Кто такой финансовый уполномоченный и когда к нему надо обращаться

Специалисты этого профиля помогают решать денежные споры без суда.

Кто такой финансовый уполномоченный

Финансовый уполномоченный, или финансовый омбудсмен, — это тот, кто помогает физлицам решать финансовые споры с организациями, не вовлекая суд. Более того, если проблема есть в списке вопросов, которые находятся в компетенции омбудсмена, то обращаться к нему перед судом обязательно.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Институт финансовых уполномоченных появился в России в 2018 году. Это ведомство действует на федеральном уровне, но его представители также есть в каждом регионе.

Чем занимается финансовый омбудсмен

Уполномоченный помогает урегулировать спор клиента с компанией, которая оказала финансовую услугу. Исключение составляют случаи, когда услуга связана с предпринимательской деятельностью, так как ИП остаётся физлицом.

К омбудсмену можно обращаться по вопросам, которые связаны:

  • со страховыми организациями, кроме тех, что занимаются обязательным медицинским страхованием;
  • с микрофинансовыми организациями;
  • кредитными организациями, в том числе кредитными потребительскими кооперативами;
  • ломбардами;
  • негосударственными пенсионными фондами.

То есть к финансовому уполномоченному надо идти, если, например, кредитная организация насчитала непонятные проценты и пытается взять с вас больше денег или страховщик отказывает в выплате.

Правда, есть нюанс. Организация должна находиться в одном из двух списков: в реестре Центробанка или перечне компаний, согласившихся добровольно сотрудничать с уполномоченными. Иначе нужно обращаться сразу в суд.

При каких условиях можно обращаться к уполномоченному

При обращении к омбудсмену сумма претензий не должна превышать 500 тысяч рублей. Однако лимит не распространяется на случаи, когда нарушается порядок страхового возмещения по ОСАГО или ведётся спор с негосударственным пенсионным фондом. В таких ситуациях можно обращаться к финансовому уполномоченному, даже если речь идёт о больших суммах.

Также с того момента, когда вы узнали или должны были узнать о том, что ваши права нарушены, должно пройти не больше трёх лет. Однако уполномоченный может принять обращение и по истечении этого срока, если вы не могли прийти к нему раньше по уважительной причине. Её необходимо будет подтвердить документами.

К омбудсмену не получится обратиться в следующих случаях:

  • если вы уже подали иск или получили решение суда по спорному вопросу;
  • компании, оказавшей услугу, больше не существует, она потеряла лицензию или обанкротилась:
  • вопрос касается морального ущерба.

Как обратиться к финансовому уполномоченному

Подать заявление в организацию, с которой возник спор

Прежде чем идти к омбудсмену, необходимо сначала попробовать урегулировать разногласия с самой компанией. Для этого надо отправить заявление в письменной или электронной форме — шаблоны есть на сайте финансового уполномоченного. Возможно, получится решить вопрос напрямую. А если нет, можно будет предоставить омбудсмену доказательства, что вы пытались, но у вас не вышло.

На ответ организации даётся 30 дней. Однако срок сокращается до 15 дней, если соблюдаются следующие условия:

  • проблема возникла менее 180 дней назад;
  • заявление отправлено в электронной форме и оформлено по шаблону.

Подать заявление уполномоченному

Сделать это можно в электронном виде непосредственно на сайте омбудсмена или на «Госуслугах». Алгоритмы примерно похожи, всё интуитивно понятно. Но для верности можно посмотреть образцы для разных случаев на сайте финансового уполномоченного.

Чтобы заполнить заявление, вам понадобятся:

  • ваши личные данные;
  • данные финансовой организации;
  • сведения о предмете обращения;
  • фото или скан договора с финансовой организацией;
  • фото или скан заявления в финансовую организацию о восстановлении нарушенного права;
  • данные ответа финансовой организации на заявление о восстановлении нарушенного права;
  • данные документов, подтверждающие направление заявления о восстановлении нарушенного права;
  • данные доверенности на право распоряжения денежными средствами.

В зависимости от ситуации могут потребоваться и другие документы.

Что будет после подачи заявления уполномоченному

В течение трёх рабочих дней омбудсмен должен будет рассмотреть заявление и принять или отклонить его. Если оно принято, решение по нему должно быть вынесено в срок от 15 до 30 рабочих дней. Ответ придёт в личный кабинет на сайте, на котором вы подавали заявление.

Решение вступает в силу через 10 дней. Его также направят в финансовую организацию, чтобы та в указанный в бумаге срок выполнила требование омбудсмена. Если это не произойдёт, необходимо будет снова обратиться к уполномоченному. Он выдаст удостоверение, которое можно будет передать приставам для взыскания денег.

Если решение омбудсмена вам не понравится, у вас будет 30 дней, чтобы обратиться в суд.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Каролина Вилья / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий