4 важных бизнес-урока, которые вы получите в японской игре го

Не зря список членов Японской ассоциации го практически дублирует перечень крупнейших предпринимателей страны. Эта интеллектуальная игра, имеющая уже более 50 миллионов поклонников по всему миру, учит стратегическому мышлению и тактически выгодным бизнес-ходам.

Японское деловое мышление и стратегия основаны не на «шахматном времени», скорее на «времени го» — долгосрочном подходе к разделению рынка. Я считаю, что для бизнесмена го является лучшей игрой на стратегическое мышление.

Ясуюки Миура (Yasuyuki Miura)
директор по маркетингу компании Japan Airlines и исполнительный директор сети отелей Nikko

Правила го обманчиво просты. В распоряжении двух игроков есть специальная доска, наборы белых и чёрных камней. Главная задача — захватить как можно большую территорию у конкурента. Несмотря на кажущуюся лёгкость, го считается сложнейшей интеллектуальной игрой, в ходе которой открываются тысячи возможностей для решения той или иной бизнес-ситуации.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Бизнес-стратегии го направлены на эффективный раздел рынка и совместное сосуществование участников, а стратегии шахмат — на уничтожение противника и захват его доли на рынке.

Как именно вы будете развивать своё дело, какие методы применять, будете ли отдавать предпочтение краткосрочным или долгосрочным выгодам, насколько эффективно сможете использовать существующие ресурсы и гибко реагировать на постоянно меняющуюся рыночную ситуацию — все эти вопросы обыгрываются в процессе партии, где доска — это рынок и территории, а камни — ваши ресурсы. Каждая игра в го — это урок и отдельная стратегия, которые применимы в реальной жизни.

everythingaboutdesign.com

Урок № 1. Сначала укрепление, затем расширение

Стабильно работающий бизнес — главное условие для его дальнейшего роста и полноценного развития. Ставя один камень и не обеспечивая фигуре должной устойчивости, можно потерять все позиции. Начинающие предприниматели, как и начинающие игроки в го, часто не акцентируют внимание на угрозах, возникающих поблизости, и не анализируют слабые стороны своих позиций, чтобы в дальнейшем их укрепить. Они стремятся быстрее расшириться и получить как можно больше прибыли, но в итоге, не имея проверенного, стабильно работающего проекта, остаются в проигрыше.

Известная компания iRobot начинала с создания и производства робота-пылесоса. Укрепив свои позиции, компания постепенно стала завоёвывать рынок, расширяя бизнес. Теперь в ассортименте iRobot — роботы-сапёры, роботы-разведчики, роботы-чистильщики бассейнов и водостоков.

Именно поэтому для начала необходимо сконцентрироваться на какой-то одной идее, одном продукте. Только когда вы укрепите свои тылы, получите чётко работающий проект, минимально зависящий от внешних обстоятельств, переходите к последовательному расширению своего дела на рынке.

Урок № 2. Развивайтесь по всему полю

После укрепления позиций не стоит ограничивать себя отдельно взятой частью доски. Так можно упустить стратегическое преимущество, в результате чего ваш соперник эффективно перехватит свободную территорию и быстрее выиграет.

Доска — это огромный рынок, на котором вам необходимо постоянно развивать свой бизнес, привносить в него новые решения. Расширяйте своё дело: разрабатывайте свежие направления, предлагайте клиентам новые услуги, дополнительные преимущества, качественную и оригинальную продукцию. Не позволяйте конкурентам использовать ваши возможности.

Например, Toyota Motor Corporation является не только крупнейшей японской автомобилестроительной корпорацией с широкой линейкой автопродукции. Здесь также учитываются современные технологии, рыночные тенденции и потребительский спрос. Именно Toyota первой начала массовое производство и продажу гибридных автомобилей.

Чтобы следовать правилу по захвату как можно большей территории поля, не обязательно быть крупной компанией. Даже если у вас маленькая фирма, скажем, по созданию фотокниг, старайтесь мыслить перспективно и постоянно расширять линейку предлагаемой продукции в соответствии с изменяющейся рыночной обстановкой.

Например, можно дополнительно предлагать доставку заказов по всей России, печать фотомагнитов, создание оригинальных обложек к книгам и, возможно, проведение фотосессий. Таким образом, вы сузите возможности для конкурентов и выиграете большую часть рынка.

Урок № 3. Используйте камни эффективно

Камни — это ваши ресурсы и, соответственно, ваше будущее. Бизнес не может существовать в вакууме. Он находится на одной доске с конкурентами, клиентами и государством. Каждое действие с камнем влияет на дальнейший ход событий и поведение игроков.

В го, прежде чем сделать ход, важно хорошо взвесить его необходимость и возможные последствия. Отсутствие планирования и прогнозирования способствует накоплению рисков до критической массы.

В начале игры оба соперника обладают одинаковым количеством ресурсов, но к концу партии каждый имеет разную площадь завоёванной территории. Победа зависит от того, насколько эффективно и обдуманно человек умеет использовать свои ресурсы на пути достижения цели.

Там, где вы не увидели брешь и не просчитали будущий результат, соперник получит отличную возможность улучшить свои позиции. Потенциально результативные, стратегически выверенные ходы позволят исключить потерю ресурсов.

Как в игре, так и в бизнесе просчитывайте свои решения хотя бы на три шага вперёд с учётом множества внешних обстоятельств. Тратьте ресурсы только на важные и эффективные для компании позиции, смело избавляйте свой бизнес от потерявших актуальность направлений, товарных линеек, услуг.

Все ваши бизнес-ходы должны быть всесторонне обдуманы и скорректированы в соответствии с изменяющейся ситуацией. Так у вас не будет проблем с неэффективной организационной структурой, неоправданными затратами, внедрением проектов, которые при внимательном рассмотрении могут оказаться провальными, и несвоевременным выбросом на рынок новых услуг.

Урок № 4. Думайте как противник

В бизнесе, как и в го, для успешного исхода дела крайне важно умение посмотреть на ситуацию глазами конкурента и потребителя. Необходимо учиться анализировать рыночные реалии сразу с нескольких позиций. Многие бизнесмены понимают важность этого правила, проводя регулярные маркетинговые исследования, используя высокий уровень секретности в компаниях и выявляя потребности клиентов.

Если внимательно изучать не только позиции своих камней, но и перспективы второго игрока, стараться предугадывать его планы, анализировать слабые и сильные стороны, то это значительно облегчит путь к победе.

В качестве примера можно привести упор компании Apple на производство продуктов высшего качества, удовлетворяющих реальные потребности клиентов и имеющих долгосрочную ценность. Именно это делает Apple исключительно конкурентоспособным и сильным игроком на рынке. Понимание потребностей покупателей может стать толчком для разработки инновационного и по-настоящему востребованного продукта, который позволит открыть для себя новые горизонты.

Играя в го, каждый сможет вынести для себя важные бизнес-уроки, смоделировать возможные ошибки и разработать полноценную стратегию выхода на рынок. Освоение стратегического видения можно начать с онлайн-ресурсов или специализированных клубов для игры в го. И не стоит бояться трудностей. Дорогу осилит только идущий.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Тимофей Склянкин
08.12.16 09:50
Японская терминология на экспорт. Победа в го не самоцель хоть и важна. Самое важное в го - кра-со-та. «Ты должен делать ходы не хуже чем твой соперник», именно поэтому слабый игрок никогда не сядет играть с сильным, как может встречаться в других соревнованиях.
Grigoriy Zavalov
08.12.16 12:06
От лукавого, все эти рассуждения о том, что игра го помогает в жизни и развивает мышление. К сожалению это не так. Как и неправда, что "список членов Японской ассоциации го практически дублирует перечень крупнейших предпринимателей страны" - профессиональные игроки, на то и профессиональные, что зарабатывают на жизнь игрой и лекциями об игре.