Grand Theft Auto III — одна из самых важных видеоигр в истории. Она регулярно попадает в списки проектов, сильнее всего повлиявших на индустрию, а журнал Time даже включил The 50 Best Video Games of All Time её в топ лучших игр за всё время. GTA III сделала игры в открытом мире популярными, а разработчиков из Rockstar превратила в настоящих рок-звёзд. Без неё не было бы таких серий, как Watch Dogs, Assassin’s Creed, Far Cry, Just Cause и Red Dead Redemption.

Что об игре говорила пресса

Когда игра вышла в 2001 году, почти все критики поняли, что перед ними — исторически важный проект. Почти не было изданий, которые поставили бы GTA III оценку меньше 9 баллов из 10. Так, «Игромания» оценила Grand Theft Auto III — Вердикт экшен на 9,5 балла из 10, а издание AG.ru Обзор игры Grand Theft Auto III поставило ему оценку в 95%.

Grand Theft Auto III
steampowered.com

Рецензенты в первую очередь отмечали невиданную степень свободы.

Абсолютная свобода пьянит и заставляет порой совершать самые абсурдные поступки: угонять со стоянки грузовые фуры, бить витрины супермаркетов и в приступах необъяснимого восторга палить в небо из портативного гранатомёта.

Матвей Кумби, автор «Игромании»

Несмотря на внушительные по меркам 2001 года размеры города, Rockstar удалось сделать его достоверным. По улицам ходят люди (причём разные — в зависимости от района) и ездят автомобили. Полицейские гоняются за преступниками, банды выясняют отношения. Как отмечал Grand Theft Auto III журналист 3DNews, разработчику игры удалось создать удивительно подробную картину живого города.

Grand Theft Auto III
steampowered.com

Также GTA III удивляла интерактивностью и количеством деталей: если сбить гидрант, из него будет хлестать вода, а за покалеченным человеком приедет скорая. На это обратили внимание многие критики: рецензент «Игромании» призывал читателей «мыслить творчески, придумать себе „домашнее задание“, организовать свой личный бойцовский клуб». А журналист HonestGamers хвалил Grand Theft Auto III (PlayStation 2) review разработчиков за изобретательность и продуманность мира.

Одним из нововведений было ещё и радио. Девять станций, каждая с десятком треков, реклама, говорливые диджеи, ток-шоу. Как написали в «Игромании», «Либерти-Сити — город бесконечного радио».

Чем игра важна для индустрии

Пусть GTA III и не создала жанр экшена в открытом мире (к нему можно отнести даже The Legend of Zelda, вышедшую 15 годами ранее), но игра показала, что он может быть полностью трёхмерным, невероятно реалистичным и полным возможностей.

Grand Theft Auto III
steampowered.com

До этого не было проектов, в которых можно было без каких-либо ограничений перемещаться по огромному трёхмерному городу, садиться в любые машины, вступать в драки с прохожими, работать таксистом или устанавливать бомбы в автомобили. Для людей, которые привыкли к полностью линейным 3D-играм, Либерти-Сити действительно был воплощением свободы.

В новинку было и отсутствие каких-либо переходов между вождением и ходьбой: герой просто садился в машину, мог остановиться и выйти в любой момент. Это создавало дополнительную степень свободы и позволяло использовать автомобиль тактически: укрываться за ним от пуль или преграждать путь убегающим врагам.

Полноценного радио в играх до GTA III тоже не было. Как оказалось, оно здорово работает на погружение, помогая игрокам поверить в реальность показанного мира. Безумие, творящееся в Либерти-Сити, отлично сочеталось с безумием на местном радио. Чего стоит хотя бы реклама устройства, заставляющего человека делать физические упражнения во сне с помощью электрических импульсов, или лекарства, позволяющего не спать целыми днями.

Grand Theft Auto III
steampowered.com

Помимо этого, экшен Rockstar Games популяризовал бандитскую тематику в видеоиграх. Сейчас это кажется странным, но игр про преступников до этого почти не было, если не считать предыдущие части серии и франшизу Driver. Благодаря GTA III тема стала модной — появились, к примеру, серии True Crime и Saint’s Row — и остаётся таковой по сей день. В одном только 2016 году вышли экшены в открытом мире Watch Dogs 2 и Just Cause 3, главные герои которых постоянно нарушают закон.

Вместе с популярностью бандитской тематики появилась и мода на более взрослые сюжеты. У GTA III был рейтинг 18+, и разработчики воспользовались им, не только чтобы показать насилие, но и чтобы рассказать историю, которая была бы понятна и интересна взрослым. У персонажей были прописаны характеры, а главный герой то и дело совершал сомнительные с точки зрения морали поступки.

Grand Theft Auto III
steampowered.com

Это не было похоже на распространённые в то время сюжеты, в которых персонажи чаще всего были чётко поделены на хороших и плохих. Сам протагонист действовал только исходя из своих интересов и делал такие вещи, что назвать его положительным героем никак нельзя.

Но пожалуй, главное достижение GTA III — это то, что игра придала Rockstar Games уверенности в своих идеях и силах. Спустя 17 лет студия стала одной из самых богатых компаний в мире и создала много игр, практически каждая из которых так или иначе влияла на индустрию. Не будь Grand Theft Auto III, не было бы и той Rockstar, которую мы знаем сейчас.

Купить для ПК →

Разработчик: Rockstar Games
Цена: 379 рублей
Разработчик: Rockstar Games
Цена: 379,00 ₽