В драме «Спенсер» принцесса Диана глотает жемчуг и говорит с призраком. И это стоит увидеть

Фильм от режиссёра «Джеки» удивит вас смелым подходом и глубиной образов.

9 декабря в России выходит биографическая драма «Спенсер» — в нашем прокате лаконичный заголовок обрёл не слишком уместное дополнение «Тайна принцессы Дианы». Принцессу Уэльскую сыграла кардинально преобразившаяся Кристен Стюарт, а поставил ленту чилийский режиссёр Пабло Ларраин.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Его последние работы («История Лизи», «Джеки», «Эма: Танец страсти») так или иначе посвящены женщинам — их внутренним проблемам, самоопределению, отношениям с окружающими людьми.

Титром «Это сказка о реальной трагедии» постановщик словно предупреждает зрителей, что речь в фильме пойдёт не о реальной Диане Спенсер. Кино скорее о собирательном образе, который легко сможет примерить на себя каждый смотрящий.

Необычайно глубокий образ принцессы и искренняя игра Стюарт

Сюжет охватывает всего несколько дней из жизни принцессы Уэльской. Королевская семья решает провести Рождество в особняке в Норфолке — родном для Дианы графстве. Между тем брак принцессы с её мужем Чарльзом трещит по швам. Принц практически в открытую изменяет супруге с Камиллой Паркер‑Боулз, а родственники предпочитают не замечать страдания молодой женщины.

На фоне происходящего Диана начинает медленно сходить с ума от паранойи и одиночества. Но именно эти дни в поместье станут поворотным моментом в её короткой и яркой биографии.

Кадр из фильма «Спенсер»

Образ леди Ди много раз воспроизводили на экране, в том числе и при её жизни. Не так давно Netflix стал катализатором новых дискуссий о ней: четвёртый сезон сериала «Корона» затронул брак Дианы и Чарльза. Причём авторы показали личную жизнь пары столь откровенно, что министр культуры Великобритании даже призвал стриминг предупреждать людей о вымысле в шоу.

Роль принцессы Уэльской в сериале прекрасно исполнила британская актриса Эмма Коррин. Но Кристен Стюарт не хочется с ней сравнивать. Ведь бывшая звезда «Сумерек» как будто и не ставит целью создать биографически точный портрет. Однако вместе с тем черты Дианы безошибочно узнаются в ней: характерный наклон головы, изломанные позы и даже голос.

Кадр из фильма «Спенсер»

К сожалению, в глазах массового зрителя Кристен Стюарт часто ассоциируется с «деревянным» стилем игры — тем, кто всё ещё так думает, обязательно нужно посмотреть драмы с участием актрисы «Персональный покупатель» и «Всё ещё Элис». Только вот она уже давно переросла «Сумерки», как и её партнёр по съёмкам Роберт Паттинсон. Наверное, в том числе поэтому Стюарт так хорошо удалось вжиться в образ неформатной героини, не вписывающейся в окружающую действительность.

Честный рассказ о депрессии и токсичных родственниках

В своём самом большом интервью каналу BBC Диана рассказывала, как долгие годы боролась с булимией и депрессией. Она прибегала к самоповреждениям: самым известным случаем подобного селфхарма стало намеренное падение с лестницы, и в фильме даже есть намёк на этот инцидент. Вдобавок некоторые из её биографов высказывали мысль, будто бы принцесса страдала от пограничного расстройства личности.

Как бы то ни было, Ларраину удалось великолепно передать пошатнувшееся душевное состояние леди Ди. Бедная принцесса тонет в отчаянии и мучается галлюцинациями, жалуется на жизнь фазану и разговаривает с призраком Анны Болейн.

Кадр из фильма «Спенсер»

Но при всём этом героиня вовсе не кажется сумасшедшей. А редкие эпизоды общения с супругом и королевской роднёй объясняют её поведение: ведь от такой пассивной агрессии кто угодно начнёт вести себя странно.

Даже блёклая визуальная гамма и отсутствие чёткого фокуса подчёркивают субъективное ощущение печали и отрешённости. Порой можно на физическом уровне почувствовать, как холодно Диане в золочёном особняке, продуваемом сквозняками. Моменты, когда героиня проводит время со своими сыновьями Уильямом и Гарри, единственные островки уюта в этом царстве духоты и обмана.

Кадр из фильма «Спенсер»

Завершающий штрих в эту зловещую атмосферу внёс Джонни Гринвуд из Radiohead — автор саундтрека. Он объединил в нём мотивы джаза и классической музыки. И такой эклектичный коктейль идеально передаёт спутанность сознания Дианы.

Мрачный символизм и эстетика боди‑хоррора

Пабло Ларраин рассказывает историю Дианы на универсальном языке, понятном каждому зрителю. Например, жемчужное колье принцессы служит аллегорией несвободы и неспроста напоминает ошейник. Зашитые занавески обретают то же значение.

«Они убьют меня?» — в самом начале фильма в шутку спрашивает принцесса, имея в виду, достанется ли ей за опоздание к ужину. Но для зрителя эта фраза звучит одновременно пророчески и угрожающе: как тут не вспомнить популярную теорию заговора о том, что смерть Дианы якобы была подстроена королевской семьёй.

Кадр из фильма «Спенсер»

Преднамеренно или нет, но в моментах с самоистязанием лента заходит на территорию боди‑хоррора. Глядя, как Диана через силу ест упавшие в суп жемчужины, хочется вспомнить экстравагантный триллер «Глотай», героиня которого поглощала несъедобные предметы. Эпизод же, в котором Диана ранит себя кусачками, точно шокирует зрителей, ожидающих увидеть обычный байопик.

«Спенсер» — это противоречивый, но безусловно талантливый фильм, который вызывает целое море эмоций. Его точно должен посмотреть каждый, кому интересна история жизни и смерти леди Ди. Но кино также превосходно работает как психологическая драма об одиночестве и очарует любителей по‑настоящему глубоких лент, бросающих вызов чувствам.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Спенсер»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Anton Anton
14.12.21 00:08
Ну да, после того, как Том Харди несколько раз сходил под себя по-большому в "Капоне. Лицо со шрамом (2020)" нужно поднимать уровень, так сказать. Теперь такого трэша будет больше - новая планка ведь уже установлена Томом Харди.