Неоднозначная мораль и танец Мадса Миккельсена. Почему фильм «Ещё по одной» заслужил «Оскар»

Режиссёр Томас Винтерберг снял эмоциональную картину об алкоголе без осуждения и стереотипов.

На «Оскаре‑2021» в категории «Лучший иностранный фильм» победила датская картина «Ещё по одной». Это неудивительно, ведь многие посмотревшие фильм отметили уровень постановки и очень необычный сюжет. В режиссёрской номинации Томас Винтерберг уступил Хлое Чжао, снявшей фаворита церемонии «Земля кочевников».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Лента «Ещё по одной» также получила BAFTA и «Сезар», пять премий «Роберт», которые вручают в Дании, и четыре — от Европейской киноакадемии.

Рассказываем, почему работа Винтерберга достойна всех своих наград и точно заслуживает, чтобы на неё обратили внимание.

Неожиданный сюжет и мораль

Четверо друзей работают в датской школе. У каждого из них есть проблемы в жизни: одиночество, недомолвки в семье, отсутствие удовольствия от своего дела. Однажды герои собираются отметить сорокалетие одного из них — Николая (Магнус Милланг). Юбиляр рассказывает друзьям о гипотезе учёного Финна Скэрдеруда, которая гласит, что человек всю жизнь страдает от недостатка алкоголя в крови. Поэтому для поддержания уровня счастья необходимо каждый день выпивать. Мужчины решают провести эксперимент и употреблять небольшую дозу алкоголя ежедневно. Из‑за этого жизнь каждого из них меняется.



Если совсем ничего не знать ни о фильме, ни о его создателе, то на первых минутах может показаться, что сюжет пойдёт по одной из двух схем. Либо превратится в типичную агитку в стиле «алкоголь — зло» и расскажет, как употребление спиртного уничтожает жизнь персонажей. Либо построится как обычная комедия вроде «Особенностей национальной охоты», где весь юмор основан на пьяных выходках.

Но картину снял Томас Винтерберг — мастер живой человеческой драмы, создавший «Охоту» и «Торжество». Этот автор великолепно умеет показывать не стереотипы, а настоящих людей со всеми сложностями характеров. Недаром он строит сюжет на жизни не одного, а сразу четверых героев. Мало того, Винтерберг — датчанин, представитель одной из самых пьющих наций в Европе, да ещё и страдающей от подросткового алкоголизма. Недаром в ленте «Ещё по одной» прозвучит фраза: «У нас вся страна спивается».

Кадр из фильма «Ещё по одной»

Алкоголь в кадре употребляют не только главные герои, но и их ученики. И мало кто осмелился бы показать это без негатива. Одному школьнику выпивка и вовсе помогает сдать экзамен.

Фильм не уходит ни в осуждение, ни в прославление пьянства. Режиссёр очень смело делает спиртное не самостоятельной проблемой, а лишь катализатором. Мартину (Мадс Миккельсен) он помогает преодолеть внутренние ограничения, стать более решительным, что помогает ему в работе. А в личной жизни у него и без выпивки было немало проблем. А вот Томми (Томас Бо Ларсен) полностью теряет себя. Его страсть к саморазрушению лишь становится более очевидной.

Кадр из фильма «Ещё по одной»

Когда‑то Винтерберг вместе с Ларсом фон Триером основал движение «Догма 95», призывавшее снимать кино максимально натуралистично и отказаться от сложной формы в пользу содержания. Конечно, лента «Ещё по одной» не соответствует этому принципу: фильм поставлен очень изящно, и в нём много вымысла. Но всё же режиссёр сохранил своё умение показывать реальную жизнь и правдоподобные события. Поэтому каждому из героев хочется верить и за каждого приходится переживать.

Сочетание жанров

Большое достоинство новой работы режиссёра в лёгкости подачи. Раньше Винтерберг строил повествование в виде мрачной драмы. Его предыдущая совместная работа с Мадсом Миккельсеном «Охота» буквально погружала в депрессивное состояние главного героя.

Кадр из фильма «Ещё по одной»

Тем удивительнее, что завязка картины «Ещё по одной» напоминает типичную комедию, которую могли бы снять хоть в США, хоть в России. Герои задорно выпивают, придумывают остроумные способы не попасться на работе, веселятся и танцуют.

Но тонкость картины в том, что она сама построена, как вечеринка с алкоголем. В ощущение праздника и эйфорию постепенно проникают нотки депрессии.

Очень скоро сюжет переходит в разряд личной драмы. И это позволяет иначе взглянуть на персонажей. Мало того, в художественную картину добавляют и исторические кадры, в том числе со знакомыми российскому зрителю выходками Бориса Ельцина.

Кадр из фильма «Ещё по одной»

Трагедия героев в том, что алкоголь служит только временным бегством от мира. Он позволяет вернуться в былые времена, когда не было проблем с семьёй и здоровьем и казалось, что всё ещё впереди. Но вместо ожидаемого катарсиса и раскрытия внутренних ресурсов друзья получают лишь интоксикацию.

Невероятная игра Мадса Миккельсена

Изначально фильм рассказывает в равной мере обо всех четверых друзьях. Но очень скоро становится ясно, что Мартин в исполнении Миккельсена — главная звезда картины. Этого актёра любит и другой знаменитый датчанин — Николас Виндинг Рефн.

Кадр из фильма «Ещё по одной»

Всё дело в том, что Мадсу Миккельсену в любом образе удаётся сохранить полное ощущение расслабленности, будто он всегда играет самого себя. В новой картине его речь звучит максимально естественно (здесь лучше включить оригинальный звук), а задумчивые взгляды иногда говорят больше, чем длинные монологи.

Он умудряется пить в кадре с таким удовольствием, что возникают сомнения: а точно ли актёрам дали реквизит, а не настоящий алкоголь?

Ну а финальный танец персонажа — это, возможно, единственное, что может перебить восторг от перформанса Кристофера Уокена в клипе Weapon Of Choice. Сцена моментально разошлась на мемы. Это катарсис, одновременно грустный и фееричный, которого так ждал герой.


Томаса Винтерберга впервые номинировали на «Оскар» как режиссёра. И это уже немаловажное признание в нём массового постановщика, чьи работы понятны не только в Европе. А награда картине «Ещё по одной» наверняка откроет талантливому автору больше возможностей.

И это очень хорошо. Ведь фильм Винтерберга тронет любого зрителя, даже не слишком знакомого с проблемой алкогольной зависимости. Герои этой истории кажутся близкими и понятными, а с их трудностями может столкнуться буквально каждый. Лента не стремится осуждать или оправдывать кого‑либо. Она просто помогает задуматься, заставляет немного погрустить, но заодно и от души посмеяться.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Ещё по одной»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Alex Ponomar
26.04.21 15:09
Очень хороший фильм. Один из лучших в 2020.