Отравился в ресторане: что делать и куда жаловаться
Некоторые заведения общественного питания не следят за чистотой, нанимают поваров без санитарных книжек, закупают некачественные продукты. Причём почувствовать недомогание можно как после обеда в дорогом ресторане, так и после перекуса на фуд-корте.
Потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни и здоровья.
Статья 7 закона «О защите прав потребителей»
Компенсация вреда здоровью из-за «недостатков услуги» гарантирована статьёй 1 095 Гражданского кодекса РФ.
Шаг 1. Обратитесь к врачу
Не пытайтесь справиться с пищевым отравлением самостоятельно. Вызовите скорую или доктора на дом. Если позволяет состояние, сходите в поликлинику. Расскажите медикам, что ели и когда почувствовали себя плохо. Всё это необходимо задокументировать.
Медицинское заключение в дальнейшем станет вашим главным доказательством. Хорошо, если в нём будет прослеживаться причинно-следственная связь между фактом посещения кафе и отравлением. Например, попросите врача написать, что отправление наступило не после посещения заведения, а «в связи» с ним.
При отравлениях в общепите презумпция вины ответчика, предусмотренная статьёй 1 064 Гражданского кодекса РФ, не действует. Нельзя просто взять и обвинить кафе в своём недомогании. Должны быть доказательства, что причиной вашей тошноты является тот самый тартар из лосося, который вы съели вчера в кафе «Ромашка», а не беляш, который купили у метро. Поэтому без обращения к врачу и таких неприятных процедур, как гастроскопия, не обойтись.
Вот что ещё может быть вашими доказательствами.
- Чек и счёт. Храните их хотя бы пару дней после посещения заведения, ведь отравление может проявиться не сразу. Если чек выбросили, но платили картой, сгодится банковская выписка.
- Показания свидетелей. Заручитесь поддержкой тех, кто подтвердит, что вы обедали в конкретный день в конкретном заведении. Почитайте отзывы о нём в соцсетях и на независимых рекомендательных ресурсах вроде TripAdvisor. Возможно, пострадали не только вы, и можно жаловаться коллективно.
Шаг 2. Напишите претензию
Укажите:
- когда вы посетили заведение;
- что заказывали;
- какие проблемы со здоровьем получили;
- сумму денежной компенсации.
Приложите копию медицинского заключения и чека (если есть) и отправьте претензию заказным письмом с уведомлением по юридическому адресу компании. Либо вручите её лично, но проследите, чтобы представитель ресторана поставил на вашем экземпляре дату и подпись.
Размер компенсации определите, исходя из счёта за обед, денег, потраченных на лечение, и прочих расходов.
Если вам пришлось взять больничный, то, согласно статье 1 085 Гражданского кодекса РФ, вы можете потребовать возмещения утраченного из-за болезни заработка. То есть, помимо расходов на лечение, ресторан должен будет компенсировать вам разницу между полученным по больничному листу и тем, что вы заработали бы, присутствуя на рабочем месте.
Александр Гулько
Согласно статье 31 закона «О защите прав потребителей», ответ на вашу претензию должен поступить в течение 10 дней. Заведение, дорожащее репутацией, постарается сгладить негатив и удовлетворит требования клиента.
Шаг 3. Пожалуйтесь в Роспотребнадзор
Роспотребнадзор — это Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Следить за соблюдением санитарных норм в заведениях общественного питания — её прямая обязанность.
Обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора можно лично или онлайн. Сделать это можно на любом этапе: как при составлении претензии, так и во время обращения в суд.
Роспотребнадзор на основании вашей жалобы проведёт внеплановую проверку ресторана. Выявленные в ходе неё нарушения можно использовать в суде в качестве доказательств.
Шаг 4. Подавайте в суд
В исковом заявлении укажите:
- когда и при каких обстоятельствах вы получили отравление;
- какой вред здоровью причинён;
- какие у вас есть доказательства и свидетели;
- каковы ваши требования.
Приложите все имеющиеся у вас документы: медицинское заключение, больничный лист, чек из ресторана, заключение Роспотребнадзора, переписку с ответчиком и так далее.
Если собранные доказательства выстраивают причинно-следственную связь между потреблением пищи в кафе и отравлением, иск будет удовлетворён. Но если доказательства не дают полной картины произошедшего, а проведённые медэкспертизы не отвечают на вопрос, какая именно еда нанесла вред здоровью, шансы невысоки.
Александр Гулько
Иски о защите прав потребителей рассматриваются районными судами и могут быть предъявлены по месту нахождения (регистрации) ответчика, по вашему месту жительства или по месту причинения вреда, то есть адресу ресторана. Госпошлина по таким делам не взимается.
В исковом заявлении можно потребовать компенсацию не только вреда здоровью, но и морального вреда. Ведь если вы дошли до судебной инстанции, то, вероятно, ресторан изрядно потрепал вам нервы.
Лучшие предложения
10 товаров, которые пригодятся в дождливый сезон
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров сентября
10 товаров дешевле 500 рублей для тех, кто хочет разнообразить сексуальную жизнь
10 потолочных светильников с оригинальным дизайном
10 классных бокалов, которые украсят любое застолье
Как отличить подделку духов от оригинала: 7 заблуждений, которые могут помешать сделать правильный выбор
10 аксессуаров с анималистичными принтами для тех, кто устал от «леопарда»
15 товаров, которые стоит купить на распродаже «Дни выгоды» от AliExpress
19 товаров, которые стоит купить на распродаже Яндекс Маркета
Как отличить подделку духов от оригинала: 7 заблуждений, которые могут помешать сделать правильный выбор
Между Москвой и Санкт-Петербургом начали курсировать полностью беспилотные грузовики
Как семье с детьми купить квартиру: 5 мер поддержки, на которые вы можете рассчитывать