорить про бывших коллег и начальство либо хорошо, либо никак.

Напирайте на то, что искали больше возможностей для профессионального развития или хотели сместить фокус на другие, более сложные задачи. О семейных обстоятельствах можно говорить спокойно. Переезд, вопросы собственного здоровья или ухода за близкими — эти причины не характеризуют вас с отрицательной стороны.

Если дело дошло до обсуждения зарплаты на предыдущем месте, будьте аккуратны в формулировках. Не зазорно сказать, что вам годами платили ниже рынка и именно поэтому вы ушли искать лучшей жизни. Но только если это действительно так. Узнав, что оклад был близок к среднерыночному, но не устраивал лично вас, потенциальный работодатель может напрячься. Вдруг вы переметнётесь, как только увидите предложение получше?

Задавать вопросы с придурью

Изображение: insta_photos / Shutterstock

Иногда эйчары придумывают вопросы, которые нужно буквально отбивать, как теннисную подачу. Что-то вроде: «Какую песню вы всегда заказываете в караоке?», «Верите ли вы в теорию заговора?», «Что возьмёте с собой на необитаемый остров?». Проблема в том, что вы не погружены ни в контекст будущей работы, ни в атмосферу в коллективе. Поэтому быстро сориентироваться и дать ответ, который понравится менеджеру, непросто.

Зачем это нужно

Большинство стандартных вопросов на интервью давно известны, и, как правило, человек приходит подготовленным. Спрашивая что-то запредельно странное, рекрутер хочет увидеть мыслительный процесс в действии, оценить креативность кандидата и понять, случится ли мэтч с командой.

Что делать

Не теряться, особенно если по вашим ощущениям стандартная часть прошла бодро и мяч на вашей стороне. Держите в голове, что правильных ответов на подобные вопросы не существует, поэтому важно не что именно вы скажете, а как. Старайтесь не пускаться в длинные философские рассуждения и не душнить. Лаконично и аргументированно объясните, почему батон, зажигалка и томик Бродского — лучший набор для необитаемого острова. Немного корректных шуток беседе точно не навредит.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Ирина Салдина / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter