На стриминговом сервисе Disney+ вышел очередной мультфильм знаменитой студии Pixar. В тех странах, где Disney+ ещё недоступен (в том числе в России), «Душа» попадёт в кинотеатры в январе.

Срежиссировал мультфильм Пит Доктер — автор таких картин, как «Корпорация монстров», «Вверх» и «Головоломка». Но его последняя работа вышла в 2015 году. После ухода из Pixar Джона Лассетера Доктер занял пост креативного директора и лишь продюсировал новые ленты.

Можно лишь порадоваться, что режиссёр вернулся к творчеству. Ведь Доктеру и в мультике «Вверх», и в «Головоломке» удавалось очень простыми словами, но невероятно трогательно рассказывать о понятных каждому проблемах. «Душа» вновь заставит не только задуматься о смысле существования, но и вспомнить, что будни — такая же неотъемлемая часть жизни, как и стремление к мечте.

Добрый и понятный сюжет

Джо Гарднер с детства мечтал стать джазовым пианистом. Это его призвание и единственная цель в жизни. Но дожив до среднего возраста, он лишь преподаёт музыку в средней школе, где всего одна ученица и правда интересуется предметом.

Но однажды Джо получает уникальный шанс: он восхитительно играет на прослушивании у популярной джазовой певицы, и если вечерний концерт пройдёт удачно, пианист станет полноправным членом группы. По пути за костюмом для выступления Джо падает в люк и, будучи на грани жизни и смерти, оказывается в мире, где души готовятся к отправке на Землю.

Теперь герою нужно найти способ вернуться в своё тело до концерта. При этом ему дают подопечную — душу номер 22, которую ещё ни один наставник не смог убедить отправиться в наш мир. Ей нужно найти ту искру, которая свяжет её с будущей жизнью.

Кадр из мультфильма «Душа»
Кадр из мультфильма «Душа»

По описанию может показаться, что сюжет слишком запутанный и нагруженный. Но талант авторов в том, что историю о мире душ, жизни и смерти, обмене телами, поисках высшего смысла, творчестве и джазовой музыке они подают очень просто и даже наивно — в самом лучшем смысле этого слова.

По форме «Душа» — этакое бадди‑муви, история о двух совершенно разных героях, которые должны разобраться с проблемами и найти общий язык. В мультфильме даже нет злодеев. Бюрократ Терри, который пытается отловить беглые души, только веселит и не приносит никакого вреда.

Кадр из мультфильма «Душа»
Кадр из мультфильма «Душа»

Поэтому «Душа» наверняка понравится детям самого младшего возраста: для них здесь множество ярких сцен, шутки и милейший котик.

Но это форма. А вот содержание мультфильма явно обращено ко взрослым.

Реалистичные герои, в которых легко увидеть себя

Может возникнуть вопрос, с чем же приходится бороться Джо и 22, если им никто не противостоит? Сразу хочется ответить «с обстоятельствами», но на самом деле — с собой. Ведь почти все мультфильмы Доктера (за исключением разве что «Корпорации монстров») помогают зрителю заглянуть в себя.

Кадр из мультфильма «Душа»
Кадр из мультфильма «Душа»

В «Головоломке» режиссёр пытался разобраться в эмоциях подростка — уже непростая задача. А в «Душе» он идёт ещё дальше, представляя героев, отношение к которым неоднократно поменяется.

Ведь на первый взгляд Джо — типичный положительный персонаж американской истории. Ему все твердят, что нужно остепениться и заняться серьёзной работой, а он не поддаётся и следует за мечтой. Но присмотревшись, в Джо можно увидеть не талантливого творца, а инфантильного переростка, который пытается свалить вину за свою жизнь на весь окружающий мир. Причём проблемы других он предпочитает не замечать.

Кадр из мультфильма «Душа»
Кадр из мультфильма «Душа»

Может быть, циничная 22 окажется более интересным героем? Она не желает следовать правилам, критикует принятые нормы. Но за показной грубостью и нигилизмом кроется банальный страх: она всё время боится, что недостаточно хороша для любого занятия. Ведь её вечно окружали великие личности или те, кто планирует стать таковыми. Конечно, на таком фоне 22 кажется себе недостойной.

Это вовсе не значит, что Пит Доктер критикует и унижает своих персонажей. Наоборот, «Душа» наполнена безграничной любовью к ним и желанием помочь. И им, и всем зрителям. Особенно представителям творческих профессий.

Кадр из мультфильма «Душа»
Кадр из мультфильма «Душа»

Ведь сюжет поднимает проблему, с которой сталкивается любой музыкант, писатель, актёр и так далее. Мечта о творчестве становится реальностью и тут же превращается в работу. Как жить с осознанием того, что высокое искусство и полёт души — такое же обычное занятие, как и все остальные профессии?

Авторы мультфильма дают на это самый очевидный ответ, о котором, увы, большинство просто забывает. Его не стоит озвучивать, лучше найти самому. Можно лишь добавить, что не нужно ждать смерти, чтобы понять ценность жизни. А искра, помогающая это осознать, — не обязательно какая‑то высшая цель.

Полное погружение за счёт деталей

Проработка мультфильмов студии Pixar каждый раз вызывает не меньший восторг, чем их смелые сюжеты. Без реалистичной шерсти герои «Корпорации монстров» не выглядели бы такими милыми, а без подробного изучения работы ресторанов «Рататуй» потерял бы половину атмосферы.

Кадр из мультфильма «Душа»
Кадр из мультфильма «Душа»

В «Душе» есть множество деталей, которые помогут погрузиться в жизнь героев, даже если зритель их не заметит. Для начала это первый мультфильм студии, в котором так много темнокожих персонажей, и их внешность впервые в анимации настолько естественна. Причём именно эта работа выглядит правильным примером культурного разнообразия, которое Голливуду редко удаётся. Проблемы героев не связаны с их расой, они не «варятся» в изолированной культуре, а просто живут. Цвет кожи — лишь одна из деталей, дополняющая образ Джо.

Ещё тоньше поработали с миром, где живут души. Авторы сумели сделать бестелесных персонажей буквально ощутимо мягкими. Здесь всё округлое, спокойное, приятное глазу, будто детская версия загробного мира из фильма «Куда приводят мечты». Наставники (их всех зовут Джерри) словно пришли с полотен позднего Пикассо. Неоформившиеся души выглядят одинаковыми, а вот 22 уже обрела индивидуальность, поскольку жила там слишком долго. А душа Джо даже там носит шляпку, и это невероятно мило.

Кадр из мультфильма «Душа»
Кадр из мультфильма «Душа»

В противовес ему земной мир всё время шумный и суетливый. Более дешёвые мультфильмы всегда проваливают атмосферу из‑за плохой проработки фона. Но в «Душе» саму городскую жизнь можно рассматривать бесконечно.

И даже всё это могло не сработать, если бы не саундтрек. Звуковое сопровождение картины создавали невероятно талантливые люди. Оскароносные Трент Резнор и Аттикус Росс, уже отметившиеся в этом году в потрясающем «Манке», придумали фоновую музыку, смешав мистику мира душ с суетой городской жизни. А за джазовые партии отвечал Джон Батист — композитор и музыкант, игравший буквально со всеми звёздами, от Стиви Уандера до Эда Ширана.

Кадр из мультфильма «Душа»
Кадр из мультфильма «Душа»

И это очень важно. Ведь здесь музыка, а особенно джаз, не просто фон. Это основа всей жизни главного героя. И поэтому во время выступлений движения музыкантов проработаны до мельчайших деталей. А ощущение полёта и другого мира, которое чувствует пианист, наверняка испытывал любой творческий человек.

Но главное, мультфильм через эту музыку подводит к самой важной мысли: вся наша жизнь — такой же джаз. Иногда можно выдать невероятное соло, которое покорит всех зрителей, но часто приходится просто следовать за основной темой и аккомпанировать другим.


Трудно сказать, окажется ли «Душа» успешной в прокате. Но даже если сборы будут меньше ожидаемого, это точно не вина авторов и самого мультфильма. В любом случае хорошо, что выход не стали откладывать.

Именно сейчас «Душа» очень нужна зрителям. В современном мире, где многие одержимы успехом, стремление к высшей цели стало недосягаемым фетишем. А в 2020 году многие оказались буквально заперты наедине с собой и моментально потеряли все желания, заблудившись в бесконечном цикле будней. И им стоит напомнить о простых радостях жизни. О том, что иногда нужно немного снизить темп, забыть о беспокойствах и просто посмотреть на небо, послушать уличного музыканта или поболтать со своим парикмахером. И лучше понять ценность таких моментов не как герой — когда чуть не стало слишком поздно, а просто после просмотра забавной истории.