Драмиона и Мэри Сью: за что люди любят и ругают фанфики

Это хороший способ задержаться в любимой вселенной.

Что такое фанфики

Фанфики — это фанатские истории, авторы которых чаще всего берут уже существующих персонажей или реальных людей, но дописывают события, которых не было в оригинальном произведении или в жизни. Встречаются и так называемые ориджиналы — истории с новыми персонажами. Такие сочинения по сути не являются фанфиками, а относятся к ним скорее из-за канала распространения, так как свободно доступны в интернете на тех же платформах.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Действующими лицами традиционных фанфиков чаще всего становятся персонажи фильмов, книг, игр и комиксов, а также знаменитости. И это необязательно главные герои в первоисточнике или актёры и певцы первой величины. Если вам кто-то сейчас пришёл на ум, будьте уверены, о нём есть фанфик, причём, возможно, с шокирующим содержанием. Потому что фанатские истории бывают разными.

Например, героев могут отправить в любое место и время и придумать для них миллион новых приключений. Но большинство фанфиков прежде всего посвящены романтическим отношениям. И здесь в дело вступает пейринг. Этим словом обозначают то, какие именно персонажи будут романтически (или сексуально) взаимодействовать в фанфике.

Пейринги бывают канонические, например Рон и Гермиона из мира Гарри Поттера или Доктор и Роза из «Доктора Кто». А бывают неканонические, когда в пару сводят персонажей, между которыми, как считает автор фанфика, есть напряжение. Так, один из популярнейших пейрингов во вселенной Гарри Поттера — Драмиона, то есть Драко Малфой и Гермиона Грейнджер. Но персонажи могут быть даже из разных миров. Доктор и Гермиона? Сколько угодно! Такие фанфики тоже есть. Два реальных лидера стран встретились и, по мнению наблюдателей, общались слишком мило? Ищите в фанфиках.

Иногда в пейринг добавляют оригинальных персонажей. Так часто делают, когда хотят ввести в повествование, по сути, своё альтер эго. Но это опасный путь, так как нередко новый герой в сюжете превращается в Мэри Сью, если это женщина, или Марти Сью, если мужчина. Так называют слишком идеальных персонажей. Они наделены сверхспособностями, им всё даётся легко и в них все влюбляются, поэтому выглядят они нереалистично. Имя нарицательное выросло тоже из фанфика: Мэри Сью — это героиня истории по вселенной «Звёздного пути», в которой автор высмеивал клише в фанатских сочинениях.

Из-за того что фанфики может писать кто угодно, они бывают очень разного качества. Автором может оказаться человек любого возраста, с любым уровнем образования, с хорошим знанием орфографии и не очень хорошим, с жизненным опытом и без него. Поэтому среди фанатских историй много тех, что написаны с использованием вокабуляра Эллочки-людоедки в 30 слов и такими перлами, что когда-то в «Живом журнале» были тысячи постов с подборками цитат из фанфиков.

Но это не значит, что в жанре фан-фикшен не бывает хорошо написанных произведений. Их тоже много, а некоторые и вовсе становятся легендами. Например, фанфик «Гарри Поттер и методы рационального мышления» американского рационалиста и специалиста по искусственному интеллекту Элиезера Юдковского был выпущен на бумаге в русском переводе на средства от краудфандинговой кампании. А книга «50 оттенков серого» изначально была фанфиком на «Сумерки», и лишь потом Эрика Джеймс доработала её до оригинальной истории.

Когда появились фанфики

Кажется, что это новое изобретение, но фанфики существовали давно. Например, все истории про Троянскую войну можно считать фанфиками на Гомера. Точнее, сначала Гомер обработал мифы — и понеслось. Ещё до нашей эры Вергилий взял второстепенного героя «Илиады» и создал «Энеиду».

Писатели, которые жили ближе к нам, были ещё плодовитее и охотно черпали сюжеты в Античности. В XIV веке английский поэт Джеффри Чосер написал поэму «Троил и Крессида». В XV веке вышла поэма Роберта Генрисона «Завещание Крессиды», которая продолжает творение Чосера. В XVII веке пьесу под названием «Троил и Крессида» пишет Уильям Шекспир. И все используют готовых античных персонажей. Шекспир вообще был большой любитель взять уже имеющиеся истории и превратить их в пьесы, которые сохранят популярность до наших дней.

У Уильяма Теккерея в 1849 году вышла сказка «Ревекка и Ровена» — завершение «Айвенго» Вальтера Скотта. «Буратино» — чистой воды фанфик на «Пиноккио». Роман 1991 года «Скарлетт» Александры Рипли, по которому даже сняли сериал, — продолжение «Унесённых ветром» Маргарет Митчелл.

В общем, явление это достаточно древнее. Но с появлением общедоступного интернета популярность жанра действительно выросла. Дело не столько в том, что написать историю может каждый, хотя до всеобщего распространения грамотности и это было проблемой. Сейчас решён вопрос дистрибуции. Если раньше надо было продать издателю свой фанфик, чтобы тот увидел свет, то теперь достаточно нажать несколько кнопок в интернете, чтобы опубликовать свою работу.

Например, по данным 2023 года на крупном международном ресурсе Wattpad было 90 миллионов пользователей. Неясно, сколько из них пишут фанфики, но аудитория в любом случае внушительная. Русскоязычный сайт «Книга Фанфиков» (Ficbook.net) недавно отметил 15-летие и в июне 2024 года насчитывал 7,5 миллиона пользователей и почти 9 миллионов историй.

В чём причина популярности фанфиков

И пишут, и читают фанфики по одним и тем же причинам.

Продлевают пребывание в полюбившейся вселенной

Возьмём того же Гарри Поттера. Первые четыре книги выходили каждый год, а следующие — раз в два года. При этом романы буквально проглатываются за считаные часы, а в остальное время фанатам что делать? А когда все книги и фильмы вышли целиком?

Фанфики помогают не выныривать из фандома, то есть из вселенной с любимыми героями, проводя с ними больше времени.

Дают возможность исправить историю

Не всем нравятся ходы, которые использовал автор оригинального произведения. Фанфики — это способ исправить то, что не понравилось: образовать другие пары, оживить погибших персонажей и так далее.

Помогают закончить историю

Как бы ни старались авторы оригиналов, они не могут или не считают нужным прописывать жизнь каждого героя до самой смерти. Часто нас бросают в каком-то интересном месте, будь то пресловутое «долго и счастливо» или более интригующий сюжетный поворот. А нам очень хочется узнать, что было дальше.

Например, в одном из эпизодов сериала «Доктор Кто» Доктор навсегда покидает Роуз Тайлер, оставляя её со своей метакризисной версией. Мы знаем, что у копии только одно сердце и одна жизнь, которую он может провести с Роуз. Мы оставляем их в момент поцелуя. А дальше, дальше что? На этот случай существуют фанфики.

Добавляют «остренького»

Многие истории показывают нам очень невинные отношения между героями. Иногда они могут просто поцеловаться, иногда текущая глава заканчивается жарким поцелуем в будуаре, а следующая начинается со слов «а поутру они проснулись». В целом понятно, что именно было между этими событиями, но читателям часто хочется подробностей.

В чём проблема фанфиков

В фанатской истории с героями может происходить что угодно. В одном случае это милая сказка, где уровень драмы приближается к «Колобку», в другом — в фанфике есть сексуализированное и физическое насилие, жуткая жестокость и другие неприятные штуки. Если речь идёт о выдуманных персонажах, то это, как говорили классики, «сомнительно, но окей».  

Но часто героями становятся реальные люди, которые к тому же могут читать на языке автора. Например, довольно много фанфиков пишут об актёрах шоу «Импровизация». Некоторые вещи о себе им самим, скорее всего, неприятно читать, а ещё у них есть реальные партнёры и близкие, которые тоже могут расстраиваться из-за существования жестокого фан-фикшена. Хотя в некоторых случаях никакой жестокости и не надо: достаточно вольного пейринга и сексуальных сцен, о которых с собой в главной роли люди знать не хотят.

Кроме того, иногда вымышленная вселенная выходит за пределы творчества и отражается на реальной жизни. Например, о корейской группе BTS создают бесконечное число фанфиков, в которых участников сводят между собой в разных комбинациях. Хотя в этом случае речь, конечно, идёт не только о фанфиках, но и о любой другой фанатской продукции вроде роликов в TikTok или рисунков. Фандом разделился на команды, которые поддерживают тот или иной пейринг и постоянно ругаются в реальной жизни, а ещё хейтят участников группы, которые якобы мешают любви выбранной ими пары.

Но так как сфера фанфиков неуправляемая, поделать с этим ничего нельзя.

Что про фанфики думают авторы первоисточников

Вообще писать фанфики легально, так что технически автор не может запретить фанатам выдумывать собственные истории. Пока те на героях ничего не зарабатывают, предъявить им по большому счёту нечего. Вот если фанат решит издать своё произведение и получить за это деньги, могут начаться проблемы.

При этом автор оригинала, разумеется, может иметь и высказывать своё мнение насчёт фанфиков. И отношение к своим последователям у всех разное. Например, автор популярных книг о вампирах Энн Райс возражала против фанфиков с участием каких-либо её персонажей и даже угрожала площадке FanFiction судом. Противником фанатских историй является и автор «Игры престолов» Джордж Мартин. А вот Нил Гейман («Звёздная пыль», «Американские боги», «Коралина» и «История с кладбищем») и Терри Пратчетт (цикл сатирического фэнтези про Плоский мир) не имеют ничего против. Так что здесь заранее не угадаешь.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Bitch Тварь
11.07.24 22:21
А вот не надо своих детей интэрнэту учить, вот я приучила и он стал гэем!!!
80isher
5 часов назад
а как становились "гэями" в доинтернетную эпоху?