Как видеоигры помогают избежать депрессии и развить полезные навыки

Геймеры могут собой гордиться: наука доказала, что игры полезны для нашего ума и сознания. Оказывается, с помощью таких развлечений можно достичь заметных высот в деле саморазвития. Что еще важнее, видеоигры стимулируют наш мозг и минимизируют вероятность развития депрессии.

«All work and no play makes Jack a dull boy», — набирал главный герой «Сияния» на печатной машинке. Действительно, понятие «работа» зачастую рассматривается как антоним слова «развлечение». Однако последние научные исследования доказали: противоположностью игр является депрессия.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

JD Hancock/Flickr.com

Впервые подобную идею высказал Брайан Саттон-Смит (Brian Sutton-Smith), учёный, который посвятил свою жизнь исследованию психологического аспекта игры. Он стал известен в 50–60-х годах XX века, когда изучал влияние развлечений на детей и взрослых. Саттон-Смит узнал, что во время игры люди становятся более уверенными в себе и энергичными, испытывают сильные позитивные эмоции. По сути, все это является описанием состояния, прямо противоположного депрессии, когда человек невероятно пессимистичен, особенно насчёт собственных талантов, возможностей и перспектив.

Саттон-Смит провёл большинство своих исследований задолго до того, как учёные начали использовать технологичные аппараты для сканирования мозга, чтобы отслеживать процессы кровообращения и таким образом диагностировать душевные заболевания. А еще он работал не зная, что видеоигры захватят наш мир.

По статистике, более 1,23 миллиарда человек увлекаются компьютерными играми, но, самое важное — мы теперь знаем, что именно происходит в голове у этих людей.

За последние несколько лет было проведено множество исследований с использованием функциональной магнитно-резонансной терапии. Самое заметное из них провёл Стэнфордский университет, который «заглянул» в мозг геймеров.

Результаты показали: когда мы играем в видеоигры, две области нашего мозга постоянно стимулируются: та, что отвечает за мотивацию, и та, что заставляет нас желать достижения новых целей.

Ведь во время такого развлечения мы невероятно сфокусированы на выполнении задания. Неважно, решаем ли сложные задачи, пытаемся найти скрытые объекты, стремимся к финишу или набираем максимум очков. Любая из этих целей полностью захватывает наше внимание, мотивирует и заставляет сосредоточиться. Мы ожидаем, что достигнем успеха — и соответствующая доля мозга начинает активно работать, заставляя нас желать победы.

JD Hancock/Flickr.com

Между тем все игры (не только образовательные) рассчитаны на то, что человек будет учиться. Первый уровень всегда простой, игрок легко втягивается в процесс, проверяет различные стратегии действия и собственные навыки. С каждым уровнем задачи становятся всё сложнее, и большинство игр сделано так, чтобы человек продолжал учиться на всем протяжении сценария.

Именно получение нового опыта является залогом возрастающего интереса игрока, и в этом заключается секрет удовольствия от видеоигр. Когда ничего не происходит и вас не подталкивают к обучению, восторг пропадает. Человек прекращает играть.

Так, мало кто из взрослых любит классические «крестики-нолики» — все стратегии победы уже выучены наизусть.

Но до тех пор, пока игра будет требовать от вас усердия и прилежности, гиппокамп будет включён в процесс, а сам игрок — получать удовольствие от прохождения.

JD Hancock/Flickr.com

Если вы когда-нибудь думали о том, почему, провалив 20 раз подряд один уровень в Angry Birds, делаете новую попытку снова и снова, то для этого явления есть научное объяснение. Подобный энтузиазм — результат сценария неврологической активации. Для не-геймеров подобное поведение может показаться иррациональным и навязчивым. Но это именно то устойчивое состояние, которого стоит ожидать от человека, чей мозг полностью сфокусирован на достижении цели. Кроме того, после прохождения уровня геймер становится увереннее в себе, благодаря полученным знаниям и опыту.

И вот что самое интересное: если человек находится в состоянии клинической депрессии, две области его мозга недостаточно стимулируются, и это те же самые регионы, которые стимулируются хорошо, когда мы играем в видеоигры.

В неврологическом смысле игра является прямой противоположностью депрессии.

Когда область мозга, отвечающая за мотивацию, недостаточно активна, мы не ожидаем никаких наград и успеха. Вследствие этого перестаём верить в свои силы, становимся пессимистичными и теряем желание делать хоть что-то. Малая стимуляция данной области мозга означает, что в ней не происходит активного кровообращения. Таким образом, длительное состояние депрессии или отсутствие мотивации может привести к тому, что мы потеряем способность к обучению.

JD Hancock/Flickr.com

Наиболее распространённая интерпретация результатов проведённых исследований говорит нам о том, что депрессию можно купировать с помощью видеоигр. Судя по всему, те игроки, которые находятся в таком клиническом состоянии, могут заниматься самолечением играми. Геймеры часто испытывают чувство облегчения, избавляются от симптомов депрессии и получают удовольствие.

Но, безусловно, лечить депрессию видеоиграми никто не предлагает — это довольно опасный путь. Игрок может дистанцироваться от собственных проблем или заниматься подавлением неприятных эмоций. Многие люди действительно используют игры, чтобы сбежать в мир иллюзий и как можно меньше контактировать с реальностью.

Сам факт того, что видеоигры меняют наше настроение, не должен вас пугать. Дело в том, что садиться за игру нужно с определенной целью: например, развить креативность (Minecraft), решить проблему (Portal), улучшить взаимоотношения в семье (Scrabble), повысить стрессоустойчивость (League of Legends).

Исследователи обнаружили, что если играть целенаправленно, то можно повысить уверенность в себе и развить навыки, необходимые в реальной жизни. Играя, чтобы стать лучше (в чём угодно), вы понижаете риск развития депрессии и становитесь более устойчивым к меняющимся жизненным обстоятельствам.

Для того, чтобы игры приносили пользу, нужно постоянно держать в памяти цели, которые вы хотите достичь. Тогда геймерство как таковое становится не пустым времяпрепровождением, а настоящим тренингом.

Ну что, сыграем?
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Андрей Нежданов
20.11.15 18:05
Здравствуйте. Тут дело в приоритете. Если вместо учебы/саморазвития - человек будет "чертиков гонять" - результат будет плачевный. Известны случаи когда геймеры практически полностью абстрагировались от "реальной" жизни. Но ведь человек живет "здесь" а не "там". И если для геймера "ап" уровня важней чем починка крана в ванной - беда с этим человеком. Периодически появляются статьи авторы которых утверждают, что видеоигры чего-то "развивают". А на деле, что "развивается"... Жировой пояс по талии. Гиподинамия. Сужение социальных контактов. Видеоигры не развивают интеллект, память. Книги хорошие читайте, учите стихи, или просто пройдитесь по улице. Пользы будет больше. Во время игры, геймер схож с человеком просматривающим телепередачу. Это состояние легкого транса. В чем прелесть таково существования? Спасибо.
Александр Шапенков
20.11.15 22:07
В очередной раз перепутали депрессию с дисфорией. Дисфория - подавленное, грустное настроение, упадок сил. С каждым случается. Проходит само. Депрессия - тяжелое психическое заболевание. Насколько помню с курса психиатрии, характеризуется тремя "а": апатия, абулия, адинамия. То есть отсутсвие чувств, желаний, движения. Это такой человек, который просыпается рано (характерно для депрессии), и потом весь день сидит на постели, смотрит в одну точку. Играть он не сможет, игра просто не захватит его. Интересен опыт вышеназванного ученого по лечению депрессии играми. Депрессия лечится таблетками. И противоположностью депрессии является маниакальный синдром.
Леся Субботина
17.06.16 01:12
"да уж.. а сколько великих людей вышло из геймеров... ооо... вот загибайте пальцы... ээ... блин.. и не вспомнить даже одного... )))" Вот только не хватит пальцев для указания тех людей, которые играя(или разрабатывая эти игры) зарабатывают деньги. Сначала игра приносила удовольствие, потом стала приносить и деньги. Здорово? Я думаю да. А ведь какой процент людей получает удовольствие от своей работы?)
Дмитрий Кочев
03.08.16 11:59
Илон Маск
Читать все комментарии