«Рыбья кость»: простой способ найти решение проблемы

Японский метод, разработанный в 1952 году, который поможет вам чётко увидеть проблему и понять, что делать дальше. Рассказывает Владимир Малафеев.

Владимир Малафеев
Сертифицированный бизнес-тренер. Знает, как из очень сложного сделать понятное для всех. Соединяет теорию и практику для решения вопросов бизнеса.

Любой человек время от времени сталкивается с препятствиями и проблемами на своём пути. Достаточно часто люди в ответ на какой-то вызов начинают быстро что-то делать, при этом не до конца понимая причины сложившейся ситуации. Они пытаются избавиться от симптомов, а не найти причину болезни и исправить её.

Кто-то скажет в ответ: «Если ты при смерти, о причинах некогда думать — спасаться надо». Да, это правда, но как часто мы находимся в критических обстоятельствах для нашего бизнеса? Не так часто. Значит, время для рассуждения и оценки ситуации всё-таки есть.

Например, у руководителя небольшого отдела из 10 человек увольняется сотрудник. Тихо-мирно, поэтому руководитель особенно и не пытается выяснить, в чём причина увольнения, и сразу нанимает нового сотрудника взамен старого.

Спустя какое-то время увольняется ещё один сотрудник. Теперь руководитель начинает искать причины, и оказывается, что из-за третьего сотрудника, который ещё работает в отделе, эмоциональный климат в коллективе резко ухудшился.

В итоге руководитель увольняет самодура и ситуация выравнивается, но к этому времени ему пришлось потерять двоих сотрудников, к тому же он потратил время и деньги компании, чтобы найти им замену.

Добавьте сюда же адаптацию нового сотрудника, которая займёт от 2 недель до 2 месяцев: в этот период его эффективность будет низкой. Также стоит учитывать раздражение «старших» коллег, которым придётся учить новых сотрудников, тем самым отвлекаясь от своей непосредственной деятельности.

В итоге скороспелое решение без анализа ситуации снизило эффективность отдела на несколько месяцев. Если это произошло в низкий сезон для нашего бизнеса, то это не так критично. А если в высокий? В таком случае мы сами создали ситуацию, когда о причинах уже задумываться некогда.

Существует достаточно большой перечень инструментов для оценки причин, но сегодня будем говорить о диаграмме, разработанной японским химиком Каору Исикавой. Метод был создан в 1952 году, то есть этот инструмент используется давно и считается одним из самых проверенных. В базовом варианте он предназначен для групповой работы, но ничто не мешает вам использовать его индивидуально — я делаю именно так.

Диаграмма Исикавы (ещё её называют «рыбья кость») — это график, на котором представлены все факторы, которые могли повлиять на возникновение проблемы.

Если разобраться, то применить эту диаграмму для выявления причин проблемных ситуаций может любой.

Шаг первый. Чётко описать проблему

Например, падение продаж в магазине. Рисуется квадрат («голова рыбы»), куда мы вписываем проблему.

Шаг второй. Определить основные факторы

Определяете основные факторы («кости хребта»), которые повлияли на развитие проблемы: люди, методы и техники (этапы продаж), внешняя среда (конкуренты душат демпингом), товар (продаём ширпотреб) и так далее. Обычно таких факторов не более шести.

Шаг третий. Описать основные факторы подробнее

Для каждой «кости хребта» уточняем, в чём именно недостаток. Например, сотрудникам не хватает навыков установления контакта во время продажи (желательно расписать, каких конкретно навыков).

Шаг четвёртый. «Анализируй это»

Оцените влияние каждого фактора второго уровня в процентах или по 10-балльной шкале. Сложите полученные цифры в рамках одного основного фактора. «Кость» с самым большим результатом и является основной причиной той ситуации, в которой мы с вами оказались. С ней нужно работать в первую очередь.

Время начать разработку мероприятий по уменьшению влияния этого фактора согласно вашим приоритетам.


Если вы будете придерживаться этого несложного метода, принимать правильные решения в неблагоприятных ситуациях станет значительно проще: вы чётко будете понимать, в чём причина сложившихся обстоятельств и что необходимо исправить.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Mirsoch.ru
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Sergio Samsonov
30.11.16 15:16
Сомнительно, чтобы начальники крупных отделов читали Лайфхакер, а мелкие менеджеры опять наслушиваясь это бреда начнут корчить из себя "Сертифицированных бизнес-тренеров" и останутся без работы насущней. Все проблемы сотрудников из-за лени и несобранности, весь личный негатив и проблемы они должны оставлять дома на диване, а если хотят деньги получать, то пусть молча делами занимаются. Вот и вся проблема. Диаграммы, графики, рисунки - все это хлеб маркетологам и бесполезные костыли обычным работникам, чтобы продолжать на этом зарабатывать.
Алексей Пономарь
01.12.16 08:23
Можете не сомневаться, читают.
Sergio Samsonov
01.12.16 09:24
Вы не согласны со мной? Продолжите врать себе и окружающим? "Рыбья кость" серьезно? Таблицы и графики решают человеческие проблемы? "О, нарисую табличку. Так, посмотрим, что же по итогам...и...точно! Василий Иванович зажравшийся ленивый инженер, которому пора на пенсию, и на графике это ясно написано". А график поможет решить проблему характера Василия Ивановича? Конечно нет, ведь он ленивый потому что старый и работает больше 20 лет по профессии, а это способствует какому никакому да опыту и уволить его будет не рентабельно для компании, потому что его знания всегда по делу. Опыт покрывает лень. Но это конечно все благодаря графику с табличкой. Надо человеком быть и немного психологом, а не бизнес-тренером, чтобы решать такие вопросы. Не в одном учебном заведении не учат человечности, поверьте мне.