Знаете ли вы, что чёрный квадрат в искусстве появился задолго до Малевича?

Хейтеры скажут, что чёрный квадрат рисовали все. Но за геометрией равных сторон скрывается много интересных историй.

Чёрный квадрат у большинства людей плотно ассоциируется с авангардистом Малевичем. Однако эта минималистичная форма как магнит притягивала мыслителей и деятелей искусства ещё за 300 лет до его рождения.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Первым известным автором подобного произведения был английский физик и философ-мистик Роберт Фладд. В книге «История двух миров: великого и малого» 1617 года Фладд использовал фигуру как символ точки отсчёта. Чёрный квадрат был для физика началом мира. Иллюстрация в книге сопровождалась фразой Et sic in infinitum («И так до бесконечности»), которая была написана у каждого ребра геометрической фигуры. Кстати, Малевич вложил похожий смысл в свой квадрат: у художника он был началом нового искусства.

Иллюстрация Et sic in infinitum из книги Роберта Фладда «История двух миров: великого и малого». Изображение: Houghton Library / Harvard University / Wikimedia Commons

Два века спустя к чёрным четырёхугольникам начали приглядываться многие французские художники и карикатуристы. Например, Шам в книге «История М. Лажонисса» 1839 года с помощью двух квадратов изобразил комнату после того, как герой произведения задул свечу. В 1847-м иллюстратор Берталь опубликовал в газете L'Illustration картину «Вид на Ла-Хог (ночной эффект)». Выглядела она как чёрный прямоугольник. А Гюстав Доре в 1854 году в сборнике «История Святой Руси» с помощью той же фигуры показал «тьму древности».

Иллюстрация из книги Гюстава Доре «История Святой Руси». Изображение: Библиотека Конгресса США / Wikimedia Commons

А самая интересная в списке французских монохромных картин — «Битва негров в туннеле» Поля Бийо. Она была нарисована на холсте и представлена на выставке «Отвязанного искусства» в 1882 году. Работой Бийо вдохновился его приятель Альфонс Алле: в 1897 году он выпустил целый сборник одноцветных картин «Первоапрельский альбом», среди которых были красная «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами», серая — «Группа пьяниц в тумане» — и, конечно, чёрная — «Битва негров в пещере ночью».

Репродукция картины Альфонса Алле «Битва негров в пещере ночью». Изображение: Wikimedia Commons

Несмотря на то, что Малевич представил свою картину лишь в 1915 году, его работа стала самой известной. Вероятно, причина в том, что «Чёрный квадрат» был не попыткой кого-то рассмешить, а серьёзным заявлением.

Картина Казимира Малевича «Чёрный супрематический квадрат». Изображение: Государственная Третьяковская галерея / Wikimedia Commons

Своей работой художник хотел сместить внимание в изобразительном искусстве с предметности на беспредметность. Кроме того, картина дала старт новому направлению в авангардизме — супрематизму.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Alexander Kulyanitsa
31.01.24 16:26
Этот Малевич имеет такое же отношение к искусству,как репер к музыке...Что там,что там-полная херня
Lena Avdeeva
05.02.24 16:15
Супрематизм всегда вызывал споры, но это всё равно одна из граней живописи. Любить его не обязательно: главная прелесть искусства в том, что оно может вызывать разные эмоции 🙂 А если отбросить вкусовщину и считать художниками только тех, кто уметь рисовать реалистично, то и здесь к Малевичу не подкопаться. У него есть несколько очень даже близких к жизни портретов, например, «Портрет ударника» или «Портрет жены».