Вопреки расхожему мнению, настоящие русские сказки вовсе не про женскую покорность. Но проблема в том, что большинство произведений дошло до нас в отредактированном виде.
«Чистый» фольклор в России начали массово собирать только в XIX веке, и эти находки часто шокировали публику. Сказки казались крамольными, жестокими и богохульными. Чтобы обойти цензуру, приходилось прибегать к редакторской обработке. В процессе из текста удаляли огромные фрагменты, часто нарушая суть повествования. Так пропали темы смерти, сексуальности, первопричин явлений, а связи с обрядами и табу прошлого стали почти неразличимыми. Всё было вычищено, чтобы сделать продукт интересным широкому кругу читателей. И сказки превратились в развлекательные истории со схематичными сюжетами и чудаковатыми персонажами.
К счастью, до наших дней всё же дошли материалы, записанные без правок. Самым популярным автором подобных сборников является Александр Николаевич Афанасьев. Собранные им произведения доступны как в стилистике народных сказителей, так и в адаптированном и не сильно искажённом варианте. Их стоит прочитать каждому, кто интересуется фольклором и готов увидеть в нём нечто большее, чем перечень устаревших клише.
Именно в таких неотредактированных сказках можно найти героинь, с которых хочется брать пример.
1. Василиса из сказки «Василиса Прекрасная»
Василиса — типичный пример selfmade woman. Девочкой она остаётся без матери и растёт под контролем злой мачехи до тех пор, пока та не отправляет падчерицу на верную смерть к Бабе‑Яге.
Возле избушки колдуньи Василиса видит частокол из человеческих костей и черепов. Понимая, что дома не ждут и деваться некуда, героиня берёт себя в руки, подавляет страх и нанимается в служанки. Со временем она становится правой рукой Яги, осваивает тайные ремёсла, а при «увольнении» получает подарок — череп с горящими глазами. Тогда и наступает время расплаты.
Повзрослевшая Василиса возвращается домой и с помощью черепа заживо сжигает своих обидчиков. А после бежит в город. Там девушка не сидит сложа руки, а занимается ткачеством. Материя, созданная Василисой, настолько тонка, что о мастерице вскоре узнаёт царь. Он оценивает её работу и красоту и отдаёт не только крупный госзаказ на партию сорочек, но и руку с сердцем в придачу.
Замуж Василиса выходит звездой индустрии и человеком со связями в потустороннем мире. Такой союз делает честь мужчине, который благодаря влиятельной супруге поднимается над законами мирового порядка.
Чему учит сказка
Работать над собой, становиться лучшей в профессии, обзаводиться нужными связями, не зацикливаться на замужестве и расти благодаря своим умениям.
2. Елена Премудрая из одноимённой сказки
Солдат выпускает из тюрьмы нечистого духа. Своего освободителя чёрт сначала выручает в переделках, а затем определяет к себе во дворец – присматривать за дочерьми. Те каждую ночь сбегают из дома, и солдат решает проследить за ними. Обернувшись малиновкой в одну из таких отлучек, главный герой впервые видит Елену Премудрую.
Она — королевна с активами и недвижимостью в заморской стране. Более того, девушка ещё и звезда для прослойки интеллектуальной мировой элиты. Ради возможности поучиться её мудрости каждую ночь из дома сбегают не только подопечные солдата, но и сотни других царевен со всех уголков Яви и Нави. Замуж Елена, понятное дело, не спешит и всё время вкладывает в развитие мозга и профессиональных навыков.
Главный герой влюбляется и решает сражаться за сердце Елены. Это может стоить ему жизни, ведь притязания на руку девушки из другой социальной прослойки воспринимается как грандиозная дерзость. И только после преодоления всех испытаний герой женится на царевне, чтобы жить душа в душу, несмотря на мезальянс.
Чему учит сказка
Она напоминает об эволюционном принципе: каждый человек стремится заполучить самого статусного и престижного партнёра из всех доступных. То есть для получения лучшего жениха быть красивой важно, но недостаточно. Нужны мозги, место в социуме и хорошая собственная материальная база.
3. Марья Моревна из одноимённой сказки
Эта сказка рушит патриархальные стереотипы с самого начала. После смерти родителей у главного героя Ивана‑царевича на попечении остаются три сестры. И он не выдаёт их замуж насильно, а апеллирует к их решениям и ответственности.
Когда все три сестры пристроены, Иван‑царевич решает пожить для себя и отправляется странствовать. По дороге он видит поле боя. Умирающий витязь сообщает: «Всё это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна». Заинтригованный герой отправляется посмотреть на воительницу — и влюбляется.
Брак с Марьей Моревной Иван‑царевич заключает на том же поле после томных ночей в её шатре. И потом не забирает жену к себе, а отправляется за ней. Потому что супруга занята на государственной службе, её карьера важнее, а вклад в семейный бюджет — больше. Даже проступок, из‑за которого Кощей вырывается на свободу, совершает не любопытная женщина, а заскучавший безработный муж.
В финале сказки Иван исправляет свои ошибки. Но удаётся это ему только благодаря вмешательству зятьёв‑оборотней. Когда все испытания оказываются позади, герой с праздности переключается на деятельность и начинает наживать добро совместно с супругой.
Чему учит сказка
Независимости, в том числе финансовой, самостоятельности и силе. Ведь дева‑воительница Марья Моревна громит армии противников, управляет собственным королевством, удерживает в кандалах Кощея и выходит замуж уже сексуально опытной. Мужа себе она выбирает самостоятельно, по сердцу, а не по размеру его королевства.
4. Настенька из сказок «Дочь и падчерица» и «Морозко»
Мать главной героини умирает. Отец женится снова и приводит в дом женщину с дочкой от первого брака. Новые родственники издеваются над Настенькой и, когда появляется возможность, отправляют её замерзать в лес. Однако всем смертям назло Настенька возвращается домой — причём с подарками и женихом. В отличие от своей сводной сестры Марфуши.
Трактуя эту сказку, важно смотреть не на сюжетную канву, а на исторический контекст. «Морозко» и «Дочь и падчерица» относятся к произведениям, где описаны обряды посвящения. Тысячи лет назад, чтобы быть признанным взрослым, человеку требовалось пройти через испытания, преодолеть базовые инстинкты и показать готовность пожертвовать собой ради интересов общины. Конечно, выживали не все.
Настенька справляется не из‑за скромности и доброты, а благодаря тщательной подготовке и коммуникационным навыкам. Всего этого не было у Марфуши, которая отказывается от помощи мышки (символически потустороннего помощника), дерзит Морозу Ивановичу и, недостаточно оценив уровень опасности, берёт на себя слишком много рисков. Она не жадная или глупая, а неподготовленная.
Чему учит сказка
Уважать правила и отправляться в опасное путешествие подготовленным. Искать союзников и выстраивать отношения на основе взаимной выгоды: помогать первой, чтобы потом помогли тебе.
5. Алёнушка из сказки «Разбойники»
Алёнушку можно было бы назвать жертвой патриархальных стереотипов, если бы не её активная жизненная позиция.
Когда родители девушки уезжают и оставляют её одну на ночь, в дом проникает разбойник. Хитростью Алёнушка избавляется от него, но позже становится объектом мести его друзей. Бандиты вводят мать и отца героини в заблуждение, и те силой выдают дочь замуж за одного из шайки. Но Алёнушка сбегает от мужа, возвращается домой и сдаёт преступников органам охраны правопорядка.
Эта сказка фиксирует определённые социальные нормы. Согласно им, девушка, проведя ночь с мужчиной даже против своей воли, была вынуждена выйти замуж, чтобы избежать позора. А проверить благонадёжность жениха было не всегда возможно из‑за отсутствия средств связи и неразвитого транспортного сообщения. Нередко муж был котом в мешке до начала совместной жизни.
Однако несмотря на консервативность и патриархальность общества, уйти от жестокого мужа у некоторых получалось даже в древности. Спасала последовательность действий, готовность обращаться за помощью и бороться изо всех сил.
Чему учит сказка
Тому, что важно уметь постоять за себя. Не терпеть жестокое обращение, уходить из опасных отношений и не покрывать тирана, а привлекать его к ответственности.
6. Марья‑царевна из сказки «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»
Марья‑царевна – зачарованная невеста, которая не может самостоятельно вернуться в мир живых. Её образ отсылает к брачным обрядам и вере славян в то, что настоящая жизнь женщины начинается только после замужества.
Андрея‑стрелка, своего будущего мужа, Марья встречает в виде горлицы. Потенциальный супруг её подстреливает, но в последнюю минуту жалеет, забирает к себе домой. Там героиня меняет обличье и предстаёт прекрасной девицей, которая становится верной и мудрой женой.
Марья‑царевна благодарна за своё спасение. Она много работает на благо семьи, поражает окружающих верностью и мастерством. Поэтому Андрею завидуют многие, включая его шефа — царя. Тот влюбляется в Марью и мечтает извести своего подчинённого, чтобы на ней жениться.
Но вместе супруги преодолевают все трудности. Мудрость главной героини не только спасает Андрею жизнь, но и повышает его статус: он становится первым человеком королевства.
Чему учит сказка
Уметь хранить верность и отвечать благодарностью на доброе отношение. Когда в Марью влюбляется царь, она не уходит к более успешному мужчине, а остаётся в семье. По рациональным соображениям. Ведь реализовывается Марья‑царевна в том числе через супруга, развиваясь синхронно с ним. Измена в этом случае становится игрой против собственных интересов: в случае неудачи придётся начинать всё заново, а это разорительно, учитывая недолгую жизнь наших предков.
7. Царевна из сказки «Царевна‑лягушка»
В известной с детства «Царевне‑лягушке» инициатором женитьбы становится женщина. Брак ей необходим для достижения своих целей.
Понимая, что она вряд ли понравится царевичу в образе лягушки, девушка предлагает компенсацию. В некоторых вариантах повествования она приносит потерявшуюся и такую нужную стрелу. В других — человечьим голосом озвучивает условия и обещает волшебную поддержку после свадьбы.
Как и в предыдущей сказке, царевна становится женой всем на зависть. Но завидуют царевичу не только из‑за красоты и светских качеств супруги. Женщина вкладывается в отношения, поддерживает мужа, помогает ему в карьерном продвижении. Её связи и способности делают брак выгодным каждой из сторон и потому устойчивым.
Но сказка не только об этом, но и о вторичности красоты как женского достоинства. Иметь просто смазливую жену считалось глупым уже в древности. А вот умная, трудолюбивая и работоспособная была большой удачей. Такие девушки и становились прототипами волшебных царевен.
Чему учит сказка
Адекватно оценивать силы, помнить о собственных интересах, выставлять выгодные для себя условия, заключать win‑win‑сделки и быть верной данному обещанию.
8. Царь‑девица из сказки «Иван‑царевич и Царь‑девица»
Героиня сказки — царевна с собственным флотом и армией. Катаясь на лодке со своими подругами, она замечает Ивана‑царевича, первая знакомится с ним и предлагает пожениться.
Тот рад удаче, но обстоятельства складываются против него. Он засыпает перед свиданиями с Царь‑девицей из‑за чар влюблённой в него жены дядьки. Такое отношение дважды прощается, но затем героиня отказывается от поклонника. Ивану‑царевичу приходится приложить немало усилий, чтобы вернуть расположение царевны.
Мужчину в этой сказке «берут за красоту». При этом, когда жених пусть и невольно, но всё же демонстрирует недостаточную заинтересованность, Царь‑девица моментально охладевает. Она даёт несколько шансов и, не увидев перемен в поведении любимого человека, самоустраняется.
Ради примирения герой отправляется в опасное путешествие. Оно символизирует обряд инициации, а его успешное завершение показывает, что юноша становится мужчиной и получает все права взрослого человека: на собственность, голос и брак. До этого жениться он не мог, поэтому и чуть не упустил невесту. Но теперь, хоть и не сравнялся по статусу с супругой, всё же получил возможность быть с ней рядом.
Чему учит сказка
Ценить собственную независимость и не бояться сделать первый шаг. Не бегать за немотивированным партнёром и оценивать потенциального супруга по поступкам.
9. Богатырка Синеглазка из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»
Героиня сказки — успешная воительница. В её владениях растут молодильные яблоки и текут реки с живой и мёртвой водой. Об этом узнаёт Иван‑царевич и в ночи пытается похитить часть этих ресурсов, заручившись поддержкой родственников Синеглазки.
Увидев спящую богатырку, главный герой не может удержаться от поцелуя. Царевна просыпается и отправляется в погоню. Через членов своей семьи воительница пытается узнать о месте нахождения обидчика, но родственники покрывают Ивана‑царевича. Несмотря на это, воришку настигают и принуждают к поединку, который тот проигрывает. Так символически Иван‑царевич отдаёт должное талантам женщины, уступает ей лидерство. Синеглазка, в свою очередь, выходит замуж не за самого сильного ради защиты или самого богатого ради денег, а за того, кто пусть и слабее, но ей симпатичен. Выбор «жениться или рубить голову» остаётся за ней.
После поединка герои проводят вместе несколько ночей и расстаются по инициативе царевны на три года. За это время Синеглазка успевает родить и воспитать двоих сыновей Ивана‑царевича и передать часть управления своим королевством. Закончив важные дела, она отправляется во владения мужа, который к тому времени оказывается в беде.
Благодаря помощи жены Иван‑Царевич наказывает своих обидчиков и воцаряется на престоле. Супруги живут долго и счастливо. Объединяет их любовь, а не нужда или необходимость поставить детей на ноги. Мужчина получает верную и сильную спутницу, а женщина — свободу внутри союза и главенствующее право голоса.
Чему учит сказка
Заключать брак по любви, а не по расчёту. Не бросать супруга в беде, с пониманием относиться к его недостаткам и объединяться в период трудностей, работая как команда.