Дэвид Финчер: чем притягивают «Бойцовский клуб», «Семь» и другие работы режиссёра

Его фильмы и сериалы привлекут поклонников запутанных историй и необычных, но живых героев.

Дэвид Финчер — общепризнанный мастер интеллектуальных триллеров в современном кинематографе. При этом режиссёр выпускает картины не слишком часто. Он выбирает лишь те проекты, которые интересны ему самому, и доводит их до идеала.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Что любопытно, начинал Финчер как автор рекламы и клипмейкер. Он создал великолепные видео на песни Who Is It Майкла Джексона, Express Yourself и Vogue Мадонны, Freedom! '90 Джорджа Майкла и многие другие.

И только в начале 1990‑х режиссёра пригласили снять его первый полнометражный фильм — третью часть франшизы «Чужой». Уже во время работы над дебютом Дэвид Финчер проявил себя как упрямый и принципиальный автор, который требует, чтобы на площадке всё соответствовало его видению. Из‑за конфликтов с продюсерами он чуть не бросил кинорежиссуру на самом старте.

Но спустя несколько лет Финчер вернулся с новой работой «Семь», за которой последовали «Игра» и «Бойцовский клуб». К концу 90‑х режиссёр уже обрёл статус мастера.

Почему нужно смотреть фильмы Дэвида Финчера

На это есть как минимум шесть причин.

1. Над его картинами хочется думать

Режиссёр совмещает в своих фильмах глубокую проработку характеров героев и запутанный сюжет. Именно поэтому ему так хорошо удаются криминальные триллеры о маньяках и прочих преступниках. Причём Финчера интересуют не сами убийства и жестокость, а образ мысли злодея, в котором обычно и пытаются разобраться главные герои.

Кадр из сериала «Охотник за разумом»

Фильм «Семь» не превращается в чистый детектив: маньяк сам появляется в середине картины, раскрывая свои жуткие мотивы. В «Исчезнувшей» одну и ту же историю рассказывают с разных точек зрения, позволяя зрителю понять логику каждого персонажа. А в «Зодиаке» всё действие сосредоточено на журналистах, которые пытаются вычислить таинственного злодея.

Апофеозом попыток автора погрузиться в образ мысли маньяка можно считать сериал «Охотник за разумом», в котором Финчер выступил исполнительным продюсером и режиссёром нескольких эпизодов. Здесь значительная часть действия состоит в том, что агенты ФБР ходят по тюрьмам и разговаривают с преступниками.

2. Его герои необычные, но понятные

Почти все картины Дэвида Финчера посвящены травмированным людям, которые переживают или перенесли в прошлом какое‑то потрясение и пытаются справиться с этим. Достаточно вспомнить безымянного главного героя «Бойцовского клуба», погрязшего в рутине и нашедшего выход в драках.

Кадр из фильма «Бойцовский клуб»

В «Комнате страха» мать с дочерью прячутся в своём доме от преступников, в «Девушке с татуировкой дракона» значительная часть жизни одной из героинь — восстановление после изнасилования. И даже в «Игре» персонаж, которого играет Майкл Дуглас, кажется успешным и состоятельным человеком, но страдает от одиночества.

Ярче всего о судьбе необычного, но очень трогательного героя Финчер рассказал в «Загадочной истории Бенджамина Баттона». В этом фильме Брэд Питт сыграл человека, живущего в обратную сторону: он родился глубоким стариком и с течением времени молодеет. За основу режиссёр взял рассказ Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, но сильно расширил его сюжет. И именно экранная версия позволяет взглянуть на нашу жизнь под необычным углом.

3. Режиссёр идеально прорабатывает картинку и саундтрек

Чтобы помочь зрителю ещё лучше погрузиться в сюжет, Финчер делает сам визуальный ряд набором подсказок. Автор часто акцентирует внимание на мелких деталях, снимая их крупным планом. Так, заставка фильма «Семь» уже показывает множество важных символов.

Кроме того, режиссёр часто играет со светом. В его картинах тёплая жёлтая цветовая гамма служит отражением доброты и человечности. При этом самые жестокие сцены происходят не только в темноте, но и при холодном белом освещении.

Сама постановка кадра в работах Финчера становится не менее важной частью сюжета и атмосферы, чем игра актёров. Помещая героя на общий план и оставляя вокруг персонажа много пустого места, режиссёр показывает одиночество и потерянность. А позиция действующих лиц в кадре может отражать доминирующее положение одного и слабость другого.

Кадр из фильма «Игра»

И даже музыка в картинах Финчера помогает зрителю погрузиться в происходящее на экране. Например, в «Зодиаке» использованы песни 1960‑70‑х годов — времени действия фильма. А к картине «Манк» композиторы Трент Резнор и Аттикус Росс записали свой авторский саундтрек на оборудовании 40‑х годов, чтобы звучание полностью соответствовало духу эпохи.

4. Он экспериментирует с форматами съёмок

Чтобы реализовать свои задумки в плане постановки кино, Финчер нередко обращается к необычным приёмам и новым технологиям. Так, в «Комнате страха» режиссёр одним из первых использовал незаметный переход от «живой» съёмки к компьютерным эффектам: камера будто пролетает через замочную скважину и ручку кофейника и двигается по этажам.

В «Зодиаке», основанном на реальном расследовании деятельности маньяка, Финчер работал над некоторыми сценами ровно в тех местах, где события происходили в действительности. Но поскольку за прошедшие годы почти весь антураж вокруг изменился, большую часть локаций приходилось редактировать на компьютере.

Но даже когда режиссёру не требуется показывать слишком сложные декорации, он зачастую делает кадр максимально необычным. В картинах Финчера камера часто облетает вокруг героев или же наблюдает за ними сверху. Причём иногда трудно заметить переход от съёмок с рук к статичным планам, а то и вовсе компьютерной модели.

5. Финчер экранизирует отличные книги

Многие картины Дэвида Финчера основаны на литературных первоисточниках. Причём режиссёр часто берёт очень популярные произведения, но серьёзно перерабатывает их. Так из небольшого рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Загадочная история Бенджамина Баттона» вырос фильм на два с половиной часа.

Кадр из фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона»

В «Бойцовском клубе» Чака Паланика режиссёр изменил финал. Но картина получилась удачной, и даже сам писатель считает, что она лучше оригинала.

Роман «Исчезнувшая» Гиллиан Флинн казался и вовсе не подлежащим адаптации. В нём большинство сюжетных поворотов основаны на «ненадёжных рассказчиках» — главные герои видят мир по‑разному. Однако экранизация именно этой книги стала самым кассовым фильмом Финчера.

Конечно же, не стоит забывать и о «Девушке с татуировкой дракона», снятой по бестселлеру Стига Ларссона. Причём фильм по книге уже выпускали в Швеции за два года до Финчера. Но он сумел сделать историю более универсальной и эстетичной.

6. Он рассказывает о реальных людях

Помимо вымышленных историй, Дэвид Финчер периодически переносит на экраны биографии интересных личностей. Иногда это происходит в рамках всё тех же детективных триллеров, как, например, в «Зодиаке» или «Охотнике за разумом». В других случаях он снимает драмы о ярких творцах.

Кадр из фильма «Социальная сеть»

Так, в сотрудничестве со сценаристом Аароном Соркиным режиссёр снял «Социальную сеть» и рассказал с экранов о становлении Марка Цукерберга — создателя Facebook*. Причём в этой картине также можно увидеть тему одиночества и потерянности главного героя. Важная для всего мира история возникновения социальной сети, проработанная драма и диалоги сделали ленту одним из важнейших фильмов начала XXI века.

А в 2020 году Финчер выпустил на Netflix «Манка» — биографию сценариста Германа Манкевича. Режиссёр много лет пытался перенести на экраны сюжет этого фильма, придуманный ещё его отцом.

С каких фильмов стоит начать знакомство с творчеством Дэвида Финчера

1. Семь

Se7en

  • Триллер, драма, детектив.
  • США, 1995 год.
  • Длительность: 127 минут.
  • IMDb: 8,6.

Опытный детектив Уильям Сомерсет собирается на пенсию. Но перед этим он должен вместе с молодым напарником Дэвидом Миллзом поймать ещё одного преступника. Загадочный маньяк убивает людей, обвиняя их в библейских смертных грехах.

Дэвид Финчер согласился снимать этот фильм благодаря банальной случайности. Эндрю Кевин Уокер написал сценарий с мрачным финалом под впечатлением от работы в Нью‑Йорке. Когда он продал идею New Line Cinema, студия решила изменить концовку на более позитивную. Но Финчеру по ошибке отправили первый вариант сюжета. Режиссёр взялся за съёмки и наотрез отказался добавлять в картину хеппи‑энд. Но именно из‑за реалистичного финала лента «Семь» превратилась в один из эталонных триллеров.

Смотреть в iTunes →

2. Бойцовский клуб

Fight Club

  • США, Германия, 1999 год.
  • Драма, триллер, криминал.
  • Длительность: 139 минут.
  • IMDb: 8,8.

Главный герой проводит жизнь на нелюбимой работе и мучается бессонницей. Однажды в самолёте он встречает торговца мылом Тайлера Дёрдена. Тот убеждает героя, что главная и единственная цель жизни — саморазрушение. Они создают «Бойцовский клуб» — тайное место, куда любой желающий может прийти просто подраться и выпустить пар. Но вскоре оказывается, что планы Тайлера намного опаснее.

В этом фильме Дэвид Финчер взялся за непростую задачу: передать в кадре субъективные ощущения рассказчика, которого сыграл Эдвард Нортон. Для этого режиссёру и команде пришлось пойти на множество хитростей. Например, с появлением Тайлера Дёрдена (Брэд Питт) бледная и мрачная картинка становится ярче и насыщеннее. При этом Нортон во время съёмок сел на диету, чтобы его персонаж выглядел всё более худым и измождённым. А Питт, наоборот, начал качать мышцы, чтобы казалось, будто один герой становится сильнее за счёт другого.

Смотреть в iTunes →

Смотреть в Google Play →

3. Зодиак

Zodiac

  • США, 2007 год.
  • Триллер, драма, детектив.
  • Длительность: 158 минут.
  • IMDb: 7,7
Кадр из фильма «Зодиак»

В США конца 1960‑х — начала 70‑х орудует маньяк по прозвищу Зодиак. После каждого убийства злодей оставляет журналистам послания, которые якобы помогут выйти на его след. Несколько сотрудников крупной газеты решают помочь полиции выяснить личность преступника. Но тот оказывается практически неуловим.

Работая над фильмом о поисках реального маньяка, Дэвид Финчер фактически сам взялся за расследование. Он пытался восстановить события по документам и информации, полученной от детективов. Продюсеры картины даже наняли частного сыщика, чтобы разыскать одну из выживших жертв Зодиака. После выхода картины полиция возобновила дело убийцы, закрытое в 2004 году.

Зрителей может смутить лишь финал. Поскольку реального Зодиака не поймали, то и картина не даёт точного ответа на вопрос о личности убийцы. А чтобы не оставлять ложных намёков, роль преступника сыграли сразу три актёра разной комплекции.

Смотреть в iTunes →

Смотреть в Google Play →

4. Социальная сеть

The Social Network

  • США, 2010 год.
  • Драма, биография.
  • Длительность: 120 минут.
  • IMDb: 7,7.

Студент Гарвардского университета Марк Цукерберг ради развлечения создаёт сайт, где можно выбирать девушек по внешней привлекательности. Вскоре его эксперимент превращается в социальную сеть Facebook*. Но коллеги подают в суд на Цукерберга, обвиняя в краже их идей.

Картину нельзя считать полностью соответствующей фактам. Она основана на книге «Миллиардеры поневоле: как создавался Facebook*, история о сексе, деньгах, гениальности и предательстве» Бена Мезрича, в которой тот совмещал реальные события с вымышленными диалогами. Но во время съёмок экранизации авторы консультировались с юристами, представлявшими интересы Цукерберга и остальных героев.

В работе над этой картиной ярко проявился максимализм Дэвида Финчера. На один только вступительный диалог потребовалось около сотни дублей.

Смотреть в iTunes →

Смотреть в Google Play →

5. Девушка с татуировкой дракона

The Girl with the Dragon Tattoo

  • США, Швеция, Норвегия, 2011 год.
  • Детектив, триллер, драма.
  • Длительность: 158 минут.
  • IMDb: 7,8.

Бизнесмен Хенрик Вангер нанимает разорившегося журналиста Микаэля Блумквиста для расследования убийства. Вот только само преступление произошло 40 лет назад. Но Блумквист вместе с гениальной хакершей Лисбет Саландер, обладающей фотографической памятью, берётся за дело и приходит к удивительным выводам.

Взявшись за экранизацию мрачного детектива Стига Ларссона, режиссёр сразу решил, что не будет убирать из сюжета сцены насилия, чтобы понизить возрастной ценз картины. Но именно такой подход позволил ему полностью передать сюжет, лишь немного сократив его под хронометраж фильма. В результате картина не только окупилась в прокате, но и получила пять номинаций на «Оскар».

Смотреть в iTunes →

Смотреть в Google Play →

6. Исчезнувшая

Gone Girl

  • США, 2014 год.
  • Триллер, драма, детектив.
  • Длительность: 149 минут.
  • IMDb: 8,1.
Кадр из фильма «Исчезнувшая»

Супружеская жизнь Ника и Эми Данн кажется счастливой, однако в пятую годовщину свадьбы жена бесследно исчезает. Изначально все улики указывают на похищение. Но постепенно полиция начинает подозревать мужа в убийстве. Правда же окажется ещё более пугающей.

Дэвид Финчер заинтересовался экранизацией одноимённой книги Гиллиан Флинн, когда прочитал черновик сценария, который написала сама автор. После этого режиссёр много консультировал Флинн, помогая ей превратить мысли героев, занимающие значительную часть истории, в визуальный ряд картины. В результате некоторые сцены из оригинала пришлось вырезать, а другие переделывать множество раз. Но лента сохранила дух романа и стала одним из самых успешных триллеров последнего десятилетия.

Смотреть в iTunes →

Смотреть в Google Play →

Какие ещё фильмы Дэвида Финчера можно посмотреть

1. Чужой‑3

Alien³

  • Триллер, фантастика, ужасы.
  • США, Великобритания, 1992 год.
  • Длительность: 115 минут.
  • IMDb: 6,5.

После событий второго фильма космический корабль лейтенанта Рипли терпит крушение на планете‑тюрьме, в которой содержат только мужчин. Вместе с гостьей туда попадает и опасный ксеноморф, который начинает охотиться на заключённых. Чтобы уничтожить его, всем придётся объединить силы.

Ещё до прихода Дэвида Финчера с третьей частью знаменитой франшизы начались проблемы. Сценарий неоднократно переписывали, полностью меняя весь сюжет. Начинающий режиссёр сумел превратить фантастический хоррор в камерную и очень напряжённую историю, в которой часть действия даже показывают от лица самого монстра.

Со временем «Чужой‑3» стал таким же культовым фильмом, как и первые две части. Вот только сам Финчер не слишком любит вспоминать об этой картине, поскольку во время съёмок ему приходилось постоянно спорить с продюсерами и отстаивать своё видение истории. Именно с тех пор режиссёр требует, чтобы ему давали полный контроль над фильмами.

Смотреть в iTunes →

Смотреть в Google Play →

2. Игра

The Game

  • США, 1997 год.
  • Триллер, драма, детектив.
  • Длительность: 129 минут.
  • IMDb: 7,7.

Николас Ван Ортон — успешный, но совершенно одинокий бизнесмен. Однажды по совету брата он ввязывается в необычную игру, которая должна помочь снова ощутить вкус к жизни. Герою нужно искать подсказки и продвигаться к какой‑то цели. Но с каждым этапом становится всё понятнее, что затея может стоить ему жизни.

Дэвид Финчер планировал начать съёмки этого фильма ещё после «Чужого‑3», но переключился на фильм «Семь» и вернулся к работе только после выпуска этого знаменитого триллера. На его фоне «Игра» может показаться более мейнстримной, но только на первый взгляд. Режиссёр попытался нарушить правила сюжетов‑головоломок: действие обманывает не только главного героя, но и самого зрителя. А важнее всего то, что картина затрагивает тему поисков себя и перерождения.

Смотреть в iTunes →

Смотреть в Google Play →

3. Комната страха

Panic Room

  • США, 2002 год.
  • Драма, триллер, криминал.
  • Длительность: 107 минут.
  • IMDb: 6,8.
Кадр из фильма «Комната страха»

Мэг Олтман переезжает вместе с дочерью Сарой. В их новом большом доме, который раньше принадлежал миллионеру, есть «аварийная комната». Если внутри кто‑то запирается, в неё невозможно попасть снаружи. Именно там приходится укрываться героиням, когда в дом врываются преступники во главе с внуком предыдущего владельца.

В первых работах Финчера действие чаще всего развивалось во множестве разнообразных локаций. Но когда режиссёр приступил к работе над «Комнатой страха», он решил показать всего лишь ночь в одном доме. Вместе с декорацией, построенной в павильоне, создатели картины сделали и полноценную компьютерную модель жилища главных героинь. Это позволило режиссёру комбинировать реальные кадры с графикой и полностью контролировать все передвижения камеры.

Смотреть в iTunes →

Смотреть в Google Play →

4. Загадочная история Бенджамина Баттона

The Curious Case of Benjamin Button

  • США, 2008 год.
  • Драма, фантастика.
  • Длительность: 166 минут.
  • IMDb: 7,8.

В последний день Первой мировой войны рождается очень необычный ребёнок Бенджамин Баттон, который выглядит как глубокий старик. Отец сдаёт его в дом престарелых, где за мальчиком ухаживает добрая медсестра. Вскоре оказывается, что Бенджамин живёт словно наоборот: с каждым днём он молодеет.

Разумеется, в этой картине больше всего внимания привлекает к себе невероятный образ Брэда Питта, сыгравшего главную роль. По словам самого актёра, его гримировали по 5 часов в день, чтобы добиться большего правдоподобия. Но всё равно внешность пришлось дорабатывать на компьютере. Это сделало «Загадочную историю Бенджамина Баттона» настоящей вехой в развитии компьютерной графики.

Фильм получил 13 номинаций на «Оскар» (рекордные 14 были всего у трёх картин в истории), но проиграл в основных категориях «Миллионеру из трущоб» Дэнни Бойла. Хотя премии за грим, визуальные эффекты и работу художника‑постановщика всё же заслуженно ушли творению Финчера.

Смотреть в iTunes →

Смотреть в Google Play →

5. Манк

Mank

  • США, 2020 год.
  • Драма, биография.
  • Длительность: 131 минута.
  • IMDb: 6,9.
Кадр из фильма «Манк»

Талантливый, но опальный сценарист Герман Манкевич после автомобильной аварии отправляется на отдалённое ранчо. Там он берётся за работу над дебютным фильмом молодого режиссёра Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». Сценарист решает добавить в основной сюжет свои личные воспоминания.

Финчер мечтал снять этот фильм на протяжении многих лет, но студии не позволяли ему выпустить чёрно‑белую картину с неспешным сюжетом. Ситуацию спас Netflix: режиссёр много сотрудничал с платформой, и ему дали полную свободу действий. Тогда Финчер взялся за сценарий о золотой эпохе Голливуда, который написал его отец. Визуальный ряд «Манка» копирует съёмки самого «Гражданина Кейна», позволяя ещё лучше погрузиться в атмосферу.

На какие сериалы Дэвида Финчера стоит обратить внимание

1. Карточный домик

House of Cards

  • США, 2013–2018 годы.
  • Драма, триллер.
  • Длительность: 6 сезонов.
  • IMDb: 8,7.

Целеустремлённый, а иногда и жестокий конгрессмен Фрэнк Андервуд планирует дойти до самых вершин власти. Для начала он метит на пост госсекретаря, помогая коллеге стать президентом. Но тот в итоге предаёт Фрэнка и отказывает ему в должности. Тогда герой решает мстить.

Этот проект стал первым собственным сериалом платформы Netflix. Кроме того, именно «Карточный домик» выпустили в новом формате — весь сезон за один день. Продюсировал его Дэвид Финчер. Он же снял первые два эпизода, задав стиль всему проекту.

Сейчас уже многие забывают, что «Карточный домик» основан на одноимённом британском сериале. Но этот тот редкий случай, когда ремейк оказался лучше оригинала. Впечатления некоторым зрителям испортил лишь финальный сезон: в нём пришлось сменить главного героя, поскольку Кевина Спейси уволили после обвинений в сексуальных домогательствах.

2. Охотник за разумом

Mindhunter

  • США, 2017–2019 годы.
  • Триллер, детектив, драма.
  • Длительность: 2 сезона.
  • IMDb: 8,6.


В конце 1970‑х специальные агенты ФБР Холден Форд и Билл Тенч разрабатывают новое направление расследований. Они опрашивают находящихся в заключении серийных убийц и пытаются понять их образ мысли. Это должно помочь им вычислить маньяков, которых ещё не поймали.

Ещё один совместный проект Дэвида Финчера и стримингового сервиса Netflix основан на одноимённой книге Джона Дугласа и Марка Олшейкера. Те же, в свою очередь, пересказывали реальные события, давшие старт новым методам расследования ФБР. Из‑за сложной структуры и неспешного действия рейтинги «Охотника за разумом» оказались не слишком высокими, и сериал закрыли после второго сезона. Но среди поклонников детективов и триллеров проект моментально стал культовым.

3. Любовь, смерть и роботы

Love, Death & Robots

  • США, 2019–2021 годы.
  • Ужасы, фантастика, комедия, драма.
  • Длительность: 2 сезона.
  • IMDb: 8,5.
Кадр из мультсериала «Любовь, смерть и роботы»

Каждый эпизод анимационной антологии рассказывает свою историю. Иногда они посвящены технологиям будущего, иногда — мистическим существам. Причём у серий не только своя атмосфера, но и уникальный видеоряд.

Дэвид Финчер и Тим Миллер ещё в нулевых пытались запустить новую анимационную антологию, вдохновлённую классическими комиксами Heavy Metal. Но тогда ни одна студия не согласилась на рискованный проект. Сотрудничество с Netflix помогло режиссёрам реализовать задумку. Причём они превратили шоу в настоящую кузницу кадров, собрав аниматоров со всего мира. Поэтому серии различаются по сюжету и подаче.

А какие работы Дэвида Финчера нравятся вам? Поделитесь в комментариях.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Чужой-3»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Timoteo Cirkla
20.11.21 19:49
Но "Девушка с татуировкой дракона" Финчера таки проигрывает оригинальному шведскому фильму 2009 года, режиссёра Нильса Ардена Оплева.
Алексей Хромов
21.11.21 13:39
По качеству постановки — нет.
Timoteo Cirkla
21.11.21 17:45
Спорно. Но по прописанности персонажей таки можно судить. В финчеровской версии тот же опекун Лисбет - это такой дурак с животом лет пятидесяти. А по оригинальной версии - это такой дядька при должности, может, бизнесмен, который пользуется своим положением, в общем рисуется извращенец.