Иногда, чтобы войти в историю, фильму даже необязательно появиться на свет. Нереализованные планы или незаконченные ленты в фантазиях потенциальных зрителей так и остаются идеальными, и все годами представляют, как бы мог выглядеть тот или иной проект великого мастера.

1. Сердце тьмы

Режиссёр: Орсон Уэллс

Один из величайших режиссёров всех времён Орсон Уэллс ещё в тридцатые годы, до начала своей звёздной карьеры, хотел перенести на экран знаменитую повесть Джозефа Конрада. Сейчас произведение «Сердце тьмы» многие знают по одноимённому фильму 1993 года, но главное — сюжет лёг в основу картины «Апокалипсис сегодня».

Уэллс хотел подать историю несколько иначе, показав все переживания от лица главного героя. Сам же режиссёр планировал появиться в образе Уолтера Куртца — в «Апокалипсисе сегодня» эта роль досталась Марлону Брандо.

Но проект оказался слишком дорогим, а вскоре началась Вторая мировая война, обрушившая прокат. И тогда Орсон решил снять «Гражданина Кейна», а о «Сердце тьмы» надолго забыли.

Эта картина лишь одна из многих нереализованных или неоконченных идей Уэллса. Есть, например, сценарий «Обратной стороны ветра» — фильм финансировал один из родственников правителя Ирана, но после революции все права отошли новой администрации. А ленту «Чудо святой Анны» даже сняли, но единственная копия осталась у самого режиссёра, а потом пропала.

Со многими набросками и рабочими кадрами можно ознакомиться, если посмотреть документальную ленту The Lost Films of Orson Welles.

2. Калейдоскоп

Режиссёр: Альфред Хичкок

После грандиозного успеха «Психо» и провала картины «Разорванный занавес» Альфред Хичкок решил снять свой самый жестокий и провокационный фильм.

Режиссёр написал сценарий о симпатичном маньяке, который соблазняет девушек и убивает их. Разумеется, задумка не понравилась боссам Universal, поскольку действие содержало слишком уж жёсткие сцены насилия, убийств и даже некрофилии. Но Хичкок был готов даже максимально занизить бюджет, чтобы воплотить идею: картину собирались снимать исключительно ручной камерой, а на главные роли взять малоизвестных артистов.

Но всё же «Калейдоскоп» так и не увидел свет. По слухам, Хичкока окончательно отговорил от затеи знаменитый Франсуа Трюффо. Сам основатель французской «новой волны», когда-то любивший провоцировать зрителя, оказался слишком шокирован сценарием. Осталась лишь пара цветных тестовых сцен с проб.

3. Дюна

Режиссёр: Алехандро Ходоровски

Эту картину часто называют «величайшим несуществующим фильмом». Режиссёр-авангардист Алехандро Ходоровски ещё в семидесятых задумал снять грандиозную ленту на основе книги Фрэнка Герберта. Он сильно изменил сюжет оригинала: теперь Пол Атрейдес оказывался клоном, созданным из крови своего отца-кастрата. А в финале новой версии главный герой погибал, но сама планета обретала разум и отправлялась путешествовать по космосу.

Для воплощения своей задумки Ходоровски пригласил художников Жана Мёбиуса Жиро и Ханса Руди Гигера. Вместе они придумали визуальную концепцию и создали огромный том с раскадровками. На главные роли позвали ярких и совершенно разных артистов: Дэвида Кэрредайна, Мика Джаггера, Орсона Уэллса и даже Сальвадора Дали. А музыку должна была написать группа Pink Floyd.

Ходоровски разослал сценарий и раскадровки всем студиям. Но не учёл одного факта: фильм получался длительностью 12, а то и 20 часов. Разумеется, никто не взялся реализовать такой проект.

Позже режиссёр говорил, что Джордж Лукас взял многие идеи своих «Звёздных войн» из его сценария. Однако подтверждения этому нет. В 2013 году вышел документальный фильм «„Дюна“ Ходоровского», где авторы рассказали о своих задумках.

4. Наполеон

Режиссёр: Стэнли Кубрик

Семидесятые годы могли ознаменоваться выходом грандиозного исторического полотна от создателя фильма «2001 год: Космическая одиссея». Стэнли Кубрик взялся изучать все подробности биографии Наполеона. В роли императора он видел Дэвида Хеммингса, а Жозефину должна была сыграть Одри Хепбёрн.

Масштабы задумки подчёркивает и тот факт, что правительство Румынии готовилось предоставить режиссёру около 50 тысяч солдат для батальных сцен. Возможно, этот фильм мог стать триумфом реконструкции исторических событий.

Но в начале семидесятых в прокат вышло сразу две картины о наполеоновских войнах от Сергея Бондарчука: сначала «Война и мир», а затем провальная лента «Ватерлоо». И тогда продюсеры засомневались, что миру нужна ещё одна история об известном императоре, и все идеи Кубрика похоронили.

5. Ронни Ракета

Режиссёр: Дэвид Линч

Ещё после выпуска своих первых чёрно-белых картин «Голова-ластик» и «Человек-слон» Дэвид Линч объявил, что следующим его проектом станет «Ронни Ракета». Это история карлика, который способен питаться электричеством от сети. Постепенно он учится использовать энергию для разрушения, а также создаёт с её помощью музыку. Герой берёт себе псевдоним Ронни Ракета и отправляется покорять рок-сцену.

Нетрудно заметить, что эти идеи нашли своё отражение в сериале «Твин Пикс» и его полнометражном приквеле «Огонь, иди со мной». Карлик Малыш Майк (он же Рука, или Человек из Другого Места) неоднократно намекает на связь обитателей Чёрного вигвама с электричеством.

«Ронни Ракету» так и не сняли, но Дэвид Линч год за годом продолжает называть этот фильм своим следующим проектом. Хотя, если учесть нелюбовь режиссёра к вопросам о планах, это всё может быть лишь обманом.

6. Идиот

Режиссёр: Андрей Тарковский

Андрей Тарковский на съёмках фильма «Зеркало»
Андрей Тарковский на съёмках фильма «Зеркало» / IMDb

Великий режиссёр Андрей Тарковский много лет мечтал экранизировать роман Достоевского «Идиот». Он хотел рассказать историю сначала с точки зрения князя Мышкина, а потом — со стороны Парфёна Рогожина. Вероятнее всего, это был бы многосерийный фильм. По слухам, роль Рогожина прочили Александру Кайдановскому, а Мышкина мог сыграть сам режиссёр или же какой-то начинающий актёр.

Однако руководство Госкино больше 10 лет не давало разрешения на реализацию проекта, мотивируя отказы дороговизной, неоднозначным содержанием и недостаточным опытом автора. За это время Тарковский уже полностью продумал сценарий и даже представлял, как будет выглядеть финальная сцена. Но съёмки так и не начались.

Госкино дало разрешение только в 1983 году, но годом позже Тарковский уже объявил, что не вернётся в СССР. Далее обсуждалась вероятность постановки фильма в Италии. Но до дела так и не дошло, к тому же автор видел в роли Настасьи Филипповны только Маргариту Терехову.

7. 900 дней

Режиссер: Серджио Леоне

Серджио Леоне и Роберт Де Ниро
Серджио Леоне и Роберт Де Ниро / IMDb

Сейчас в это трудно поверить, но после съёмок фильма «Однажды в Америке» Серджио Леоне планировал взяться за картину о блокаде Ленинграда. Режиссёра очень впечатлила книга американского журналиста Гаррисона Солсбери «900 дней», и мэтр решил перенести реальные события на большие экраны.

Леоне много лет писал сценарий, который окажется понятным западному зрителю. В результате главным героем он сделал американского корреспондента, попавшего в осаждённый город. На главную роль Серджио планировал взять Роберта Де Ниро. По задумке, фильм начинался со сцены, где оркестр исполнял «Седьмую симфонию» Шостаковича, а потом действие переключалось на масштабное сражение.

В 1989 году Серджио Леоне посетил «Ленфильм», где договорился о съёмках. Но вскоре скончался, так и не начав работу.

8. Крестовый поход

Режиссёр: Пол Верховен

После успешного сотрудничества в фантастическом боевике «Вспомнить всё» Арнольд Шварценеггер и режиссёр Пол Верховен решили создать масштабное историческое полотно о Первом крестовом походе. Авторы хотели выпустить нечто не менее грандиозное, чем «Лоуренс Аравийский», и уже даже начали готовиться к съёмкам. В Испании строили декорации, а сценаристы продумывали батальные сцены.

Но потом выяснилось, что подобная картина будет стоить более 100 миллионов долларов, и студия не рискнула вкладывать такие деньги. Финансирование прекратили, и проект заморозили.

9. Бэтмен

Режиссёр: Даррен Аронофски

Фильмы, которые не вышли: «Бэтмен»
Кадр из комикса «Бэтмен: Год первый»

После провала фильма «Бэтмен и Робин», но ещё до старта трилогии «Тёмный рыцарь» Кристофера Нолана режиссёр Даррен Аронофски мог снять самую мрачную версию истории о человеке в костюме летучей мыши.

За основу проекта он взял комикс «Бэтмен: Год первый» Фрэнка Миллера и добавил в него ещё больше жестокости. По задумке Аронофски, Брюс Уэйн после смерти родителей лишился семейного состояния и работает механиком. А по ночам он борется с преступниками, причём без всяческих высокотехнологичных гаджетов и, возможно, даже без костюма. Женщина-кошка в этой версии оказывалась проституткой, а сама картина начиналось с того, как комиссар Гордон планирует самоубийство.

Ранее предполагали, что в главной роли режиссёр видел всё того же Кристиана Бейла, который позже попал к Нолану. Но потом Аронофски рассказал, что хотел пригласить на роль Бэтмена мастера перевоплощений Хоакина Феникса. Иронично, что теперь этот актёр сыграл Джокера в сольном фильме о персонаже.

Проект так и остался на стадии разработки. А становление героя показали в ленте «Бэтмен: Начало». В неё тоже вошли некоторые идеи комикса Миллера, но в значительно более облегчённом варианте.

10. Супермен жив

Режиссёр: Тим Бёртон

В конце девяностых Тим Бёртон, когда-то перезапустивший историю Бэтмена в более мрачном и готическом ключе, мог взяться и за Супермена. После ухода из франшизы у режиссёра было два крупных провала: «Эд Вуд» и «Марс атакует!». Поэтому возможность снова обратиться к прославившей его супергероике выглядела отличным способом вернуться к успешному кино.

Изначальную версию сценария написал Кевин Смит, а на главную роль пригласили Николаса Кейджа. Но после привлечения к работе Бёртона сюжет сильно изменился. Это и стало главной проблемой проекта. Новый сценарист слишком вольно обошёлся с персонажами из комиксов, а заодно и перегрузил историю жестокостью. Сюжет взялись переписывать ещё раз, но к тому моменту изначальный план выпустить фильм к юбилею героя уже провалился.

Проект решили отложить, а потом Тим Бёртон увлёкся съёмками «Сонной лощины», и со временем про Супермена просто забыли.

11. Чужой-3

Режиссёр: Винсент Уорд

Фильмы, которые не вышли: «Чужой-3»
Концепт-арт к фильму «Чужой-3» / vincentwardfilms.com

Здесь нужно сразу оговориться: фильм «Чужой-3» всё же был снят, но его финальный вариант, который поставил Дэвид Финчер, сильно отличается от первоначальных задумок. Сценарий проекта полностью переписывали несколько раз. За первую версию отвечал автор «Нейроманта» Уильям Гибсон. Его сюжет был посвящён двум могущественным компаниям с Земли (аллюзия на холодную войну), которые пытаются создать идеальное оружие и адаптируют ДНК ксеноморфов под человека.

Но больше всего фанаты мечтали увидеть воплощение сценария Винсента Уорда и Джона Фазано. Те хотели перенести действие в монастырь, который располагается на деревянном планетоиде. Именно там Рипли в очередной раз приходится столкнуться с Чужим, а точнее с гибридом ксеноморфа и овцы. Беда в том, что планету населяют монахи-ретрограды, которые отказываются верить героине.

Но проект перерабатывали ещё несколько раз, сценаристов сменили и в результате деревянный монастырь превратили в тюрьму, а монахов — в заключённых.

12. Гладиатор-2

Режиссёр: Ридли Скотт

Кадр из фильма «Гладиатор»
Кадр из фильма «Гладиатор»

Всем известно, что в финале эпического фильма Ридли Скотта главный герой — гладиатор Максимус — погиб. Но это не помешало писателю и музыканту Нику Кейву придумать продолжение истории. По его задумке, римские боги возвращали Максимусу жизнь и он превращался в бессмертного воина, который участвует во всех крупных мировых конфликтах вплоть до наших времён.

Трудно сказать, что вышло бы из этой затеи, поскольку идея никак не вяжется с оригиналом. Тем более что Кейв хотел посвятить часть сюжета тому, как Максимусу предлагают убить Иисуса Христа.

Неизвестно, что именно помешало авторам воплотить задумку в жизнь. По одной информации, сценарий не понравился Расселу Кроу, по другой — актёр был не против сняться в продолжении, но хотел, чтобы сюжет посвятили сыну героя первой части, а студия отказала в финансировании. Как бы то ни было, фильм так и не добрался до стадии съёмок.

13. Клеопатра

Режиссёр: Гордон Эдвардс

С этим фильмом несколько другая история. Его действительно сняли в 1917 году, и это оказался один из самых грандиозных кинопроектов того времени. Клеопатру сыграла актриса Теда Бара — один из главных секс-символов начала века. А в массовке принимало участие более двух тысяч человек.

В общей сложности проект обошёлся в немыслимую для тех времён сумму — 500 тысяч долларов. В нём присутствовали масштабные сцены и декорации. Также авторы позволили себе немало провокаций — героиня появлялась в кадре практически обнажённой.

К сожалению, сейчас уже нельзя увидеть эту передовую ленту начала XX века. Её единственная копия сгорела во время пожара на киностудии Fox в 1937 году вместе с большинством работ Теды Бары.

14. Апостол

Режиссёр: Квирино Кристиани

Очень часто можно встретить упоминания, что «Белоснежка и семь гномов» Уолта Диснея — первый полнометражный мультфильм в истории. На самом деле это не так. В 1917 году аргентинский мультипликатор Квирино Кристиани создал сатирическую анимационную ленту «Апостол» длительностью около 70 минут.

Мультфильм рассказывает, как президент Иполито Иригойен попал на небо. После этого он захотел очистить родной Буэнос-Айрес от преступности и коррупции, но случайно его уничтожил.

Автор использовал маленькие макеты зданий и плоских марионеток, которых он двигал по отснятому фону. Причём работал он прямо на крыше своего дома, чтобы передать естественное освещение.

Мультфильм выпустили в прокат, и он даже стал успешным. Но впоследствии его постигла трагическая судьба. Большую часть копий в те времена не хранили, а переплавляли на расчёски. И единственный оставшийся экземпляр сгорел при пожаре.

15. 100 лет

Режиссёр: Роберт Родригес

И наконец, совершенно уникальный случай. Этот фильм снят, и его единственная копия в целости и сохранности. Но увидеть его можно только через 100 лет.

Режиссёр Роберт Родригес создал этот проект для коньячного бренда Louis XIII. Главную роль исполнил Джон Малкович. Если судить по трейлерам, которые есть в интернете, сюжет представляет собой различные варианты развития будущего: от высоких технологий до разрушения цивилизации.

Копию ленты поместили в специальную капсулу и спрятали в подвалах здания Louis XIII во Франции. Открыть её будет возможно 18 ноября 2115 года.

Разумеется, всё это — рекламная кампания бренда. Но главное, чтобы фильм действительно существовал и оказался хорошим.