23 октября на стриминговом сервисе Apple TV+ выходит фильм «Последняя капля». В этой картине вновь объединились режиссёр София Коппола и актёр Билл Мюррей, когда-то покорившие весь мир «Трудностями перевода».

Справедливости ради отметим, что в 2015-м на Netflix вышел мюзикл-капустник «Очень мюрреевское Рождество» от того же автора, но вряд ли его можно воспринимать всерьёз. А вот «Последняя капля» выглядит прямым продолжением легендарной истории.

Правда, не стоит ждать от фильма таких же глубоких эмоций, как было в случае «Трудностей перевода». Это кино о простых отношениях. Да и Коппола не пытается донести до зрителя какие-то важные истины. Она лишь знакомит с обаятельными героями и помогает задуматься о проблемах в общении с близкими людьми.

Личная история известного автора

Лаура (Рашида Джонс) счастлива в браке с Дином (Марлон Уайанс): у них растут две дочки, муж занимается серьёзным бизнесом, сама же героиня пишет книгу и ухаживает за детьми. Но после очередной командировки супруга Лаура начинает замечать, что он как-то изменился: часто отвлекается, много говорит о своей красивой ассистентке и будто что-то скрывает.

Не в силах выкинуть подозрения из головы, она звонит своему отцу Феликсу (Билл Мюррей). Вот только тот не лучший советчик. Престарелый бонвиван, вращающийся в высших кругах общества, не может удержаться от заигрываний не только со своими клиентками, но даже и с официантками.

Разумеется, Феликс убеждает дочь, что Дин ей изменяет, прилетает из Парижа в Нью-Йорк и организовывает слежку за якобы неверным супругом. И именно это позволяет Лауре впервые за долгое время нормально пообщаться с отцом.

Билл Мюррей и Рашида Джонс в фильме «Последняя капля»
Кадр из фильма «Последняя капля»

Давно уже ясно, что лучше всего у Софии Копполы получается рассказывать не о каких-то грандиозных событиях, а о будничных проблемах обычных людей. А ещё сильнее история цепляет, когда в сюжете проскальзывают намёки на биографию самого режиссёра. Например, в «Трудностях перевода» автор списала одного из второстепенных героев со своего мужа, а в личность Шарлотты, которую сыграла Скарлетт Йоханссон, вложила много собственных переживаний.

В «Последней капле» этот приём ещё очевиднее. Причём Рашида Джонс даже внешне похожа на Копполу. Их связывает совместная работа в «Очень мюрреевском Рождестве». Режиссёр рассказала Sofia Coppola reveals Rashida Jones’ sweet connection to Lost in Translation , что именно Джонс первой играла на курсах актёрского мастерства роль, которую потом исполнила Йоханссон в «Трудностях перевода».

Плюс в «Последней капле» раскрываются проблемы творческих профессий, совмещения работы с воспитанием детей и сложностей общения с отцом. Слишком многое пересекается с жизнью Софии Копполы, чтобы быть совпадением. Возможно, поэтому фильм при всей своей простоте получился настолько искренним и трогательным.

Марлон Уайанс и Рашида Джонс в фильме «Последняя капля»
Кадр из фильма «Последняя капля»

Режиссёр не пытается запутать зрителя. Все повороты и развязка совершенно понятны максимум с середины действия. Но «Последнюю каплю» стоит смотреть не ради интриги. Это очень неспешная картина, где сама атмосфера и разговоры персонажей намного важнее какого-то действия.

Ловушка будней

Поначалу может показаться, что Коппола посвящает историю исключительно Лауре. Будучи творческим человеком, та полностью погрузилась в будничные проблемы и просто потеряла себя. Постоянные крики детей, бесконечная суета и необходимость искать няню для выхода из дома полностью убивают любую спонтанность в её жизни. В довершение всего рядом с героиней часто появляется навязчивая подруга, которая рассказывает о своей несчастной любви. Это будто отдельный сериал с очень предсказуемой и глупой развязкой.

Билл Мюррей и Рашида Джонс в фильме «Последняя капля»
Кадр из фильма «Последняя капля»

Но на самом деле проблема будней поглотила не только Лауру. Как это ни странно, её отец оказывается ровно таким же заложником своего положения. Он уже так привык заигрывать со всеми встречными женщинами, что делает это почти механически. И в итоге даже его дочь регулярно принимают за новую подругу. И вроде бы Феликс наслаждается своей роскошной жизнью, но в отдельных фразах героя проскальзывает тоска.

Ещё важнее то, что Феликс привык судить других по своим поступкам, и у него даже не возникает сомнений в неверности Дина. Мужчина приводит десятки примеров из мира животных, объясняя полигамность самцов. Но на самом деле просто не представляет, что кто-то может вести себя иначе, чем он сам.

Билл Мюррей и Рашида Джонс в фильме «Последняя капля»
Кадр из фильма «Последняя капля»

На фоне ярких Лауры и Феликса легко не заметить проблему самого Дина. Человек так старается дать своим близким самое лучшее, что может потерять их из-за вечной занятости. С этим парадоксом наверняка сталкиваются очень многие семьи, независимо от статуса и социального уровня.

Добрые, но одинокие герои

Пожалуй, самое главное достоинство «Последней капли» в том, что в фильме нет ни одного отрицательного персонажа. Причём Коппола будто специально заставляет зрителя не любить то одного, то другого героя, а потом раскрывает их так, что каждого хочется обнять.

Марлон Уайанс и Рашида Джонс в фильме «Последняя капля»
Кадр из фильма «Последняя капля»

Сначала можно подумать, что сюжет будет посвящён выслеживанию неверного супруга. Но Дин не злодей этой истории, а просто жертва обстоятельств или даже совпадений. И, кстати, Марлон Уайанс, которого все привыкли видеть исключительно в пародийном безумии вроде «Не грози южному централу…» или «Очень страшного кино», оказывается, умеет играть мелодраматические и очень тёплые роли.

Потом настаёт очередь Билла Мюррея. Его Феликс — типичный плохой отец, которого всё равно любит и дочь, и тем более внучки. Актёр появлялся в образе ловеласа в кризисе уже не раз: достаточно вспомнить хоть «День сурка», хоть «Сломанные цветы» Джима Джармуша, хоть всё те же «Трудности перевода». Но ни его, ни режиссёра просто невозможно обвинить во вторичности — настолько Мюррею идёт эта роль.

Сейчас актёр играет максимально расслабленно, будто случайно зашёл на съёмочную площадку, где ему позволили отпускать глупые шутки с абсолютно серьёзным лицом и даже свистеть. Это идеально попадает в образ Феликса, который, кажется, всю жизнь находится в центре внимания, знает отцов всех встреченных полицейских, а для ночной слежки выбирает «незаметный» красный кабриолет.

Мюррей влюбляет в себя при первом же появлении в кадре, и это ещё один повод посмотреть «Последнюю каплю». И лишь на какой-то момент может показаться, что Феликс и есть единственный отрицательный персонаж в картине: отец, который бросил семью, а при новой встрече совершенно не слушает Лауру и постоянно толкает её на глупые поступки и негативные эмоции. Но нет, это тоже обман. Феликс просто имеет возможность стать ближе со своей дочерью, рассказать о том, что держал в себе долгие годы, и тоже получить чуть больше тепла.

«Трудности перевода» были вовсе не о романтике, а об одиночестве и потерянности в суете мегаполиса, и «Последняя капля» всё о том же одиночестве. Которое может чувствовать даже человек, окружённый любящими близкими.

Красота города и не только

Просто невозможно не упомянуть, что София Коппола — чуть ли не единственный режиссёр, который может потеснить Вуди Аллена в выражении любви к Нью-Йорку.

Город в «Последней капле» создаёт всю атмосферу. Нью-Йорк Копполы наполнен джазом и индустриальным шумом. Ресторан здесь не просто красивое заведение, а место из старого кино. В этой картине есть объём, так нужный для погружения в историю: на фоне всё время что-то происходит, движется, гудит. Это живой организм, а не декорации.

Билл Мюррей и Рашида Джонс в фильме «Последняя капля»
Кадр из фильма «Последняя капля»

Причём нельзя сказать, что фильм снят как-то по-эстетски. Здесь почти нет нарочито красивых кадров — за исключением разве что слёз, падающих в бокал мартини. Камера очень часто статична, просто выхватывает самые удачные ракурсы: винтовые лестницы, картинные галереи, ночные улицы.

«Последняя капля» создаёт ощущение ретрокино, хоть действие происходит в современности. Но эти мягкие тона, длинные кадры и неспешный темп будто пришли из романтических фильмов прошлого. А сцена с ночной слежкой в машине напоминает стиль Аллена: очень много иронии, нарочитая красота на грани гротеска и даже лёгкое позёрство героев.

Всё это создаёт ощущение немного искусственного, но очень приятного и светлого мира, которым хочется любоваться снова и снова.


Возможно, кого-то «Последняя капля» разочарует своей явной и даже нарочитой простотой. Это максимально наивная история. У зрителя ни на секунду не возникает сомнений в хеппи-энде, а режиссёр даже не пытается никого удивить. И даже хорошо, что картина выходит сразу на стриминге, её с большой натяжкой можно назвать «большим кино».

Но такие тёплые ленты тоже необходимы, а уж тем более осенью и в сложные времена. Они просто напоминают, что родители, дети и мужья не враги друг другу и что всегда нужно обсуждать проблемы. Да и просто подурачиться с родным человеком тоже не помешает. После просмотра «Последней капли» хочется сразу обнять своих близких. А это значит, что картина удалась.