Двухлетний Ники, а точнее великий князь Николай Александрович, стоит на столе, немного возвышаясь над своей матерью императрицей Марией Фёдоровной. На нём простые чёрные ботиночки и пышное белое платье, щедро украшенное кружевом, — типичная детская одежда того времени.
Вплоть до начала XX века детей любого пола лет до шести-семи было принято одевать в белые платья. Такая традиция продиктована практическими соображениями: светлая ткань легко отбеливается, а свободный подол позволяет удобно менять пелёнки.
Переход к цветовому делению одежды в зависимости от пола ребёнка происходил постепенно, но непоследовательно. Детские вещи пастельных тонов, в том числе розовые и голубые, стали появляться ещё в XIX веке. Однако чтобы какой-то цвет закрепился за определённым полом, понадобилось время.
Например, в 1898 году в американском медицинском журнале вышла статья о том, как в России заботятся о брошенных детях. В ней упоминалось в частности, что у мальчиков в приютах были голубые карточки с именами, а у девочек — розовые, и таких же цветов были некоторые детали одежды.
Тем временем в журнале для продавцов 1918 года выпуска утверждалось, что, согласно общепринятому правилу, розовый цвет скорее подходит для мальчиков, так как он более выраженный и насыщенный, а голубой — более нежный и изящный, он лучше для девочек. При этом в других статьях того периода встречаются и такие рекомендации: голубой идёт светловолосым, а розовый — темноволосым; голубой для голубоглазых, а розовый — для кареглазых детей.
Никакого консенсуса по поводу того, за кем однозначно закреплены розовый и голубой, не появилось и спустя десятилетие.
В 1927 году Time опубликовал результаты опроса продавцов из ведущих американских универмагов. Мнения разделились: примерно половина опрошенных считала, что розовый для девочек, голубой для мальчиков, ещё примерно половина — что наоборот.
Поводом для заметки Time стало рождение дочери в семье наследного принца Бельгии. В сообщении об этом событии говорилось, что колыбель «оптимистично» оформили в розовом цвете, который предназначен для мальчиков. Дело в том, что голубой цвет в католических странах Европы считался цветом Девы Марии и поэтому использовался для девочек.
Эксперты института Pantone говорят, что розовый исторически связан со своим «материнским» цветом — красным. В разные эпохи его характеризовали как более страстный, активный и агрессивный. И даже если красный приглушали, то есть по сути делали розовым, он всё равно ассоциировался с мальчиками.
Сегодня многие исследователи, например в области социологии или гендерной теории, фактически не сомневаются в том, что прочная связь розового цвета с девочками, а голубого с мальчиками установилась только в середине ХХ века. А до этого гендерная окраска цветов была либо обратной, либо в лучшем случае непостоянной.
Во второй половине ХХ века на Западе стало набирать обороты движение за освобождение женщин, и на первый план вышел стиль унисекс. Минимум два года в течение 1970‑х в каталогах крупнейшего розничного продавца в США того времени не было ни одного розового предмета одежды для малышей.
В советских изданиях до 1980‑х годов также не встречается строгое распределение цветов «для мальчиков» и «для девочек». Голубой и розовый в таком контексте упоминались в основном в разделах, посвящённых одежде младенцев до года.
Детская одежда нейтральных цветов оставалась популярной примерно до 1985 года, когда мир снова разделился на розовый и голубой.
Очередной разворот произошёл благодаря доступности дородовой УЗИ-диагностики. Узнав пол будущего ребёнка, родители отправлялись за товарами для девочек или мальчиков. И продавцы охотно предлагали им индивидуальную одежду для каждого пола, ведь так её можно продать намного больше.
Кроме того, некоторые молодые матери, которые взрослели в эпоху феминизма второй волны, сознательно отказывались от унисекс-одежды для своих дочерей. Сами лишённые в детстве кружев, кудряшек и кукол Барби, они не считали розовый цвет угрозой гендерному равенству.
Ещё один фактор, с которым связывают возвращение гендерно обусловленной одежды, — выбор самих детей. Большинство из них осознают свой пол примерно в два года, а к четырём у них формируется устойчивое представление о своей гендерной идентичности. В то же время они постоянно видят и слышат навязчивую рекламу, которая, как правило, только закрепляет социальные стереотипы. Поэтому дети могут думать, что у женщины должны быть длинные волосы и розовое платье.
В последние годы мода на нейтральные цвета снова вернулась. Отчасти это связано с тем, что концепции пола и гендера постоянно пересматриваются. Мода отражает культурные и политические убеждения поколения, которые часто определяются молодыми людьми. И если традиционные торговые сети хотят выжить, им приходится учитывать систему ценностей нового поколения, чтобы вырастить лояльных покупателей.
Так что, по сути, неважно, каким было деление сто лет назад, — исследователи согласны, что нынешний общепринятый порядок «голубой для мальчиков, розовый для девочек» набирал силу в течение всего ХХ века. И эта тенденция отражала предпочтения покупателей, как их понимали производители и продавцы детских вещей. С таким же успехом всё сейчас могло быть и наоборот.