Фриланс: как не стать рабом собственной независимости

Работа из дома таит в себе несколько ловушек, попав в которые вы начинаете чувствовать себя в родных стенах как в тюрьме. Решить проблему постоянных дедлайнов, отсутствия выходных и нехватки времени на личные вопросы может элементарная организованность. Проверено на личном опыте.

Фрилансер. Есть в этом понятии некая романтика свободного и независимого человека. Он делает что и когда захочет. Самостоятельно определяет рамки своей личной и профессиональной жизни. А самое главное, он сам себе начальник. Именно так думает большая часть офисных сотрудников. И только опытный внештатник подскажет, что фриланс не такая уж и сладкая свобода. Без элементарной организованности удалённая работа способна плавно перейти в добровольное рабство. И уже через месяц без выходных и нормального общения с друзьями вы будете мечтать о душном офисе, нормированном графике и «начальнике-вампире».

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Всё же и у фрилансеров есть свои правила, не следовать которым — значит превращать свою жизнь в маленький ад.

1. Армейская дисциплина

Через полгода работы из дома одно знаешь точно: ответственность и дисциплина — те два кита, на которых держится душевное равновесие и здоровье удалённого работника. А фрилансить — значит быть ещё более занудным и правильным в сравнении с любым другим, даже самым образцовым офисным сотрудником.

Главная проблема, с которой сталкиваешься после «отходняка» от офисной жизни, — быстрое привыкание к ненормированному сну, что, в свою очередь, приводит к постоянной нехватке времени на выполнение своей работы. Как ни странно, именно понимание этой неожиданной свободы заставит вас делать глупые вещи, обнажив печальную реальность банальной неорганизованности.

Необходимость пять дней в неделю ездить в офис на определённое время и была тем самым «клеем», который сдерживал вас в нормальном жизненном ритме. Стандартные почасовые и поминутные действия на самом деле желают вам добра, оберегая от скверных синяков под глазами, неубранной квартиры, нехватки времени на бытовые мелочи и постоянных «ой, давай завтра договоримся».

Жизненные советы:

  • Любите утро, где не должно быть никаких соцсетей до 12:00. Все эти тайм-менеджеры правы: наиболее продуктивная часть суток — утро. И то, как вы его начнёте, определит весь ваш следующий день. Внештатнику в 99 случаях из 100 для работы нужен интернет. Первая ошибка, которую многие допускают после проверки рабочей почты, — проверка обновлений в соцсети. Как показывает практика, пятью минутами это дело не обходится. И если утро началось с сети, день пропал. Поэтому начните его с решения важных дел.
  • Планируйте день. Прозвучит банально, однако самый верный способ начать жить организованно — обзавестись ежедневником. Не блокнотом с разноцветными листами или детской записной книжечкой, а именно ежедневником, куда вы каждый день будете записывать все свои дела. Не упускайте ничего: даже поход в магазин, приготовление завтрака и принятие душа вечером должны быть внесены в план действий на каждый день.
  • Оставьте вечер для развлечений. Каким бы ни был соблазн посмотреть днём фильм, почитать лёгкую статейку о жизни Ренаты Литвиновой, попереписываться с друзьями, попробовать сплести браслет по интересной схеме — не поддавайтесь. Все эти действия быстро приведут вас к необходимости ночной работы, где вас ждут недосыпания, пробуждения в обеденное время и перетруженные глазные капилляры.
  • Обяжите себя финансово. В том смысле, что запишитесь на какие-то курсы с фиксированным временем посещения (лучше утром). На первых порах это реально очень помогает вернуться к прежней организованности.

2. Здоровье

Многие жалуются, что в офисе не получается нормально пообедать, а вот если работаешь из дома… То так же не получается нормально пообедать, а ещё позавтракать и поужинать. Даже находясь дома, в нескольких метрах от плиты и холодильника, всё равно вспоминаешь о физической потребности в еде уже тогда, когда желудок «поёт» заунывные песни. И вместо того, чтобы воспользоваться всеми преимуществами домашней кухни, давишься бутербродами с чаем. Это ведь экономит время. На поход к гастроэнтерологу, к примеру.

Офисный сотрудник хотя бы завтракает и ужинает нормально. А вот фрилансер, у которого со временем дом и работа сливаются воедино, напрочь забывает о горячей и полезной еде.

Жизненные советы:

  • Если не хотите получить гастрит и полный пакет прилагаемых к нему проблем, впишите полноценное питание в свой бесценный ежедневник. Вас никто не заставляет проводить часы на кухне за приготовлением кулинарных изысков, благо интернет полнится простыми и вкусными рецептами. Можно отдать предпочтение варёным и тушёным продуктам: они готовятся быстрее, но при этом полезны. И не забывайте о горячей еде. Даже банальный овощной суп способен решить многие проблемы.
  • Запишитесь в тренажёрку. Либо начните бегать по утрам или кататься на велосипеде. Одним словом, подумайте над физическим развитием. Работа из дома — это зачастую сидячая работа в статичной позе. Офисный сотрудник и здесь выигрывает. Он по дороге в офис двигается. Стандартный маршрут фрилансера: кровать — компьютер — кухня. Открывайте дверь: проблемы со спиной уже на пороге.
  • Берегите глаза. Многие скажут, что и офисный работник страдает от проблем со зрением. Но не так, как фрилансер. Уже сама суть этого понятия — работать над несколькими проектами одновременно — предполагает далеко не восьмичасовой рабочий день. Иногда и по 15 часов приходится сидеть за компьютером, разглядывая пиксели на мониторе. Поэтому не ленитесь делать гимнастику для глаз. Они вам за это только благодарны будут.

3. Общение

Здесь кому как повезёт, конечно. Можно быть удалённым журналистом, который каждый день ездит на интервью, и тогда проблема отсутствия живого общения отпадёт сама собой. Но если вы относитесь к той категории людей, которым важны разговоры за обедом, чаем, на деловых встречах и просто обмен фразами во время рабочего процесса, то работа из дома может показаться непростым испытанием. А проверять ваши нервы будут тишина и одиночество. Иногда это действительно угнетает.

Жизненные советы:

  • Отличное решение — коворкинг. Уже создано много таких совместных рабочих пространств, всевозможных арт-кафе и прочих заведений, где люди одним только своим присутствием создают сосредоточенную рабочую атмосферу. Погуглите и наверняка найдёте где-то поблизости от своего дома или в соседнем районе подобные заведения, которые не позволят вам сойти с ума дома в одиночестве.
  • Если коворкинга поблизости нет, а родные стены уже примелькались, всегда можно найти кафе, в крайнем случае «Макдоналдс», где будет свободный доступ к Wi-Fi. Здесь вы и людей найдёте, которые своими голосами создадут необходимый «офисный фон».
  • Не отдаляйтесь от друзей и родных, что очень легко и быстро происходит по причине всё той же неорганизованности и отсутствия планирования времени. Не забывайте, что большинство ваших близких заканчивают рабочий день в положенное время, а вечером отдыхают. И если вы не перестанете откладывать выполнение заданий на более поздние часы, то со временем можете забыть о совместных посиделках в кафе и прогулках по вечернему парку.
  • У вас должны быть выходные. И это реально очень важно. Работая из дома над проектами, которые действительно нравятся, забываешь о нормальном сне, общении с друзьями, праздниках, а ещё жертвуешь своими выходными. Работа ведь прёт, так чего ж останавливаться?! Остановиться действительно стоит, иначе потеряете нормальный счёт времени. Раз в неделю должна быть хотя бы одна перезагрузка мозга, если не хотите в итоге быть оторванными от внешнего мира.

4. Личное пространство

С ним произойдёт интересная штука: оно куда-то исчезнет. Работая внештатником, начинаешь понимать, зачем некоторые выделяют отдельную комнату под рабочий кабинет. Если этого не сделать, то рабочим кабинетом вскоре станет вся квартира. И каждая тумбочка, книжка, даже любимая кровать будет ассоциироваться с планами, дедлайнами и ежедневниками. Родные квадратные метры превратятся в сплошной офис, где вам придётся не только работать, но и жить.

Жизненные советы:

  • Совет здесь, по сути, очевиден: выделите в доме отдельный рабочий уголок, если не можете позволить себе рабочий кабинет. И уголок этот должен состоять из стола, стула и настольной лампы. Никаких вылёживаний на диване, коврах, «йоги» на кресле или табуретке. Вспомните о пункте «Здоровье» и проблемах со спиной.
  • И снова коворкинг. Он, родимый, как нельзя лучше воссоздаст офисную атмосферу рабочего счастья.
  • Некоторые советуют одеваться в деловую одежду, прежде чем сесть за работу. Это, конечно, на любителя. Нельзя сказать, что совет решит все проблемы разом, но попробовать тоже можно. Хотя, признаться честно, не работает.

5. Личное время

Да и вообще всё личное: семья, отношения, мечты и планы. Фриланс действительно предполагает расширение ежедневного графика в пользу выполнения вашей непосредственной работы. Как вы и хотели, вы получили независимость от штатного места и прямого подчинения кому бы то ни было. Но теперь вы должны едва ли не каждую неделю искать себе работу, договариваться с возможными работодателями, свыкнуться с непостоянным доходом. Всё это требует дополнительных часов. И жертвовать придётся личным временем.

Жизненные советы:

  • И опять на горизонте появился спаситель-ежедневник. Если не хотите выглядеть заросшим и небритым чудовищем, выделите уходу за собой должное место в своём графике.
  • Вы поймёте, почему так нужны выходные. Именно в эти редкие дни беззаботности можно переделать кучу личных дел, накопившихся за неделю круглосуточной работы.
  • Финансовое наказание. Чтобы не было соблазна в последний момент отказаться от встречи со знакомыми, потому что вы в очередной раз увлеклись чтением ленты новостей и не успели с работой, забронируйте столик в кафе, купите билеты в кино. В общем, опять-таки обяжите себя финансово. Всё же теперь вы сам себе бухгалтер.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Girl working with laptop http://barnimages.com/
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Anastasija Semakina
23.05.15 14:02
Готова подписаться под каждым словом. Все так и есть! Интересно, сколько времени автор находится "в свободном плаванье" ? По поводу совета, что должны быть выходные. Слышала такую мысль по этому поводу - (примерно)) "нужно время, чтобы заточить топор" :) Без перезагрузки и полноценного (даже пускай принудительного) отдыха работоспособность будет падать, как ни крути.
Anastasija Semakina
23.05.15 14:10
Вы просто хороший, организованный человек, видимо :) Я же, не сказать, что плохо живу во фрилансе, но то о чем пишет автор знакомо очень близком. Каждый пункт.
Dmitry Pavlov
23.05.15 14:40
Дисциплина. И понимание того, что отвечаешь за ВСЁ только сам. Что никто не позаботится о тебе и не скажет что и когда делать. Это привносит дополнительный стресс. Безусловно. Но это дает и дополнительную свободу. Не нужно никого спрашивать, что тебе можно/нужно, что нет. Мне это нравится. Стресс постепенно ушел на второй план. А по поводу жизненных советов - мне помогает менять место работы, переключаясь между делами. Например, я пару часов трачу на один проект дома, потом перемещаюсь в кафе, работаю там пока не сядет аккумулятор, потом еду по бытовым делам, подзаряжая ноут в машине. И тп. Пока я перемещаюсь я успеваю немного передохнуть головой и переключиться между контекстами.
Olga Smile
17.02.17 01:53
Спасибо, очень многое резонно и логично, но все и вправду зависит от организованности, если она есть, неважно, где и что ты делаешь, можно адаптироваться к любым условиям. Можно попробовать менять место работы или город и страну, в которой работаешь. Однако для меня по поводу утра вообще не работало никогда, а офисе, дома, в универе - я частенько продуктивнее работала вечером, когда все уходили с работы или ближе к ночи, когда все спят)))))
Читать все комментарии