Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Своё дело
27 апреля 2020

Как перейти на удалёнку и не облажаться: 10 советов

Научить коллег пользоваться сервисами видеоконференций и создать общий чат — это только половина дела. Вместе с «Битрикс24» объясняем, как настроить бизнес-процессы и общение с клиентами, чтобы не терять прибыль во время самоизоляции.
Фото автора Лидия Суягина
Лидия Суягина

Редактор спецпроектов Лайфхакера

10 советов, которые помогут эффективно работать из дома

1. Создайте единое рабочее пространство для всех сотрудников

Не перекладывайте это на подчинённых, иначе налаженные процессы превратятся в хаос, когда сотрудники не видят работу друг друга и не понимают, кто за что отвечает. В результате тормозятся элементарные задачи, работники теряют вовлечённость, а эффективность труда стремится к нулю.

Вот минимальный набор инструментов, которые могут вам пригодиться:

  • Таск‑менеджер. С ним удобно ставить задачи, следить за загруженностью отделов и каждого сотрудника.
  • Общий календарь. Он поможет вести график отпусков и отгулов, а ещё планировать важные события вроде созвонов с клиентами или коллегами, чтобы не приходилось лично напоминать о них участникам встречи.
  • Мессенджер для решения срочных вопросов. Можно создать общий чат для всей компании и чатики поменьше для отдельных команд и проектов.
  • Облачные хранилища данных и решения для работы с документами. Пригодятся для совместной работы во время созвонов, да и поделиться ссылкой проще, чем отправлять документы и тяжёлые файлы по почте или в мессенджере.

Из‑за пандемии многие компании вынуждены перейти на удалённую работу. «Битрикс24» поддерживает бизнес и отменяет ограничение по пользователям в бесплатном тарифе. Раньше его могли использовать только 12 человек, а теперь тариф подходит для компаний любого размера.

Этот сервис поможет организовать единое информационное пространство для всей вашей команды. «Битрикс24» — своего рода корпоративная социальная сеть, где можно создавать группы, писать посты и размещать новости компании. Создайте страницу компании, пригласите туда всех сотрудников и работайте точно так же, как в офисе, только из дома. Ставьте задачи и следите за их выполнением, открывайте общий чат для компании, проводите планёрки и видеоконференции, планируйте встречи в календаре. Для хранения важных документов есть общий диск, а CRM поможет держать под контролем взаимодействие с клиентами.

Попробовать бесплатно

2. Держите связь с теми, кто работает дома

Удалёнка не повод забыть о дисциплине и перейти на свободный график, когда на рабочие дела время выделяется по принципу «сделаю, но потом». На общем собрании расскажите сотрудникам о новом формате работы и установите границы рабочего дня: например, с 9 до 18 часов каждый должен быть на связи, а об отгулах нужно предупреждать хотя бы за пару дней.

Хоть вы все и работаете удалённо, но по‑прежнему остаётесь одним коллективом. Делитесь новостями компании, регулярно (хотя бы раз в неделю) рассказывайте о выполненных задачах и новых планах, публично отмечайте успехи отделов. Наконец, не забывайте поздравлять сотрудников с днём рождения. Это поможет поддержать командный дух, а подчинённые не будут чувствовать себя забытыми и брошенными на произвол судьбы.

3. Введите правила общения в чатах

Чаты — инструмент удобный, но со своими минусами. Постоянный поток сообщений отвлекает не меньше, чем болтовня соседей по офису, поэтому есть смысл разграничить общение и завести отдельные чаты для срочных вопросов и разного рода разговоров, не относящихся к делу. И этот чат можно с чистой совестью замьютить и перечитать после окончания рабочего дня.

Не используйте чаты для решения сложных задач, когда нужно узнать мнение всех членов команды. На выходе вы получите уйму сообщений, а к единому и устраивающему всех решению так и не придёте. Лучше договоритесь о созвоне, а в чате зафиксируйте, к чему в итоге пришли.

И постарайтесь не создавать лишний шум: не дробите одно сообщение на десяток в стиле «Привет. Тут это. Задача новая». Уважайте чужое время и не заставляйте собеседника постоянно отвлекаться на оповещения.

4. Регулярно проводите видеозвонки с командой

Как организовать бизнес на удалёнке: регулярно проводите видеозвонки с командой

Во‑первых, это поможет держать руку на пульсе и перераспределять нагрузку, если один сотрудник захлёбывается в задачах, а другой страдает от безделья. Во‑вторых, это хороший инструмент для отслеживания настроения подчинённых: всё-таки короткие сообщения в чатах не передают интонацию, а во время личной беседы можно выяснить, что кого беспокоит.

Не устраивайте созвоны для галочки. Планируйте содержание каждой беседы, заранее оповещайте всех участников, о чём пойдёт речь, а по итогам создавайте протокол встречи: что решили, какие задачи поставили и кто отвечает за их выполнение. Чтобы следить, как дела у компании, не обязательно устраивать всеобщий созвон каждую неделю. Сотрудники могут регулярно общаться только со своими руководителями, а уже они отчитаются перед вами.

5. Составьте чёткий регламент работы

У каждого сотрудника должен быть доступ ко всей информации, которая может понадобиться во время работы. Это особенно важно для новичков: их нужно ввести в курс дела, а адаптация на удалёнке может занять больше времени, чем при живом общении в офисе. Чтобы новый сотрудник не потерялся в потоке информации, назначьте ему куратора, который сможет ответить на любые вопросы о том, как устроена жизнь и работа компании.

В идеале база знаний о работе компании должна быть устроена таким образом, чтобы, даже в случае если ключевые сотрудники заболеют или уйдут в отпуск, процессы не застопорились. Создайте документы, в которых предельно подробно объясняется, что делать в типичных рабочих ситуациях, и разместите их в открытом доступе.

6. Фиксируйте все поручения в задачах

Это правило стоит применять не только во время вынужденной удалёнки. Не полагайтесь на устные договорённости: нет поставленной задачи — не будет и результата.

Вот простые правила, с которыми задачи будут решаться качественно и в срок:

  • Чётко формулируйте поручение. Не заставляйте подчинённых играть в экстрасенсов или по слову выуживать дополнительную информацию. Сотрудник должен сразу понять, чего от него хотят.
  • Назначайте ответственных и исполнителей. Иначе есть риск, что подчинённые будут бесконечно перекидывать задачу друг на друга, а в итоге ею никто так и не займётся.
  • Ставьте сроки. Задачу, которую нужно сделать «когда‑нибудь», скорее всего, не выполнят никогда.
  • Отвечайте на вопросы и давайте обратную связь. Так вы укрепите доверие в коллективе и повысите вероятность успешного выполнения задачи.

7. Автоматизируйте рутинные процессы

Как организовать бизнес на удалёнке: автоматизируйте рутинные процессы
Фото: Shyntartanya / Shutterstock

В офисе всё просто: если надо написать заявление на отпуск, сотрудник идёт к эйчару, берёт готовую форму, заполняет и отдаёт на подпись. В самоизоляции привычные вопросы превращаются в проблему: один работник хочет взять отгул, а другому требуется срочно подписать счёт на оплату, нужна подпись руководителя, а взять её негде — не домой же к нему ехать.

Выход тут один: искать способы отказаться от бумажного делопроизводства и перевести всю работу с важными бумагами в электронный вид.

В «Битрикс24» есть инструмент для создания бизнес‑процессов, с которыми не придётся тратить время на бесконечные правки, распечатки и согласования. Все рабочие документы здесь можно хранить на общем диске, а ещё можно создать сценарии типовых бизнес‑процессов вроде оплаты счёта или оформления командировки. Они настраиваются с помощью простого графического редактора: нужно сформировать цепочку согласований, раздать её участникам необходимые полномочия, а дальше система автоматически отправит документ нужным сотрудникам.

8. Создайте понятную и прозрачную систему контроля

Возможно, вас будут одолевать подозрения, что сотрудники занимаются дома чем угодно, только не работой. Разумеется, контроль нужен, но важно сохранять здравый смысл. Если постоянно дёргать подчинённых и спрашивать, как дела с их проектами, быстрее работать они не станут, зато постоянно будет копиться напряжение, которое рано или поздно выльется в конфликт.

Договоритесь с руководителями отделов, что каждое утро они будут собирать у сотрудников информацию о текущей загрузке, а при необходимости передавать её вам. Контролируйте не процесс, а результат. Так, масштабные проекты можно разбить на несколько этапов с чётким результатом и ограничением по времени, чтобы решать возникающие проблемы по мере поступления.

9. Переведите отдел продаж в CRM

CRM — это автоматизированная система управления отношениями с клиентами. Проще говоря, это специальное программное обеспечение, которое фиксирует все контакты с клиентом от первого звонка до продажи.

На удалёнке CRM становится настоящим спасением для отдела продаж. Она позволяет свести к минимуму человеческий фактор: менеджеры не погрязнут в рутинных операциях, не забудут об отдельных клиентах и всегда будут в курсе, на каком этапе находится каждая сделка и каким должен быть следующий шаг. А руководитель может отследить эффективность работы каждого специалиста и при необходимости перераспределить нагрузку.

10. Общайтесь с клиентами через CRM

Ситуация: стационарный телефон остался в офисе, но беседовать с клиентами как‑то нужно. И контролировать общение тоже — иначе сложно будет понять, почему сорвалась перспективная сделка. Выручит CRM со встроенной телефонией: она позволяет подключать не только голосовые каналы общения, но и чаты на сайте и в мессенджерах. Отвечать на письма и сообщения удобно сразу в CRM, а вся история взаимодействия с клиентом сразу попадает в его карточку.

К CRM «Битрикс24» можно подключить и телефонию, и чаты или формы в социальных сетях. Чтобы понять, какой из рекламных каналов работает эффективнее, используйте кол‑трекинг. Привяжите к каждому объявлению в социальных сетях или Google Ads отдельный номер телефона, а кол‑трекинг отследит, какое из них привело клиента и окупилась ли реклама.

Чтобы менеджеры не отвлекались на рутину, поручите часть задач роботам. Они могут позвонить или написать клиенту и уточнить контактные данные, выбрать удобный способ оплаты или собрать обратную связь о качестве обслуживания, а потом занести все необходимые данные в CRM.

Начать работу с «Битрикс24»
Обложка: Анна Гуридова / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Reif2 часа назад

0 / 0

Да по ходу как на волнах будем, то взлет развития то падение ну или замедление.
Клавиатуры уйдут в историю: поколение альфа перейдёт на голосовые сообщения в работе
Аватар автора комментария
Reif2 часа назад

0 / 0

Судя по статье надо на доярку было "учиться".
15 профессий, связанных с животными и их изучением
Аватар автора комментария
Nikolay Drakula3 часа назад

0 / 0

У меня такой уже 4 месяца стоит, никаких проблем в по не обнаружил
Надо брать: 3D-принтер от ELEGOO со скидкой 42%
Аватар автора комментария
Лёша Каргин6 часов назад

0 / 0

Изображение
WhatTheFont — приложение для поиска шрифтов с картинок
Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях