Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Новости
Жизнь
Рецепты
Здоровье
Кино
Технологии
Покупки
Лучшее
Новости
Жизнь
Рецепты
Здоровье
Кино
Технологии
Покупки
Реши за меня
Добрые новости
Стыдные вопросы
Есть мнение
Норм или стрём
Личный опыт
Объясняем за минуту
Сервисы
КнигиУстройства
6 февраля 2014

E‑Ink против LCD: на чем удобнее читать?

Когда речь заходит о чтении электронных книг, оказываешься перед выбором: E-Ink или LCD? Kindle Paperwhite или, к примеру, iPad? Что лучше? Попробуем разобраться.
Фото автора Настя Радужная
Настя Радужная

Автор Лайфхакера

E-Ink против LCD: на чем удобнее читать?

E‑Ink vs LCD: технические характеристики

E‑Ink (электронная бумага, электронные чернила) – технология отображения информации, имитирующая печать на бумаге. В ее основе физическое явление – электрофорез. Изображения на электронной бумаге формируются в отраженном свете, благодаря чему отсутствует мерцание и потребляется мало энергии (она требуется только для смены изображения, например, при перелистывании страниц). Текст на электронной бумаге выглядит точь-в-точь, как на обычной.

⭐ Отметьте Лайфхакер галочкой в избранных источниках Google: так вы чаще будете видеть проверенные статьи и поддержите нас.

Жидкокристаллический дисплей (ЖК, LCD) – это плоский дисплей на основе жидких кристаллов. ЖК-дисплеи используются для отображения информации с компьютеров, ТВ, смартфонов, планшетов и других гаджетов. Для формирования изображения используется просвет матрицы. Поэтому LCD-дисплеи излучают свет. Зато у них широкий цветовой спектр и высокая скорость обновления. Можно играть в игры, смотреть видео.

Это теория. На практике разница технологий E‑Ink и LCD означает следующее:

  • Солнце. Устройства с электронными чернилами идеальны для тех, кто любит одновременно читать и греться на солнце. В отличие от ЖК-дисплеев, они не бликуют, текст не высвечивается, виден четко, как на обычной бумаге.
  • Ночь. Еще несколько лет назад возможность читать в темноте была главным преимуществом читалок с LCD дисплеями. Но с появлением на E‑Ink-устройствах подсветок, эта карта бита.
  • Энергопотребление. Читалки и планшеты с жидкокристаллическими экранами нужно заряжать каждый день или через несколько дней (в зависимости от модели). E‑Ink-читалки живут без подзарядки от недели до нескольких месяцев. Kindle Paperwhite обещает до 8 недель на одной зарядке (с включенной подсветкой), iPad mini с дисплеем Retina – всего 10 часов автономной работы.
  • Цена. E‑Ink-устройства дешевле планшетов. К примеру, Kindle Paperwhite на Amazon’е стоит $139.00. Nexus 7 (16GB) – $229.

E‑Ink vs LCD: стиль чтения

Но если читалки с электронными чернилами так хороши, почему некоторые книголюбы покупают планшеты с ЖК-дисплеями? Наверное, потому, что им просто читать – мало.

Каким бы продвинутым ни было E‑Ink-устройство, его основная и единственная функция – чтение. Между тем, стиль чтения у всех разный. Кто-то читает потоково, а кто-то любит делать перерывы на то, чтобы проверить электронную почту, поиграть, послушать музыку. В этом планшеты с ЖК-дисплеями выигрывают.

Также, если вы любите книжки с цветными картинками, E‑Ink не для вас. Существуют цветные электронные чернила, но устройства на их основе редки и дороги. Kyobo eReader при выходе на рынок стоил порядка $310, примерно такая же средняя розничная цена у недавно появившегося PocketBook Color Lux.

Кроме того, если вам нравится, вычитав остроумную цитату, сразу ее затвитить, то на планшете с шустрым ЖК-дисплеем будет все же удобнее. Wi-Fi в читалках с электронными чернилами предназначен, главным образом, для обновления «библиотеки», а не для общения в социальных сетях.

E‑Ink vs LCD: зрение

Многие утверждают: электронная бумага снижает нагрузку на глаза, из-за отсутствия излучения можно читать долго и глаза не устанут. Сторонники LCD-дисплеев парируют – а часами сидеть за компом глаза не болят?

На самом деле, в 2012 году было проведено исследование, которое положило конец спорам. Ученые пришли к выводу, что с офтальмологической точки зрения нет никакой разницы между чтением с E‑Ink-устройств и чтением с планшетов с LCD-экранами. Правда, если речь идет о современных гаджетах с ЖК-дисплеями высокого разрешения. Кроме того, подразумеваются «идеальные» условия, когда на экран не падает свет и он не бликует.

Таким образом, казалось бы, E‑Ink-читалки однозначно выигрывают у устройств вроде Kindle Fire или Nook HD, если речь идет сугубо о чтении. Они дешевле и удобнее.

Но! Если, помимо книг, вам нужны еще и браузер, приложения, соц.сети, то, очевидно, что выбирать девайсы с электронными чернилами неразумно – они слишком «медлительны» для этого.

Вероятно, все зависит от ваших целей.

На ваш взгляд, что же лучше: E‑Ink или LCD? Приглашаем книголюбов подискутировать в комментариях.

Обложка: scyther5/Shutterstock.com
Источник: www.howtogeek.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Это интересно
Как поддержать близкого, который бросает курить, и не испортить отношения

Как поддержать близкого, который бросает курить, и не испортить отношения

Передовые инженерные школы России

3 места в России, где учатся инженеры, о которых мечтают крупные корпорации

Как сделать жизнь в своём районе комфортнее: 6 простых способов

Как сделать жизнь в своём районе комфортнее: 6 простых способов

Построить карьеру просто: 5 классных возможностей для тех, кто начинает свой путь на рынке труда

Построить карьеру просто: 5 классных возможностей для тех, кто начинает свой путь на рынке труда

Комментарии
Fantalis
06.02.14 19:47
для чтения книг я думаю лучший вариант это использования E-INK книг, lcd дисплей реально напрягает,отвлекаешься на ненужные вещи (twitter, facebook и т.д.) делаешь всё коме чтения:) сам пользуюсь Pocketbook-ом
Сергей
06.02.14 19:54
Прочитал эту статью на e-ink читалке. Да, серьезно, отправил ее через readabilty на свой Kindle 5. Книги тоже только там читаю. Ну почти только, иногда на букмейте, когда нет возможности залить на киндл. И я считаю что E-ink — одна из самый полезных и здоровьесберегающих технологий за последнее время (в сфере экранчиков).
John Doe
06.02.14 20:07
Бумага лучше.
Pavel Kiselyov
06.02.14 20:43
E-ink или бумага,не могу читать художественные произведения на LCD. В последнее время стал замечать,что выбор E-ink читалок в магазинах мобильных устройств (типа евросети или связного) очень мал
Юрий Карпов
06.02.14 21:10
Для сёрфа, djvu и Pdf форматов - однозначно IPS дисплей. Для всего остального есть e-paper. П.с. Ах да, еще epub отлично читается через "Google books".
Артём Шубин
06.02.14 21:56
Лайфхакеры, я один заметил, что при обновлении на ярком солнце (когда лучи полуденного солнца прямо ложатся на страницу) текст получается блеклым? При этом, если затенить рукой часть текста, то в тени он обновляется "как надо" и не "выгорает". Проводил эксперимент много раз, летом работает на 100%! У всех так?
Eugen Troshyn
06.02.14 22:04
Зависит от книжки, может, на киндл 5 не замечал такого. Перестал читать статьи на книжке после покупки IPS монитора, книги читаю на ридере, просто устройство лишено всякого информационного шума.
Gary
06.02.14 23:52
Какой девайс?
Артём Шубин
07.02.14 00:29
PocketBook 612 pro, кажется... у которого ввод еще только пером был
Денис Никифоров
07.02.14 00:00
Могу сказать, что я в жизни так много не читал, как после покупки айпада. Маме купил Kindle Paperwhite, так что есть, с чем сравнить. Единственное, что важно - чтобы не болели глаза от экрана, тогда ни зрение падать не будет, ни голова болеть. Вообще, концепция читалок смотрится уже архаично, они без вопросов выигрывают у дешевых планшетов с непонятно какими экранами, а вот с нормальными планшетами, от которых не вылезают глаза, им тягаться трудно.
Gary
07.02.14 00:09
Имею Paperwhite и iPad 2. После таблетки глаза устают конкретно, после Kindle - почти нет. Но, конечно, надо бы попробовать что-то с современным экраном.
Денис Никифоров
07.02.14 00:13
У меня такая же картина. От iPad 2 у меня лично глаза не болели вообще никогда, но знаю, что бывает по-разному, поэтому надо подбирать устройство по своему восприятию. Ну, и по деньгам)
Alexandr
07.02.14 00:27
Всегда смешили утверждения, что поток света от Eink, лучше для глаз, чем поток света от LCD. Это противоречит даже здравой логике, не говоря уж про медицину. Eink были лучше, чем ЭЛТ при мерцании в 60 Гц, но те времена давно прошли. Для глаз никакой разницы нет. Дело исключительно в удобстве. Мне приятнее и удобнее читать на Eink (если брать только чтение). Но чаще я читаю на LCD. Просто потому, что одновременно с чтением, часто нужна и почта и интернет.
Gary
07.02.14 01:27
- e-ink, как и бумажная книга, использует отраженный свет, собственного источника нет - частота обновления экрана iPad до сих пор 60 Гц :)
Анна Штример
07.02.14 10:16
Да, но на e-ink сейчас все чаще делают подсветку экрана, полностью не отключающуюся, при этом.
Alexandr
07.02.14 12:42
"отраженный" свет или "неотраженный" - это один и тот же свет. Влияние света на глаза от отражения не меняются. Я уж и не говорю про то, что в LCD подсветка стоит сбоку и на выходе экрана всё тот же "отраженный" свет. Который, как некоторые до сих пор думают "полезнее". В LCD мониторах, свет возникает в лампах подсветки, которые в любом случае имеют частоту выше 150 Гц. Для LCD мониторов хоть и указывается частота обновления, она означает скорость смены картинки самой матрицы, а не количество световых импульсов в секунду как это было с ЭЛТ. Это не мерцание. Поэтому та частота, которая написана для LCD никакого значения для глаз не имеет. Более того, если вы используете для подсветки e-ink устаревшие лампы дневного света, то получаете в глаза "отраженный" мерцающий свет, вредный для глаз. И в этом случае LCD экраны полезнее.
malbertn
07.02.14 12:45
Свет он и в Африке свет, это вы правильно говорите. Только отраженный свет (e-ink) и источник света (LCD) - это все равно что свет от Луны (отраженный свет) и Солнца (источник света).
Alexandr
07.02.14 13:27
Совершенно верно, свет от Луны и Солнца одинаков. Разумеется если не говорить про интенсивность, также, как мы и не говорим про установленную яркость. Еще доступнее сравнить свет от Солнца напрямую и отраженным от зеркала.
malbertn
07.02.14 14:14
Отраженный свет Солнца от зеркала - это не тот же отраженный свет Солнца от бумажной книги, так что это сравнение не совсем тут подходит.
Alexandr
07.02.14 17:54
Почему же не подходит, если физические свойства света одинаковы? Источник света один и тот же.
Gary
07.02.14 20:06
Свойства прямого и отраженного света не могут быть похожими по как минимум двум причинам. 1. При отражении меняется спектр. 2. Отраженный свет приходит в глаз не напрямую, узким пучком, а с разных направлений, так что нагрузка на сетчатку поменьше, и различать картинку комфортнее.
Alexandr
08.02.14 00:47
При отражении от зеркала никакой спектр не меняется, и свет приходит в глаз точно таким же пучком, как и напрямую. Т.е. важно не то, "отраженный" свет или "прямой" - никакого значения это не имеет - а то, какие физические свойства света, влияющие на глаза при чтении на разных устройствах. Приведенные выше исследования показывают, что для глаз не имеет значения с какого устройства читать. Однако эти допотопные предубеждения в народе еще существуют.
Gary
08.02.14 01:35
1. Какое еще зеркало? Вы с зеркала читаете? А все остальные предметы меняют и спектр (окрашивание), и ширину пучка (рассеяние + неровности отражающей поверхности), если только Вы не подсвечиваете себе лазерным лучом, который монохромен. Все это есть в школьном учебнике физики. 2. Я с уважением отношусь к исследованиям по ссылке (хотя, надо сказать, никаких деталей там не приведено) и лишь заявляю, что для меня разница между LCD и e-ink большая. То же пишут и другие комментаторы. Если Вам угодно называть наше мнение "допотопными убеждениями", so be it.
Alexandr
08.02.14 15:59
На примере с зеркалом я пытался на наиболее доступном уровне объяснить, что дело не в отражении. Если не получилось понять, то это не проблема, не беспокойтесь, многие люди живут с этим. Дело не в разнице экранов - разговор был не об этом, любые два предмета разумеется различны, о чем все и писали. Разговор был о вреде для зрения, и в этом ваше личное мнение, как не специалиста, не имеет никакого значения.
Yury Goltsman
17.02.14 00:48
Мы имеем дело отнюдь не с зеркалом. Если вы хотите почувствовать разницу между отраженным и прямым светом, то проведите простой эксперимент. Не будем брать солнышко, оно может глазки попортить. Возьмем обычную лампу накаливания. Посмотрите прямо на лампу. Затем возьмите лист бумаги или экран читалки и посмотрите на свет лампы отраженный от них. Почувствуйте разницу. Можете поиграться с расстояниями, но в любом случае отраженный рассеянный свет всегда будет мягче прямого, бьющего в глаз. Конечно экран планшета тоже частично рассеивает проходящий свет, но не настолько, насколько это делает экран читалки при его отражении.
Alexandr
17.02.14 04:44
Вы перепутали понятия «отраженный» и «рассеянный» «Отраженный» свет точно такой же, как и прямой, как и исходный — посмотрите на зеркало. «Рассеянный» отличается от прямого тем, что в отличии от него отражается от многих источников (неровной (матовой) поверхности) либо при отражении, либо проходя через них, с одинаковым результатом — линия света меняется от прямой. Степень «рассеивания» можно сделать любую — посмотрите на матовую лампочку. На планшете свет точно такой же, как и на e-ink — «рассеянный». «Мягкость» определяется яркостью и контрастностью, которую вы настраиваете под себя на планшете, или регулируете внешним источником на e-ink. Вы можете потренироваться с кнопками на мониторе и настроить себе точно такую же «мягкость», цвет, яркость и контрастность, как на газетном листе — просто поместите их рядом. Никакого другого, «прямого» света на планшетах не существует, именно поэтому для глаз нет разницы, что и подтверждают исследования.
Gary
17.02.14 05:40
Yury Goltsman, Alexandr никогда не сдается, даже если для победы приходится нести ахинею. С ним проще не спорить.
Alexandr
17.02.14 05:48
В тех случаях, когда вы воспринимаете за ахинею прописные истины, следует молчать и слушать, а не спорить.
Gary
17.02.14 06:20
... а еще он любит поучать. :))
Александр с
07.02.14 00:28
китайский планшет за 6 тыс с ретиной - маст хэв для меня.Экран 9.7 против 7 дюймов у большинства читалок — больше экран-больше шрифт-больше шрифт- глаза меньше напрягаются.
Александр с
07.02.14 00:31
и удобней тыкать по словам если вы учите ин. язык.
Olga Kozlovska
07.02.14 04:04
Я прямо аж на нетбук пересела, чтобы написать этот комментарий :) Очень хотелось бы посмотреть на анализ лсд и е-инк гаджетов еще и под таким углом - в связке с чем их лучше использовать. Использую е-инк книгу в связке со смартфоном с большим экраном. У меня даже выработался вечерний расслабляющий ритуал на этой почве. Тут действует принцип - котлеты отдельно, мухи отдельно. Вечером после рабочего дня, сидя на диване, начинаю со смартфона: 1. Смотрю, что новенького в соц. сетях. Друзья рекомендуют статьи? Открываю в браузере и одним кликом отправляю на Киндл. 2. Потом в браузере обязательно захожу на ЛХ и еще 3-4 сайта, которые читаю ежедневно. Еще 5 статей отправляются из браузера на читалку. 3. Открываю Feedly, который уже подтянул публикации блогеров. Оттуда тоже что-то закидываю в Kindle. Ушло максимум 20 минут. И порция информации на сегодня сформирована. До сна осталось 2 часа. Для меня очень важно выспаться, чтобы быть энергичной утром. Поэтому я стараюсь следовать одному из главных правил здорового сна - прекратить пялиться в экран перед сном :) Дальше перехожу к самому сладкому - к чтению. 1. В первую очередь - статьи. 2. Далее 15% книги (прямо, как тут советовали:). Чаще всего по будням это книги МИФ, на выходных - худ.литература (могу проваляться целый день с книжкой). 3. Последний важный пункт. Что я делаю: когда читаю (я ж не просто так, я занимаюсь самообразованием, а материал нужно как-то закреплять, но так чтоб не перенасыщать себя информацией, а в результате генерить идеи) - хайлайтю цитаты и делаю заметки, если пришли идеи. ОБЯЗАТЕЛЬНО: утром на работе еще раз смотрю выделенное - сразу понятно, что важно и что даже можно сразу обсудить по-живому с коллегами. Вот такая система. А вот как люди сидят на планшете, и у них не болят глаза, не отвлекают постоянные уведомления - я не знаю :)
malbertn
07.02.14 11:53
"Открываю Feedly, который уже подтянул публикации блогеров. Оттуда тоже что-то закидываю в Kindle" Как напрямую из Feedly можно кидать статьи в Kindle? "Чаще всего по будням это книги МИФ" - у МИФ очень много различных книг, начиная от детской литературы и энциклопедий, заканчивая книгами для web-дизайнеров и спортсменов. Вы все книги МИФ'а подряд читаете или хотите получить книжку в подарок?)
Olga Kozlovska
07.02.14 19:18
Как закидываю на Киндл: в Feedly-Chrome-Send to Kindle Более удобного способа пока еще не придумала. Пробовала настроить через теги и ifttt, но работает коряво. Меня больше интересует бизнес-литература. На мой взгляд у МИФа она самая классная. Поэтому у них все и беру. Там читать-не перечитать. Можно в другое место и не ходить. Ну, вы сами знаете.
Os Elena
07.02.14 11:17
Лет пять назад прочитала 2 романа с компьютера (экран был старый). После этого не могу читать больше 20 минут с экрана монитора - резь в глазах. Купила 4 года назад книгу на эл.чернилах (кстати, покетбук, и на солнце он бледнеет, а сони не бледнеет) и могу читать сутками и ничего. И, действительно, не думаю о зарядке. Так что я за чернила!
Илья Томилин
07.02.14 11:19
Вопрос в заголовке весьма четкий — на чем удобнее *читать*. Если речь идет именно о чтении, а не сопутствующих ему процессах (затвитить цитату или прерваться на посидеть в соцсетях), то конечно лучше e-ink. Про вред для глаз уже сто раз сказали, но есть еще один момент: Лично для меня чтение — это процесс размеренный и в какой-то степени даже медитативный. Поэтому отвлекаться на новые сообщения в соцсетях, почту и прочее я не хочу. Правильно Olga Kozlovska говорит: мухи отдельно, котлеты отдельно. Надоело читать — отложи книгу и возьми планшет или смартфон.
Владимир Скрицкий
07.02.14 12:06
Параллельно надо задать вопрос: ЗАЧЕМ ВЫ ЧИТАЕТЕ? 1) Если для РАЗВЛЕЧЕНИЯ (худ. лит.), то однозначно E-INK. E-Ink — легче, долго держит заряд. 2) Если читаете для РАЗВИТИЯ / ОБУЧЕНИЯ, то LCD. Будет необходимость копировать цитаты, делать заметки и пр. Тут не обойтись без Evernote и др. И обязательно «захомяченные» статьи ЛХ на getpocket.)))
Сергей
07.02.14 14:17
Ничто не мешает записывать цитаты и заметки в блокнот. Обычный бумажный блокнот. Обычной ручкой.
Александр Юрьевич Бондаренко
07.02.24 12:05
насчет полегче можно и поспорить... меня сильно удивило что последний onyx boox darwin 9 на шесть дюймов всего лишь на 20 г. легче чем мой планшет-телефон на 7 дюймов. при почти равном разрешении (у планшета больше)
Yura Petrov
07.02.14 18:19
Сам користуюсь ПокетБуком - для читання саме те
Дмитрий Безвощук
08.02.14 16:39
Большинство книг, которые я читаю - в pdf формате. Поэтому - планшет, и соответственно LCD экран.
Димка Вильшанский
09.02.14 16:04
Ребят, а если документе не только текст присутствует, а еще цветные рисунки, графики, формулы, схемы.Тогда точно ридер не подходит? сам колеблюсь между планшетом и ридером.
Aleh Aleh
18.02.14 11:29
Несколько лет читаю с ЛСД и ни какого дискомфорта не чувствую.
Gary
18.02.14 19:52
Ну, в Вашем случае, ощущения должны быть только положительными... :)))
Eternal Silence
21.09.15 15:36
Только женщина может сравнивать читалку, айпед и андроид. Дальше читать не стал.
Что вы могли пропустить
В «2ГИС» появились анимированные животные и видеогиды с Николаем Дроздовым
В «2ГИС» появились анимированные животные и видеогиды с Николаем Дроздовым
0
11:10
Новости
Технологии
«ГдеБЕНЗ»: в России запустили народную карту заправок, где есть бензин — её поддерживают сами водители
«ГдеБЕНЗ»: в России запустили народную карту заправок, где есть бензин — её поддерживают сами водители
0
10:26
Веб-сервисы
Новости
Apple может поднять цены на iPhone — вслед за MacBook и iPad
Apple может поднять цены на iPhone — вслед за MacBook и iPad
0
Вчера
Новости
Технологии
Где искать модели для 3D-принтера: 10 лучших сайтов, чтобы напечатать всё
Где искать модели для 3D-принтера: 10 лучших сайтов, чтобы напечатать всё
0
Вчера
Ликбез
Технологии
LG представила RONi — первый в мире робот-пылесос с двойной системой подачи пара
LG представила RONi — первый в мире робот-пылесос с двойной системой подачи пара
0
Вчера
Новости
Устройства
Объясняем за минуту: как запретить Gemini копаться в вашей почте Gmail — и нужно ли это делать в России
Объясняем за минуту: как запретить Gemini копаться в вашей почте Gmail — и нужно ли это делать в России
0
28 июня
Технологии
Технологии
Hyundai и Kia создали систему дезинфекции салона авто — она устраняет даже запахи
Hyundai и Kia создали систему дезинфекции салона авто — она устраняет даже запахи
0
27 июня
Новости
Технологии
Осенью Apple выпустит более 15 новых гаджетов, включая iPhone Ultra и колонку с экраном
Осенью Apple выпустит более 15 новых гаджетов, включая iPhone Ultra и колонку с экраном
0
27 июня
Новости
Устройства
Phosgo показала первый электровелосипед с солнечными панелями и ИИ
Phosgo показала первый электровелосипед с солнечными панелями и ИИ
0
27 июня
Новости
Устройства
Илон Маск намекнул, что Neuralink готовится к тестам «телепатии» между людьми
Илон Маск намекнул, что Neuralink готовится к тестам «телепатии» между людьми
0
27 июня
Новости
Технологии
10 новых приложений для Android: лучшее за июнь
10 новых приложений для Android: лучшее за июнь
0
27 июня
Android
Android
На GLOMO Awards Asia назвали смартфоны года — это лучшие гаджеты Азии
На GLOMO Awards Asia назвали смартфоны года — это лучшие гаджеты Азии
0
27 июня
Новости
Устройства
Как скачать видео с Rutube на любое устройство в 2026 году
Как скачать видео с Rutube на любое устройство в 2026 году
0
26 июня
Ликбез
Технологии
Microsoft незаметно продлила срок годности Windows 10
Microsoft незаметно продлила срок годности Windows 10
0
26 июня
Windows
Новости
Apple может разрабатывать своё первое умное кольцо — iRing
Apple может разрабатывать своё первое умное кольцо — iRing
0
25 июня
Новости
Устройства

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Li Shi-Chen35 минут назад

0 / 0

Очень хочется сказать спасибо, но столько неточностей и ошибок... Например, о корневых отпрысках: "Выкопайте корни малины, выберите корешки толщиной примерно 1,5 см... " - где вы такие видели? На фото пальцы как раз такой толщины держат корешок миллиметра 4 или 5 толщиной, но не 1,5 см. Или о делении куста: "У каждой делёнки должно быть не менее 2–3 здоровых и крепких побегов и хорошо развитая корневая система". Слишком категорично, часто и одного побега достаточно. Вот ещё, вообще не понятно: "С каждого саженца срежьте секатором те сухие корни, которые намного длиннее остальных." Подрезать? или удалить совсем? Ну а этот тезис я искренне не понимаю совсем, хотя мне как раз это интересно: "Найдите на кустике зелёные побеги высотой около 8–15 см. Срежьте с них черенки, на которых есть не менее 2–3 листов. Отрежьте макушку, отступив 1–2 см от верхнего из них". Где искать эти побеги высотой 8-15 см? Около корня, что ли? А как срезать с них черенки? Черенки с боков что ли растут? Если разрезать побег на черенки, то всё равно не понятно: 2-3 листа на одном черенке - это уже по длине как раз 8-15 см и будет. Ничего не понятно! Отрезать макушку, но отступить "от верхнего из них" - от чего отступить? Чтобы всем всё было понятно, нужно своей публикации дать вылежаться хотя бы пару дней после написания, потом прочесть и свежим взглядом посмотреть.
Как размножать малину
Аватар автора комментария
Полина Накрайникова46 минут назад

+1 / 0

ну какой кадр на обложке!
Забираем тихий вентилятор для рабочего места со скидкой 70%
Аватар автора комментария
Полина Накрайникова51 минуту назад

+1 / 0

фото просто восхитительные!
13 вещей, которые удивили меня в Южной Корее
Аватар автора комментария
KapSuRioN52 минуты назад

0 / 0

Порой, нужна не литература, а глубокая медитация в тишине. В подсознательном содержатся многие ответы на сущие вопросы.
9 книг, которые помогут найти своё призвание
ТЕСТ: Какой вы путешественник? 

ТЕСТ: Какой вы путешественник? 

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitter (X)PinterestYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях