10 захватывающих фильмов, в которых реальность тесно переплетается с вымыслом

Страшные фантазии Гильермо дель Торо, забавные сны Мишеля Гондри и безумие Дэвида Линча.

1. Лабиринт Фавна

El laberinto del fauno

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

  • Мексика, Испания, 2006 год.
  • Фэнтези, драма, военный.
  • Длительность: 1 час 58 минут.
  • IMDb: 8,2.
Кадр из фильма «Лабиринт Фавна»

Во времена правления Франко юная Офелия и её беременная мать переезжают к отчиму — жестокому капитану Видалю. Ночью девочку навещает фея и отводит её к волшебному Фавну. Тот рассказывает Офелии, что она — принцесса подземного королевства, просто когда-то потеряла память. Чтоб вернуться в свои владения, девочке нужно выполнить три непростых задания.

Режиссёр Гильермо дель Торо во многих своих работах совмещает фэнтези с социальными темами и важными историями о прошлом. «Лабиринт Фавна», с одной стороны, рассказывает типичную сказку о принцессе и волшебном мире, с другой — напоминает об ужасных событиях во времена гражданской войны в Испании. И точно нельзя сказать, происходит ли всё с Офелией на самом деле или девочка так прячется от реальности.

2. Чёрный лебедь

Black Swan

  • США, 2010 год.
  • Драма, триллер.
  • Длительность: 1 час 43 минуты.
  • IMDb: 8,0.

Нина Сейерс — великолепная балерина, которая становится новой примой театра. Однако девушке не хватает уверенности в себе, поэтому режиссёр сомневается, сможет ли она исполнить сразу две партии в «Лебедином озере». А тут в труппе появляется талантливая конкурентка, которой не занимать раскованности.

В фильме Даррена Аронофски можно найти много параллелей с аниме «Истинная грусть». Но это не портит саму картину. Просто в обоих случаях основной сюжет смешивает проблемы в творческой работе героини и её жутковатые фантазии. К финалу «Чёрного лебедя» и вовсе трудно разобрать, что Нина сделала, а что — просто воплощение её страхов. Из-за этого драма превращается в тревожный триллер. 

3. 8 с половиной

  • Италия, Франция, 1963 год.
  • Драма, комедия.
  • Длительность: 2 часа 18 минут.
  • IMDb: 8,0.
Кадр из фильма «8 с половиной»

Режиссёр Гвидо Ансельми собирается снимать новый фильм, но мучается от творческого кризиса и никак не может сложить в голове общую картину. Он нанимает писателя для работы над сюжетом, потом встречается со своей замужней любовницей, а следом приезжает и жена режиссёра. Но Гвидо всё больше сомневается, что фильм вообще стоит снимать.

Этот фильм часто называют вершиной творчества Федерико Феллини. Возможно, он получился настолько удачным из-за того, что режиссёр вложил в него собственные переживания. Будучи уже статусным и обласканным критиками и зрителями, он показал, что до сих пор сомневается в своём таланте. Именно поэтому часть действия показана своеобразной фантасмагорией, в которой автор прячется от реальности: главный герой может улететь в небо или оказаться среди всех женщин, которые были в его жизни. И всё это вплетено в будничную жизнь.

4. Персона

Persona

  • Швеция, 1966 год.
  • Триллер, драма.
  • Длительность: 1 час 25 минут.
  • IMDb: 8,0.

Знаменитая театральная актриса Элизабет Фоглер прямо во время спектакля замолкает и вообще перестаёт разговаривать, хотя физически с ней вроде бы всё в порядке. Психиатр отправляет женщину на отдых в компании сиделки Альмы, которая очень любит рассказывать истории из своей жизни.

«Персона» — одна из лучших картин в огромной фильмографии Ингмара Бергмана и одновременно одна из самых загадочных. Режиссёр снимал и абсолютно будничные истории, вроде «Сцен из супружеской жизни», и почти философское фэнтези, как «Седьмая печать». Но в «Персоне» определить жанр затруднительно. Вроде бы фильм посвящён общению двух женщин. Но в какой-то момент неизбежно возникнет мысль: «А это точно два разных человека, а не две стороны одной личности?» И это только самая простая трактовка сюжета.

5. Малхолланд Драйв

Mulholland Drive

  • США, 2001 год.
  • Триллер, драма, детектив.
  • Длительность: 2 часа 27 минут.
  • IMDb: 7,9.
Кадр из фильма «Малхолланд Драйв»

Какую-то девушку пытаются убить в автомобиле, но машина попадает в аварию. Жертва выбирается, но теряет память. Она наугад приходит в первый попавшийся дом, где как раз поселилась начинающая актриса Бетти. Вместе девушки пытаются разобраться в прошлом незнакомки. С каждой минутой происходящее становится всё более странным.

Список фильмов о смеси реальности и вымысла не может обойтись без хотя бы одной работы Дэвида Линча. «Малхолланд драйв» поначалу кажется полностью сюрреалистичной историей, но, если внимательно следить за намёками, сюжет чётко складывается в понятную картину. И это отличное отражение того, как реальные поступки человека смешиваются с его фантазиями и страхами. 

6. Запределье

The Fall

  • США, ЮАР, Индия, 2006 год.
  • Фэнтези, драма, комедия, приключения.
  • Длительность: 1 час 57 минут.
  • IMDb: 7,9.

После неудачного трюка каскадёр Рой попадает в больницу с серьёзными травмами. Он даже думает покончить с собой, но знакомится с другой пациенткой — девочкой Александрией. Рой начинает рассказывать ей сказку о героях, которые путешествуют по миру, чтобы поймать злодея. 

«Запределье» заслуживает внимания просто из-за своей красоты: фильм снимали с минимумом компьютерных эффектов в 26 разных странах. Пейзажи и образы героев здесь просто завораживают. Заодно это ещё одна история, в которой вдохновляющая сказка становится отражением мрачноватой реальности.

7. Бёрдмэн

Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance)

  • США, 2014 год.
  • Драма, комедия.
  • Продолжительность: 1 час 59 минут.
  • IMDb: 7,7.
Кадр из фильма «Бёрдмэн»

Когда-то Ригган Томпсон был знаменитым актёром, сыгравшим супергероя Бёрдмэна в кино. Но теперь слава осталась в прошлом, и он ставит на Бродвее спектакль с собой же в главной роли. Премьере мешает буквально всё: от выходок одного из актёров до оборудования. 

Ирония этого фильма в том, что он частично отражает биографию Майкла Китона, исполнившего главную роль: когда-то он сыграл Бэтмена, но позже слава померкла. К счастью, именно «Бёрдмен» вернул актёру популярность. Весь фильм снят максимально реалистично, да ещё и с эффектом одного непрерывного кадра. Тем интереснее, что в действие вплетены видения Риггана: его постоянно преследует образ супергероя, утверждающего, что он ничего не достоин.

8. Полночь в Париже

Midnight in Paris

  • США, Испания, 2011 год.
  • Фэнтези, мелодрама, комедия.
  • Длительность: 1 час 34 минуты.
  • IMDb: 7,6.

Американский сценарист Гил приезжает в Париж вместе со своей невестой. Девушка на время оставляет его ради общения с другом. И тут Гил удивительным образом оказывается в 1920‑х годах. Он знакомится с Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом и Эрнестом Хэмингуэем, а потом показывает свою новую работу Гертруде Стайн. После такого возвращаться в своё время уже не хочется.

В этом фильме Вуди Аллена не стоит искать логику и какое-то объяснение событий. Он всё-таки не про путешествия во времени, а про поиски своего места в жизни и встречу с кумирами. Но всё же можно погадать: так ли реальны знакомства Гила или же это его мечты.

9. Нью-Йорк, Нью-Йорк

Synecdoche, New York

  • США, 2008 год.
  • Драма.
  • Длительность: 2 часа 4 минуты.
  • IMDb: 7,5.
Кадр из фильма «Нью-Йорк, Нью-Йорк»

Талантливый режиссёр Кейден Котар получает грант на свою следующую постановку. Он хочет создать реалистичное произведение, в котором выразит личные переживания. На огромном складе строят декорации настоящего Нью-Йорка, но работа растягивается на годы. Возможно, эта постановка просто сведёт автора с ума. 

Сценарист Чарли Кауфман известен сюрреалистичными работами вроде «Быть Джоном Малковичем» или «Адаптации». В своём режиссёрском дебюте он решил не отходить от стиля и показать, как гениальность может переходить в безумие. Ведь грань между жизнью автора и его творчеством всё больше размывается.

10. Наука сна

La science des rêves

  • Франция, Италия, 2006 год.
  • Фэнтези, комедия, драма.
  • Длительность: 1 час 45 минут.
  • IMDb: 7,2.

После смерти отца Стефан перебирается в Париж. Он устраивается дизайнером в компанию, производящую календари с обнажёнными девушками. Но работа оказывается очень скучной и не удовлетворяет творческие порывы Стефана. Спасают только дружба с необычной соседкой и яркие сны самого героя.

Работа Мишеля Гондри, известного по «Вечному сиянию чистого разума», — один из самых обаятельных фильмов о снах. Отчасти из-за того, что здесь все фантазии поданы с почти детской наивностью: ванна наполнена ватой и целлофаном, электробритва может превратиться в паука, да и вообще вокруг всё игрушечное. При этом картина остаётся очень живой: два фантазёра встречаются друг с другом и между ними возникают взаимные чувства. 

Обложка: кадр из фильма «Чёрный лебедь»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Алексей Хромов
Считаю этот фильм незаслуженно недооценённым на фоне остальных частей «трилогии»
Vinera Don
Люблю такие фильмы, но из этих не видела не одного.
Rustam Japarov
Я бы сюда добавил "Прошлой ночью в Сохо".