От «Тетриса» до Atomic Heart. 8 фактов о развитии игровой индустрии в России

Вспоминаем, как появилась самая популярная портативная электронная игра и почему гейминг дважды признавали официальным видом спорта.

1. Игра «Волк и яйца» называлась по‑другому

Игру EG‑26 Egg впервые выпустила японская компания Nintendo. В 1984 году появился советский аналог под маркой «Электроника», который претерпел минимальные изменения. Волк из оригинальной версии превратился в персонажа из «Ну, погоди!». Такое же название получила и игра. Механика была максимально проста: ловить яйца в корзину и получать баллы. Существовала легенда, что если набрать 1 000 очков, то на экране покажут мультфильм. На самом деле игра просто обнулялась.

Позже выпустили и другие разновидности «Волка и яиц». Например, в «Весёлом поварёнке» нужно было ловить на сковородку падающие продукты. Увлечение «Электроникой» длилось недолго: в 1990‑е консоль потеснили более современные игры.

2. «Тетрис» создал советский программист

Изображение: Marta Sher / Shutterstock

В 1980‑х годах Алексей Пажитнов работал в Вычислительном центре Академии наук СССР. А ещё — увлекался головоломками типа пентамино. В этой игре — 12 элементов из пяти квадратов, из которых нужно собирать различные фигуры. Программист решил перенести головоломку на компьютер, но понял, что она для этого слишком сложная. В итоге он использовал элементы из четырёх квадратов и сократил вариации фигур до семи. Оказалось, что при правильных действиях игрока заполнить поле без пустот получится за 20 секунд. Тогда Пажитнов решил, что нижние ряды должны исчезать. Так игра становилась практически бесконечной.

В 1985 году появилась цветная версия, в которую добавили звук и подсчёт очков. Игра вышла за пределы Вычислительного центра и быстро распространилась по СССР: пользователи просто копировали её с дискеты на дискету.

Позднее на «Тетрис» обратил внимание венгерский предприниматель Роберт Штейн. Он попытался договориться с Пажитновым о передаче авторских прав, но ещё до того, как тот согласился, Штейн перепродал их. В 1988 году игру издала американская компания Spectrum Holobyte. Подтянулись и японцы: Nintendo упаковала «Тетрис» в портативную приставку Game Boy. Вернуть права удалось только в 1996 году. Интерес к «Тетрису» сохраняется до сих пор: в этом году вышел фильм, в котором рассказана история создания знаменитой головоломки.

3. Приставку Dendy придумали как альтернативу Nintendo

Виктор Савюк работал в компании «ПараГраф». Тогда же он услышал о японской игровой консоли Nintendo и предложил поставлять её в Россию, но глава «ПараГрафа» Степан Пачиков к идее отнёсся прохладно. Тогда Савюк перешёл в компанию «Стиплер», где создал бренд Dendy и начал выпускать свою приставку.

Название набрали простым шрифтом Cooper, а фирменным цветом сделали красный. Слонёнка нарисовал художник‑аниматор Иван Максимов. Пробную партию приставок заказали на фабрике в Тайване. Продажи шли плохо — консоли были устаревшей конструкции и стоили дорого, в то время как в Россию уже привозили аналоги дешевле. Тогда Савюк выпустил приставку Dendy Junior и поставил на неё минимальную оптовую цену. Это сработало. В 1993 году компания заработала 16 миллионов долларов, а два года спустя — уже 100. «Стиплер» создал отдельную компанию «Денди», в которой трудились 150 человек. За всё время продаж в России и СНГ удалось реализовать около 6 миллионов приставок. Но после кризиса 1998 года компания закрылась.

4. «Братья Пилоты» ведут историю от детских книг

Историю двух сыщиков Шефа и Коллеги, расследующих исчезновение слона из зоопарка, написал Эдуард Успенский. Позже появились комиксы, а в 1987 году вышел мультфильм, в котором герои уже приобрели узнаваемый облик. Братьями Пилотами они стали благодаря названию студии «Пилот». Через 10 лет появился компьютерный квест от компании Gamos. Сюжет в игре «Братья Пилоты: по следам полосатого слона» почти не меняли. Сохранили и аутентичную рисовку, которую любили зрители. Через год появилось продолжение — «Братья Пилоты: дело о серийном маньяке». Последнюю игру в жанре догонялок выпустили в 2007 году.

«Братья Пилоты» были яркой новинкой того времени, но не единственной. Например, в 1998 году компания «К‑Д ЛАБ» представила гоночную ролевую игру «Вангеры». По сюжету планету населили мутанты. Они жили в городах, связь между которыми поддерживают вангеры — странники, управляющие боевыми машинами. Автора игры Андрея Кузьмина включили в «Зал Славы» легенд отечественной гейм‑индустрии. В него же вошли создатели «Тетриса» и Dendy.

5. В середине 1990‑х почти никто не покупал лицензионные игры

В 1997 году на их долю приходилось всего 2%, а остальной рынок занимала контрафактная продукция. Всё потому, что пиратские версии стоили значительно дешевле — 4–5 долларов против 18. Лицензионные копии продавали в картонных коробках, куда, помимо диска, клали руководство, рекламные буклеты и подарки, например футболку.

Российская компания «Бука» пыталась решить эту проблему. Их игры выпускались в минималистичных пластиковых боксах. Стоили они почти так же, как и пиратские. Первым так издали квест «Петька и Василий Иванович спасают галактику». Он принёс компании 150% от вложенных денег. В упаковку добавили карточку с вопросом, во что бы ещё пользователи хотели сыграть. В опросе победили «Герои меча и магии — 3» — в 1999 году «Бука» перевела и выпустила игру.

Полностью побороть пиратство в игровой индустрии компания, конечно, не смогла. Но если в 1990‑х его уровень составлял 98%, то сейчас — 70%.

6. Россия первой в мире признала киберспорт официальным видом спорта

Изображение: Marta Sher / Shutterstock

Это произошло в 2001 году. Но пять лет спустя его исключили из Всероссийского реестра видов спорта, потому что он не отвечал новым критериям. Например, у киберспортсменов не было зарегистрированного общероссийского объединения. Повторное признание состоялось в 2016 году.

Российские спортсмены отлично показывают себя на международных соревнованиях. Допустим, в 2021 году они впервые выиграли чемпионат мира по Dota 2. А в 2022‑м стали лидерами на чемпионате мира по CS:GO.

7. Disney купила игру «Корсары II» ещё на этапе разработки

Первую часть выпустили в 2000 году компании «1С» и «Акелла». Действие происходило в XVII веке в вымышленном районе «Архипелаг», расположенном в Карибском море. Игра получила не только хорошую графику, но и много интересных для своего времени возможностей: здесь можно было свободно путешествовать и вести сражения не только на воде, но и на суше.

Сиквел появился три года спустя. Игру, которую первоначально разрабатывали как «Корсары II», выкупила Disney и переименовала в «Пиратов Карибского моря», чтобы прорекламировать одноимённый фильм. Сюжетом они не связаны, объединяет их только тема и наличие корабля «Чёрная жемчужина». Главным героем сделали капитана Натаниэля Хоука, который поступает на службу к губернатору острова в Карибском море. А дальше пользователь сам решал, как будет складываться судьба персонажа: он мог стать и пиратом, и благородным торговцем.

Последнюю игру серии выпустили в 2012 году, но из‑за устаревшей графики и сложного геймплея отзывы на неё были прохладными.

8. Atomic Heart стала лидером по продажам в Steam сразу после релиза

В шутере, разработанном российско‑кипрской студией Mundfish, рассказана альтернативная история СССР 1950‑х годов. В стране запустили массовое производство роботов, но в какой‑то момент машины вышли из‑под контроля и напали на людей. Главному герою разведчику Сергею Нечаеву предстоит выяснить, что произошло. Игру выпустили 21 февраля этого года, и она сразу же вышла на первое место в Steam по продажам, удивив даже иностранцев. Игроков покорили внимание к деталям и яркие персонажи. А российские пользователи ещё и оценили ностальгический саундтрек — от «Комарово» до «Розового фламинго» Алёны Свиридовой.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Marta Sher / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter